Компенсация ущерба, причинённого правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления (на примере Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 24.01.2024

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Кожанов, С. С. Компенсация ущерба, причинённого правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления (на примере Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки) / С. С. Кожанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 288-291. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110609/ (дата обращения: 02.05.2024).



Данная тема исследования фокусируется на проблеме компенсации ущерба, который может быть причинен правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления. Анализ проводится на примере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Исследование включает в себя теоретический аспект компенсации, оценку соответствующих нормативно-правовых механизмов, а также рассмотрение возможных путей балансировки интересов граждан, организаций и эффективности государственных структур. Работа направлена на выявление ключевых теоретических аспектов и разработку рекомендаций для совершенствования законодательства в данной сфере.

Ключевые слова : компенсация ущерба, государственные органы, органы местного самоуправления, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, теоретический аспект, нормативно-правовые механизмы, баланс интересов.

В современном обществе вопрос компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, является одним из сложных аспектов правовой системы. На примере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее — Федеральная служба) можно проанализировать механизмы, используемые для компенсации ущерба, а также выявить теоретические аспекты этого вопроса. Во многих правовых системах признается принцип суверенитета государства, что означает, что государственные органы и их представители обладают определенной неприкосновенностью за совершаемые в рамках их компетенции действия. Тем не менее, существуют ситуации, когда правомерные действия государственных органов могут привести к материальному или моральному ущербу гражданам или юридическим лицам. Для компенсации ущерба, причиненного действиями Федеральной службы, важен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность данного органа. Возможность возмещения ущерба чаще всего зависит от наличия вины или недостатка в деятельности органа. Теоретически оправданным представляется предположение, что компенсация ущерба должна быть обусловлена прямым доказательством недопустимости или ошибочности действий Федеральной службы в данных конкретных обстоятельствах. [2]

Однако вопрос компенсации ущерба в контексте деятельности государственных органов не ограничивается только материальными аспектами. Компенсация может включать в себя и моральный ущерб, который, несмотря на отсутствие материальных потерь, может оказаться значимым для пострадавших. Теоретический аспект в данном случае касается определения критериев, по которым будет оцениваться моральный ущерб, и установления соответствующих норм и стандартов.

Важным элементом теоретического аспекта является также вопрос о системе компенсаций, включая порядок и сроки их предоставления. Эффективная и справедливая система компенсаций требует не только четкого законодательного регулирования, но и эффективного механизма применения этих норм в практике. В этом контексте, создание независимых органов для рассмотрения жалоб и обжалований по вопросам компенсации может способствовать более объективному и справедливому разрешению споров.

Необходимо заметить, что правомерное причинение вреда невозможно в форме бездействия. Противоправное бездействие означает неисполнение лицом возложенной на него обязанности действовать определенным образом. В рассматриваемом же случае государственные органы и их должностные лица, руководствуясь предпочтением общественных интересов, целенаправленно и сознательно совершает действия, в результате которых причиняется вред охраняемым законом интересам. Поэтому справедливо в ст. 16 ГК РФ, закрепляющей ответственность органов государственной власти за незаконные действия, в скобках указывается бездействие государственных органов, а в ст. 161 Законопроекта такого указания нет. Как определить вред, подлежащий компенсации? Вредом принято считать «уничтожение либо умаление личного либо имущественного блага».10 Для интересов данного института следует определить вред, как умаление личного либо имущественного блага, возникшее в результате правомерных действий государственных органов. Таким образом, необходима причинно-следственная связь между правомерными действиями должностного лица и наступившим вредом. [4]

В предлагаемом тексте ст. 161 Законопроекта используется термин «ущерб». В некоторых случаях употребление терминов «ущерб», «вред», «убытки» возможно, как синонимичных. Но законодатель счел нужным в ст. 16 ГК РФ употребить термин «убытки», говоря о восстановлении прав и интересов, нарушенных неправомерными действиями государственных органов, а в проекте ст. 161 предполагается такая формулировка: «ущерб, причиненный личности или имуществу». Также как в ст. 16 ГК РФ речь идет о возмещении, а в ст. 161 Законопроекта — о компенсации. [3]

