Применение цифровых технологий в логистической отрасли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 18.01.2024

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Бояринцева, А. В. Применение цифровых технологий в логистической отрасли / А. В. Бояринцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110361/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор исследует теоретические аспекты применения цифровых технологий в логистической отрасли.

Ключевые слова: цифровзиация, логистическая отрасль, цепочка поставок, цифровые технологии.

Самым главным трендом современного мира, который охватывает абсолютно каждую отрасль и сферы деятельности на глобальном уровне, является цифровизация. Цифровизация в широком смысле — это процесс внедрения инновационных технологий в различные сферы жизни человечества. Зарождение текущих преобразований в экономической среде началось с понятия «цифровая экономика». Касательно цифровизации в области экономики следует сказать, что в международной практике так и не сформировалось единого и общепринятого определение.

Среди научных работ большинства авторов основоположником определения «цифровая экономика» считают Николаса Негропонте. В 1995 году профессор Массачусетского университета в своей книге «Being Digital» ученый представил основные характеристики электронной экономики и представил прогнозное видение будущего с применением цифровых технологий [1]. В 1995 году было введено определение «цифровой экономике» канадским учёным Доном Тапскоттом в своей книге «Digital Economy». Цифровая экономика — это экономика, базирующаяся на использовании информационных компьютерных технологиях (ИКТ). [2]

Практическое значение цифровизации в обществе выросло из-за распространения новой коронавирусной инфекции по всему миру. Пандемия активизировала использование цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности людей. Внедрение цифровых технологий в экономическую среду привело и к изменениям логистической отрасли. Традиционный инструментарий уже не позволяет логистическим компаниям получить высокие экономические результаты. Современные бизнес-процессы функционируют в цифровой среде посредством внедрения Интернета, оцифровки информационных данных и их обработки. Инструментарий цифровизации охватывает большой спектр деятельности. Важнейшим аспектом в работе компаний, взаимодействий бизнес-участников и сотрудников является актуальная информация. Быстрое обновление и актуализация информационных данных позволяет формировать быстрое реагирование на изменения рынка, а также принятия необходимых управленческих решений. Цифровизация логистических бизнес-процессов будет выступать конкурентным преимуществом.

Цифровизация бизнес-процессов подразумевает не только внедрение нового программного обеспечения и анализа данных, а постепенное преобразование структуры компании.

Применение цифровых технологий в области логистики можно разделить на три направления и в каждом применяются различные инструменты [3]:

  1. Технологии для электронного обмена документами. Данное направление включает в себя различные программные программы и платформы для обмена специализированными и бухгалтерскими документами.
  2. Взаимодействие участников цепочки поставки: поставщиков, грузополучателей, таможенных брокеров, экспедиторских, складских и транспортных компаний. С целью повышения эффективности взаимодействия в информационном поле применяют системы CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами), ERP (система планирования ресурсов) блокчейн, цифровые платформы с доступом к данным в режиме реального времени.
  3. Модернизация бизнес-процессов процессов в цепочке поставок. В данном направлении технологии применяют в операционной и прикладной деятельности как в рамках одного предприятия, так и на глобальном уровне. Примерами являются роботизированная техника (беспилотные системы, погрузчики), цифровые технологии отслеживания грузов GPS и радиочастотной идентификации (RFID), анализ больших массивов информационных данных, виртуальная реальность, цифровые двойники и т. д. Использование выше перечисленных цифровых технологий в логистике модернизирует структуру компании, адаптирует бизнес-модели деятельности компании, а грамотная эксплуатация позволит улучшить экономические показатели [4].

Одним из основных методологических аспектов цифровизации транспортно-логистических систем является формирование и развитие открытых логистических сетей и обеспечение глобальной прослеживаемости. В рыночном сегменте B2C происходит переход к идеологии более тесного взаимодействия и функционально-операционного сближения поставщиков и потребителей транспортно-логистических услуг, чтобы обеспечить высокий уровень прослеживаемости транспортных и грузовых потоков, также улучшается информационный сервис уведомлений о прибытии груза с обновлениями в режиме реального времени.

