Прокурорский надзор за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 30.01.2024

Статья просмотрена: 400 раз

Библиографическое описание:

Безлик, А. А. Прокурорский надзор за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность / А. А. Безлик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 238-240. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110906/ (дата обращения: 29.04.2024).



В данной публикации исследуется правовая сущность прокурорского надзора за соблюдением закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, выделяются его специфические черты.

Ключевые слова : прокурор, надзор, решение, суд, нарушение, розыскная деятельность, секретность.

Оперативно-розыскная деятельность является особой формой деятельности правоохранительных органов, направленной на выявление и документирование фактов преступной деятельности, с целью последующего привлечения лица к уголовной ответственности. Специфичность данного вида деятельности заключается в том, что она является негласной и ограничивает конституционные права и свободы граждан. Поэтому ее проведение санкционируется судом, который при принятии решения, в полном объеме изучает характер ее необходимости и обоснованности.

Другой специфичной чертой оперативно-розыскной деятельности выступает ее нормативное регулирование, которое, по сути, ограничивается одним Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [2]. Все детализирующая информация об особенностях проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) содержится в ведомственных актах, имеющих гриф секретности. Данное обстоятельство побудило законодателя закрепить в федеральном законе от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [1] оперативно-розыскную деятельность как одно из направлений прокурорского надзора.

Доктринальный подход также подтверждает необходимость осуществления прокурорского надзора за сотрудниками правоохранительных органов, реализующими оперативно-розыскную деятельность. Обоснованность данного вывода очевидна: в рамках проведения ОРМ происходит ограничение личных свобод граждан, которые охраняются Конституцией РФ (право на неприкосновенность личной жизни, тайна переписки и ведения переговоров, неприкосновенность жилища и др.). Несмотря на то, что данные ограничения производятся компетентными сотрудниками правоохранительных органов, по санкционированному решению суда, никогда нельзя исключать тот факт, что данные мероприятия могут проводится с нарушениями закона. Однако, строгий режим секретности, а также неочевидность данной деятельности, не позволяют обычному обывателю обнаружить ее незаконный характер [6, с. 151].

Указанная специфика проведения ОРМ актуализирует вопрос о необходимости осуществления прокурорского надзора за ее законностью, с целью исключения возможных фактов нарушения закона со стороны оперативных сотрудников [5, с. 177].

Оперативно-розыскная деятельность существует в рамках уголовного преследования (может также осуществляться до возбуждения уголовного дела, а также продолжаться после вынесения приговора). В виду этого, надзорная деятельность прокуратуры в отношении нее имеет публичный характер, то есть она осуществляется в интересах, прежде всего, государства (соблюдение режима законности на территории Российской Федерации), а уже вторично направлена на обеспечение прав и свобод граждан (соблюдение конкретных конституционных прав и свобод граждан).

Глава 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» называется: «Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие». Таким образом мы видим, что законодатель рассматривает надзор за проведением ОРМ не как отдельное самостоятельное направление прокурорского надзора, а как часть целого, то есть в общей совокупности с производством дознания и предварительного расследования. Данное обстоятельство в научных кругах обосновывается тем, что оперативно-розыскная деятельность не может существовать в отрыве от уголовно-процессуальной, так как она, по сути, выступает инструментом для достижения общей цели — изобличения виновных, расследования преступления и привлечения виновных к уголовной ответственности.

Следует согласится с высказыванием И. А. Одношевина, «в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности создаются предпосылки и условия для начала уголовного преследования, тем самым последовательно решаются задачи обнаружения и раскрытия преступления, выявления виновных и обоснования их ответственности» [3, с. 191]. Иными словами, ОРД имеет конечную цель не только получение оперативно-значимой информации по делу, но и ее последующее использование в рамках производства по делу, в целях привлечения виновных к уголовной ответственности.

Однако существует и иное мнение ученых, которое отрицательно характеризует объединение прокурорского надзора в отношении разнородных направлений правоохранительной деятельности в рамках единого уголовного судопроизводства. В аргументацию своей позиции специалисты указывают на существенные различия организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и надзором за законностью проведения оперативно-розыскной деятельности. Различия существуют как в самой специфике данной деятельности (в первом случае она гласная, во втором, как правило, негласная), так и в средствах прокурорского реагирования [4, с. 65].

К особенностям прокурорского надзора в исследуемом направлении необходимо отнести тот факт, что он осуществляется «уполномоченными прокурорами» (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), то есть теми, которые имеют соответствующий допуск к государственной тайне (режиму секретности), так как проведение ОРМ производится негласно и соответствующим образом документируются. При этом в материалах ОРМ содержится полная информация о его участниках, полученная информация, методы ее получения и пр.

Особенностью прокурорского надзора за ОРД также можно назвать временну́ю специфику его осуществления. В соответствие с ч 2 ст. 21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» содержится предписание о том, что вся необходимая документация по ОРМ, которую желает проверить прокурор в рамках надзора, предоставляется по его требованию руководителем органа, производившем ОРД. При этом, в законе не закреплена обязанность сотрудников, производящих ОРД, перед ее производством, уведомлять об этом прокурора. То есть, по сути, прокурорский надзор в этом направлении производится «постфактум», уже после реализации негласного мероприятия.

В заключение данного исследования приходим к выводу, что в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в рамках одного направления прокурорского надзора все же необходимо разграничить надзорную деятельность по таким направлениям правоохранительной деятельности, как оперативно-розыскная деятельность и предварительное расследование. Необходимость данных изменений обусловлена как разной спецификой данных видов правоохранительной деятельности, так и индивидуальными методами прокурорского реагирования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
  2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
  3. Одношевин И. А. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и пределы его осуществления // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 4. С. 191–194.
  4. Серебрянникова М. В. Прокурорский надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование: дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. — 203 с.
  5. Стельмах В. Ю., Титов П. М. Результаты оперативно-розыскных мероприятий в уголовном судопроизводстве: монография. М.: Юрлитинформ, 2020. — 344 с.
  6. Титов П. М. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 2 (58). С. 151–157.
Основные термины (генерируются автоматически): оперативно-розыскная деятельность, прокурорский надзор, правоохранительная деятельность, предварительное расследование, Российская Федерация, свобода граждан, уголовная ответственность, необходимость осуществления, прокурорское реагирование, уголовное преследование.


Ключевые слова

суд, надзор, прокурор, решение, нарушение, секретность, розыскная деятельность

Похожие статьи

Задать вопрос