Различия между данными понятиями в известной степени терминологические, но есть и разница по существу. В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ, а также обосновано в науке, что убытки включают в себя помимо реального ущерба еще и упущенную выгоду, т. е. материальные блага, которые лицо могло бы приобрести, не случилось бы причинения ущерба. В данном случае, при правомерном причинении вреда, предлагается компенсировать только реально причиненный ущерб. Упущенная выгода, по-видимому, не подлежит компенсации в связи с тем, что общественные интересы сами терпят ущерб и упускают выгоду, которая могла бы возникнуть, если бы не возникло чрезвычайной ситуации, в которой потребовалось причинение вреда. Интересен вопрос о компенсации морального вреда при правомерном его причинении. Под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями, посягающими на принадлежащие человеку нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права, а также действиями, нарушающими имущественные права граждан.11 Уже говорилось выше о приоритете общественных (государственных) интересов над частными. Думается, что лицо, которому причиняется ущерб правомерными действиями государственных органов, должно ощущать себя частью общества (государства), во благо которого такой вред причиняется. И предполагается, что морального вреда в случае правомерного причинения ущерба возникнуть не может.

Получается, что реализация принципа полного возмещения вреда не возможна в случае с правомерным его причинением. Поэтому предлагается говорить именно о «компенсации» ущерба, а не о «возмещении». Возмещение предполагает полное восстановление положения, существовавшего до причинения вреда, оно возможно как в натуре, так и посредством денежной выплаты. Компенсация же — всегда денежная выплата и применяется в том случае, когда нет возможности натурального восстановления положения. (Т.о. имущественный вред возмещается, а моральный компенсируется). Компенсация также возможна и не в полном объеме. Законом могут быть предусмотрены компенсационные выплаты в том или ином случае в определенном размере. [1]

Самым сложным и самым главным с точки зрения практики является вопрос об объеме и порядке компенсации ущерба. Таким образом, теоретический аспект компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, требует системного подхода к разработке и применению нормативно-правового регулирования. Анализ деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки может послужить основой для формирования модели компенсаций, учитывающей исключительные особенности деятельности государственных органов в современном обществе. Теоретический аспект компенсации ущерба, вызванного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, представляет собой сложную проблему в правовой науке. Рассмотрим этот вопрос на примере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, чтобы выделить ключевые теоретические аспекты, охватывающие данную тему. [5]

Прежде всего, стоит обратить внимание на понятие компенсации в контексте деятельности государственных органов. Это понятие не ограничивается только материальными компенсациями, ибо ущерб может иметь не только финансовый, но и социальный, экологический или даже культурный характер. Теоретическое осмысление этой проблемы включает в себя не только аспекты ответственности за финансовый ущерб, но и методы оценки нематериального ущерба. Следующим важным теоретическим аспектом является принцип справедливости в контексте компенсаций. Как сбалансировать интересы граждан и организаций, понесших ущерб от правомерных действий государственных органов, с необходимостью обеспечения эффективного функционирования этих органов? Этот вопрос требует глубокого теоретического анализа, включая обсуждение принципов справедливой компенсации и критериев ее определения. Кроме того, следует рассмотреть роль независимых инстанций или судов в решении вопросов компенсации. Как обеспечить объективность и справедливость в рассмотрении жалоб и исков, связанных с ущербом от правомерных действий государственных органов? Теоретический аспект в этом случае включает в себя анализ возможных моделей и механизмов, направленных на защиту интересов пострадавших сторон. Таким образом, теоретический аспект компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, требует глубокого разговора в рамках правовой науки. Он включает в себя не только аспекты материальных компенсаций, но и широкий спектр социальных и культурных вопросов, требующих тщательного теоретического анализа и разработки сбалансированных решений.