Несмотря на описанные идеальные преимущества, следует обратить внимание, что нет оценки возможности внедрения подобных, как правило дорогостоящих, технологий в малом и крупном бизнесе. Если крупные предприятия имеют больше возможностей и бюджета, то малому бизнесу с внедрением инноваций будет сложнее, но все равно возможно. Согласно данным статистического отчета ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в секторе логистики цифровые технологии специализированных систем, таких как система управления складом (WMS), система управления цепями поставок (SCM-система), система управления производством (MES), планирование ресурсов предприятия (ERP) наиболее активно приобретаются и используются в России, чем за рубежом. По данным 2021 года показатели по использованию либо превышают, либо находятся на примерно одинаковом уровне. [5] Важным фактором работы в условиях цифровизации является повсеместное использование. Для того, чтобы идеальная картина прозрачности, автоматизации и цифровизации заработала необходимо создать единое интегрированное, виртуальное пространство. К сожалению, на текущий момент, такого уровня развития не достигнуто, и не только в логистике. Об этом говорит общие индексы цифровизации России в сравнении с более технологичными странами.

Уровень цифровой организации логистического сервиса становится одним из ключевых критериев экономической эффективности данных систем. Одним из основных методологических аспектов цифровизации логистических систем является формирование и развитие открытых логистических сетей и обеспечение их прозрачности. В рыночном сегменте B2C происходит переход к идеологии более тесного взаимодействия и функционально-операционного сближения поставщиков и потребителей логистических услуг, чтобы обеспечить высокий уровень прослеживаемости транспортных и грузовых потоков, также улучшается информационный сервис.

Цифровизация в транспортно-логистической отрасли, в первую очередь скажется, на повышении скорости обработки информации, что в конечном итоге выльется в том факте, что грузы начнут поставляться в конечный пункт назначения значительно быстрее. Благодаря внедрению современных цифровых технологий, повышается эффективность управления транспортно-логистическими системами, в рамках которых происходит тесная интеграция цепей поставок с основными системами складирования, транспортировки и управления товародвижением для выполнения и сквозного мониторинга процесса доставки грузов от отправителей до получателей, а также обеспечивается максимально быстрая адаптация транспортно-логистического предприятия к существующей рыночной обстановке, увеличение прибыли и получение очевидных конкурентных преимуществ.

Также стоит обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться логистические предприятия, внедряя цифровые технологии, такие как кибербезопасность, стоимость отсутствие стандартизации, отсутствие навыков использования и сопротивление сотрудников к обучению.

Несмотря на то, что в логистике внедрение цифровых инноваций происходит пока еще достаточно медленно, современные цифровые технологии, используемые в практической деятельности компаний, позволяют им повышать уровень сервиса, повышать производительность и экономическую эффективность логистических процессов. Цифровизация в логистике, в первую очередь, скажется на повышении скорости обработки информации, что в конечном итоге, выльется в том факте, что грузы начнут поставляться в конечный пункт назначения значительно быстрее.

Литература:

  1. Negroponte N. Being digital — Text: electronic// Alfred A. Knopf, Inc — 1995. — URL: https://web.stanford.edu/class/sts175/NewFiles/Negroponte. %20Being %20Digital.pdf
  2. Дон Тапскотт «The Digital Economy», 1995 г. — URL: http://dontapscott.com/books/the-digital-economy/.
  3. Автоматизация системы управления заказами клиентов для роста вашего бизнеса [Электронный ресурс]. URL: https://envybox.io/blog/avtomatizacija-sistemy-upravlenijazakazami-klientov/
  4. Цифровые технологии в логистике https://platforma.id/wiki/cifrovye-tekhnologii-v-logistike
  5. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.. НИУ ВШЭ, 2023. — 332 с
Основные термины (генерируются автоматически): ERP, система управления, логистическая отрасль, высокий уровень, глобальный уровень, конечный итог, реальное время, рыночный сегмент, тесное взаимодействие, экономическая среда.


Похожие статьи

Задать вопрос