Изучение местных фольклорных традиций в рамках внеурочной работы как основа патриотического воспитания школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 24.01.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Красноперова, М. С. Изучение местных фольклорных традиций в рамках внеурочной работы как основа патриотического воспитания школьников / М. С. Красноперова, М. Н. Симакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110659/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается деятельность по исследованию школьниками этнографии, местных фольклорных традиций как основы патриотического воспитания. Анализируются формы организации работы учителя музыки по созданию детского фольклорного объединения в рамках внеурочной деятельности в средних общеобразовательных школах, предлагаются наиболее эффективные решения для улучшения качества педагогической и образовательной деятельности.

Ключевые слова: учитель музыки, внеурочная работа, фольклор, традиционные обряды, песни, игры, танцы, игра на традиционных музыкальных инструментах.

Сохранение этнографического творчества является неотъемлемой частью развития общества. В основе фольклора заложена народная мудрость, самобытная целостная система педагогических основ, эстетического, нравственного и патриотического воспитания.

На сегодняшний день остро встает проблема преобладания иностранной культуры в нашем обществе. Кругозор интересов детей и молодёжи часто ограничен зарубежным творчеством, из-за этого происходит отчуждение от веками сложившихся русских традиций и их непонимание. С каждым годом всё меньше и меньше становится носителей традиционной культуры. Им некому передавать свои знания, полученные от предков. Из-за этого происходит вытеснение иностранной культурой родной русской основы, складывавшейся веками. Уходят в прошлое многие традиционные обряды, а с ними и песни, игры, танцы, игра на традиционных музыкальных инструментах. Утрачивается искусство сказителей.

В указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» поясняется, что под традиционными ценностями надо понимать «нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности». К этим ориентирам отнесены жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд; приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России [5].

В. В. Путин в своих выступлениях отмечает, что вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения на основе ценностей патриотизма, уважения к отечественной истории и культуре, по праву находятся в числе значимых общенациональных задач, реализации которых государство неизменно уделяет приоритетное внимание.

Изучение народных истоков как основы воспитания патриотических чувств представлено в различных научных работах: A. M. Бабаева, Г. Ефремовой; Н. А. Сиволобовой, краеведения — Г. Д. Багровой, Т. А. Зиминой, К. Л. Михайлюк, Д. С. Сенюк.

Решением поставленной нами проблемы может являться создание в средних общеобразовательных школах в рамках внеурочной работы детских объединений, деятельность которых направлена на изучение этнографических традиций своей местности. Собирая этнографическую информацию от старейших жителей деревни, села или города школьники смогут сохранить её, начать возрождать утраченные традиции, передавая их будущим поколениям.

Важным вопросом является популяризация данного направления в школе. Важно объяснить детям значимость изучения и сохранения традиций своей малой Родины. Только заинтересованный учитель музыки сможет увлечь ребят исследовательской деятельностью, а для этого учителю самому нужно расширить свой кругозор в области этнографии, музыкального фольклора [1]. Самообразование будет являться главным фактором расширяющим горизонты знаний этнокультурных традиций народа. Учитель должен обладать хорошими коммуникативными навыками, чтобы найти старейших жителей, уметь правильно вести беседу с информантами, постепенно приобщая к этой работе детей.

Многие старожилы (информанты) с удовольствием вступают в разговор с детьми, рассказывают им воспоминания о своей жизни, детстве, традициях, которые они пытаются сохранять в своей семье или полностью утраченных, но оставшихся в памяти на многие годы. Старики передают опыт, тем самым, восстанавливаются утраченные связи между поколениями [4].

Нами разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа фольклорного объединения «Истоки» для школьников (далее — образовательная программа). Отметим, что в отличие от фольклорных ансамблей детских школ искусств и домов творчества, в детское фольклорное объединение средней общеобразовательной школы следует принимать всех желающих в нем заниматься учеников. Каждый участник коллектива найдет свою нишу. Кто-то из детей имеет красивый голос, кто-то ритмично двигается, а кто-то с увлечением будет расшифровывать записи бесед с информантами, описывая обряды или слова песен. Возраст участников объединения также может быть разным (смешанным). Наиболее продуктивным, по нашему мнению, может стать технология, предложенная Г. Струве — «хоровая прививка» — это способность одного, более подвинутого хора (или хоров) влиять на интенсивное формирование вокально-хоровых навыков другого (или других), менее подвинутого [1]. Георгий Александрович Струве предложил уникальный вариант, которой позволит повысить уровень обучаемости не только всего коллектива, но и даст возможность менее слабым ученикам тянуться за школьниками, обладающими более развитыми задатками в области фольклора.

Образовательная программа содержит в себе 3 модуля. Первый модуль «Жизнь народа». В содержание данного модуля входят разделы: народный календарь, народные обычаи и обряды, быт и уклад жизни, жанры музыкального и литературного фольклора [2]. Во второй модуль «Народная музыка» входят разделы: песни, фольклорная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных музыкальных инструментах. В содержание третьего модуля «Театр и народ» включены разделы: народный театр, народные обряды, драматическое действие (актерское мастерство).

Заслуженный артист РФ, руководитель детского фольклорного ансамбля «Звонница» Всероссийской государственной телерадиокомпании, профессор Московского государственного университета культуры и искусств Петр Алексеевич Сорокин говорит о том, что традиционная культура включает в себя совокупность различных, тесно взаимосвязанных компонентов. Важной основой для эффективного изучения местной подлинной традиции будет скрупулёзный, целеориентированный, комплексный подход к освоению руководителями фольклорных коллективов местной традиции.

Синкретизм содержания образовательного материала является основой и особенностью изучения фольклора. В совокупности изучаются обряды, песни, народная хореография, игра на музыкальных инструментах, актерское мастерство [3]. Народный костюм является неотъемлемой частью изучения региональной, местной традиции. Дети не только должны изучать виды детской, женской и мужской этнографической одежды, но и иметь собственный традиционный костюм. Чаще всего это могут быть «новоделы» или «реплики», костюмы, сшитые по старинным выкройкам. Все эти составляющие помогают комплексно развивать интерес к традициям своей малой Родины.

Таким образом, важным компонентом патриотического воспитания подрастающего поколения является изучение этнографических традиций своей местности, региона и страны в целом. Опираясь на данные основы, в нашем обществе будет формироваться личность с высокими патриотическими чувствами к свой Родине — России.

Литература:

  1. Абдуллин Э. Б. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева; под общ. ред. М. И. Ройтерштейна. — М.: Музыка, 2016. — 336 с.
  2. Александров В. А. Серия Народы и культура / В. А. Александров. — М.: Наука, 2003. –375 с.
  3. Астафьева Л. А. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре / Л. А. Астафьева, В. А. Бахтина. Вып. 3. — М.: Худ. Лит.,1994. — 243 с.
  4. Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия / И. И. Шангина. — С-Пб.: Изд-во Азбука-классика, 2003. — 475 с.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://ivo.garant.ru/#/document/405679061/paragraph/1:0 (дата обращения: 21.01.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, актерское мастерство, детское фольклорное объединение, игра, иностранная культура, малая Родина, местная традиция, образовательная программа, обряд, подрастающее поколение, традиционная культура, традиция.


Ключевые слова

игры, фольклор, внеурочная работа, учитель музыки, песни, танцы, традиционные обряды, игра на традиционных музыкальных инструментах

Похожие статьи

Задать вопрос