В заключении, тема компенсации ущерба, вызванного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, представляет собой сложную и многогранную проблему в контексте правовой науки. Рассмотрение данного вопроса через призму деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки позволяет выделить несколько ключевых теоретических аспектов, требующих глубокого анализа и обсуждения.

Во-первых, стоит отметить, что понятие компенсации не ограничивается исключительно материальными вопросами. Это также включает в себя социальные, экологические и культурные аспекты, что требует не только расширения правовых рамок, но и постоянного обновления нормативно-правовой базы, чтобы отразить все сложности и многогранность ущерба.

Во-вторых, теоретический аспект включает в себя вопрос справедливости и баланса интересов. Как обеспечить компенсацию, с учетом необходимости сохранения эффективности государственных органов? Как учесть интересы граждан и организаций, понесших ущерб от правомерных действий, и при этом не нарушить принципы суверенитета и законности?

Третий важный аспект — это вопрос о роли независимых инстанций в решении споров по компенсации. Теоретический анализ показывает, что создание эффективных механизмов рассмотрения жалоб и обжалований может содействовать более объективному и справедливому разрешению споров, в то время как их отсутствие может привести к неразрешимым конфликтам. [2]

В целом, тема компенсации ущерба от действий государственных органов требует не только законодательных изменений, но и постоянного теоретического обсуждения. Такой подход позволяет выстраивать сбалансированные и справедливые решения, учитывающие разнообразие ситуаций и специфику деятельности государственных органов в современном обществе. Поиск оптимальных решений в данной области становится актуальной задачей, которая требует внимания как со стороны научного сообщества, так и со стороны законодательных органов. Обобщая рассуждения по вопросу компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов необходимо сделать следующие выводы. В определенных законом случаях государственные органы имеют право на причинение ущерба законным интересам граждан и юридических лиц. Это право государственных органов закреплено с целью сохранения любых общечеловеческих ценностей, имеющих существенное значение, как для всего общества, так и для отдельных групп населения. Таким образом, ущерб считается причиненным правомерно, если на то есть управомочивающая норма в законе. Случаи, в которых полагается правомерным причинение ущерба государственными органами, образуют узкий круг отношений. Внутри этого узкого круга еще меньший круг образуют случаи правомерного причинения, подлежащие компенсации. И, тем не менее, представляется возможной, обоснованной с точки зрения науки и современного законодательства компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов.

Под ущербом, подлежащим такой компенсации, необходимо понимать вред, причиненный личности, а также реально возникшие утрату или повреждение имущества, являющийся следствием правомерных действий государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия.

Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, является скорее исключением, чем правилом. Законопроектом предлагается закрепление такого правила. Так, видится необходимым укрепление института компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов.

В заключение следует отметить, что предложенные в проекте изменения, комментируемые в данной статье, ведут законодательство по верному пути более полной юридической защиты прав граждан и юридических лиц. Также предложенные изменения могут положительно повлиять на стабильность в социально-экономическом, правовом устройстве общества.

Литература:

  1. Минаков И. А. Гражданско-правовое регулирование возмещения государством вреда, причиненного органами государственной власти и их должностными лицами. Дисс. канд. юрид наук. М. 2016. С. 158
  2. Шевченко А. С. Возмещение вреда, причиненного правомерными действиями. Владивосток: Издательство Дальневосточного ун-та. 1989. с. 10
  3. Белов В. А. Гражданское право. Общая часть. Учебник. М., 2012. С. 513
  4. Казанцев В. М. Возмещение морального вреда. // Российская юстиция. 2016. № 5. С. 48
  5. Садиков О. Н. Убытки в гражданском праве Российской Федерации. М., Статут, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): орган, компенсация ущерба, Федеральная служба, действие, местное самоуправление, компенсация, сфера образования, теоретический аспект, ГК РФ, моральный вред.


Ключевые слова

государственные органы, органы местного самоуправления, баланс интересов, компенсация ущерба, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, теоретический аспект, нормативно-правовые механизмы

Похожие статьи

Задать вопрос