Использование интерактивных технологий в процессе обучения дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 17.01.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Хрусталев, А. А. Использование интерактивных технологий в процессе обучения дошкольников / А. А. Хрусталев, Б. А. Горбатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110312/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье рассматриваются методы и приёмы использования интерактивных технологий в процессе обучения дошкольников.

Ключевые слова: образование, технология, интерактивные технологии, дошкольный возраст, интерактивное обучение, методы.

Педагогика всегда ищет пути достижения высоких и стабильных результатов работы с детьми, реагируя на все социальные условия и требования, отвечая на социальный заказ общества и родителей. Современные образовательные технологии позволяют разработать и обосновать актуальные задачи педагогического воздействия, содержание и технологию достижения результата, обеспечить контроль его достижения [3, с. 423-426].

Одним из новых подходов в обучении дошкольников является интерактивное обучение. Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга) [4, с. 27].

Структура интерактивной образовательной деятельности, в отличии традиционной, включает в себя элементы интерактивной модели обучения — интерактивные технологии. Интерактивная технология подразумевает пошаговое использование специфических методов и приёмов организации детской познавательной деятельности.

Интерактивные технологии — означает взаимодействовать, общаться с кем-нибудь; это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники охвачены общением [1, с. 232-233].

Во время интерактивного обучения дети активно общаются, спорят, не соглашаются с собеседником, доказывают свое мнение. Одним из основных условий проведения занятия в ДОУ является использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия.

Интерактивные методы обучения — это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.

Интерактивное обучение дошкольников — это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности [3, с. 424].

Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

Микрофон — метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку.

Дебаты — метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решения проблемы.

Снежный ком — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполняют общее задание, договорившись о четкую последовательность действий каждого члена группы.

Синтез мыслей — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги. Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

Круг идей — интерактивные методы обучения, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание, например, составляют сказку по-новому, обсуждают ее, затем вносят предложения или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы Колобок остался живым; как помочь Колобку обхитрить лисичку и тому подобное).

Общий проект — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп (3–4). Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказать о них.

Метод многоканальной деятельности — метод работы с детьми, в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Например, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.

Дискуссия — это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса, активно привлекаются все дети.

Беседа-диалог — метод, направленный на соучастие детей с тем, кто выступает. В ходе занятия с подачи знаний, закрепления материала воспитатель ставит сопровождающие вопросы к детям, с целью проверки понимания ими представленной информации.

Моделирование проблемных ситуаций — метод взаимодействия взрослого и детей для решения поставленной проблемы. Ситуация моделируется воспитателем специально.

«За и против» — метод работы с детьми, в ходе которого детям предлагается решить проблему с двух сторон: за и против. Например, ставится задача рассказать, почему нравится зима (аргумент — «за») и почему не нравится зима (аргумент — «против»).

Перевоплощение — интерактивные методы обучения, когда предлагается детям поделиться на команды и представить себя на месте какого-то предмета (книги, ручки, стола, куклы и тому подобное) и презентовать себя с точки зрения выбранной роли.

Сказка наоборот — метод работы, в ходе которого предлагается детям поделиться на две команды и составить свою сказку по-другому, заменяя основные понятия на противоположные. Каждая команда получает задание: сочиняет свою сказку и отгадывает сказку другой команды, составленной по-другому.

Реклама — метод работы, в ходе которого детям предлагается поделиться на две команды, каждая из которых выбирает любой предмет и пытается назвать все его положительные качества и функции, которые помогут привлечь к нему внимание других.

Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников в практике работы активно используются следующие: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревнования (старший дошкольный возраст), интеллектуальные разминки, работа с наглядными видео-и аудиоматериалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций и тому подобное.

Следовательно, интерактивное обучение на занятиях (в том числе и интегрированных) происходит: в парах (2 ребенка), в микрогруппах (3–4 ребенка), в малых группах (5–6 детей) вместе с воспитателем. Педагогу, использующему в своей работе технологию интерактивного обучения, необходимо помнить о некоторых правилах его организации.

  1. На начальном этапе внедрения включать технологию в образовательный процесс с опорой на уже знакомый детям материал. По мере освоения следует использовать технологию для освоения новых знаний и умений, с учетом «зоны ближайшего развития» дошкольников.
  2. Число участников интерактивного взаимодействия не должно быть чрезмерно большим. Оптимальное количество — 8–12 детей. Качество обучения может оказаться в прямой зависимости от количества участников. Важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе была бы предоставлена возможность высказаться по проблеме.
  3. Нужно отнестись со вниманием к делению участников на пары или малые группы. Первоначально это лучше осуществить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора, либо целесообразности, с точки зрения эффективности взаимодействия.
  4. Важно воспитывать между детьми позитивные, дружеские отношения. Замечания, исправление ошибок в процессе обсуждения должны делаться в спокойном, доброжелательном тоне, лучше в форме доброго совета или пожелания. С другой стороны, следует учить детей адекватно реагировать на справедливую критику, не обижаться на своих товарищей [2, с. 19–21].

Таким образом, необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку: сегодня, как никогда ранее, повышаются требования к обновлению дошкольного образования воспитанников; изменяются требования к качеству дошкольного образования.

Литература:

  1. Каракозова Н. Ю. К вопросу о сущности понятия «технологическая компетентность педагога дошкольного образования» / Н. Ю. Каракозова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2013. — № 4. — С. 232–234.
  2. Маслячкина Р. В. Использование интерактивной приставки mimio при обучении чтению старших дошкольников / Р. В. Маслячкина, О. А. Артурская, И. В. Долгополова // Вестник Гуманитарного института ТГУ. — 2014. — № 1 (15). — С. 19–21.
  3. Руденко И. В. Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2013. — № 2 (24). — С. 423–426.
  4. Таланова М. А. Особенности организации образовательной деятельности дошкольников с использованием технологии интерактивного обучения «корзина идей» / М. А. Таланова // Вестник Гуманитарного института ТГУ. — 2014. — № 1 (15). — С. 25–27.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, метод работы, интерактивное обучение, интерактивный метод обучения, группа, друг, образовательный процесс, ходя, задание, команда.


Похожие статьи

Задать вопрос