Использование аудиовизуальных средств обучения для развития навыков устной речи на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 15.01.2024

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Терентьева, У. В. Использование аудиовизуальных средств обучения для развития навыков устной речи на уроках английского языка / У. В. Терентьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 198-201. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110216/ (дата обращения: 29.04.2024).



В данной статье говорится о применении такого аудиовизуального средства обучения, как фильм или видеофрагмент, на уроках английского языка для развития устной речи. Кроме того, аудиовизуальные средства мотивируют учащихся на изучение английского языка и способствуют лучшему усвоению материала.

Ключевые слова: устная речь, аудиовизуальные средства, фильм, видеофрагмент, мотивация, мобильность, интерактивность.

Обучение устной речи — важнейшая задача любого учителя английского языка. По ФГОС изучение иностранного языка нацелено на формирование коммуникативной компетенции, в состав которой входят говорение и аудирование, чтение и письмо. И как раз первые два аспекта вызывают у учащихся большое количество трудностей, над которыми необходимо работать педагогам. Актуальность проблемы обучения устной речи заключается еще и в том, что возвращена устная часть экзамена по английскому языку, которая в баллах составляет около 23 % всего экзамена. Кроме того, в Стандарте среди предметных результатов прописано создание условий для формирования интереса к совершенствованию своего уровня языка. И здесь мы уже можем говорить о современных средствах и технологиях обучения иностранному языку, среди них выделяют фильм и мультимедийную презентацию, которые относятся к группе аудиовизуальных средств обучения и, безусловно, повышают мотивацию к изучению языка. Нынешнее поколение не представляет жизнь без современных технологий, поэтому и обучение должно отвечать современным требованиям.

Аудиовизуальные средства являются особой группой средств обучения, которые воздействуют на учеников по нескольким каналам: зрительным, слуховым и зрительно-слуховым. Данные средства являются хорошими помощниками учителя в формировании мотивации у учеников, делая процесс обучения творческим и более практикоориентированным. Среди аудиовизуальных средств обучения выделяют два самых распространенных: учебный фильм и мультимедийная презентация. Аудиовизуальные средства обучения имеют ряд характеристик :

  1. Интерактивность (возможность активного общения, вовлечение учащихся в процесс)
  2. Мобильность (возможность быстрых изменений, переключения, умения быстро среагировать на какие-либо ситуации)
  3. Информативность (возможность использования фотографий, рисунков, видео, различных эффектов дает больший объем информации, которые идут по различным каналам)
  4. Креативность (необычный, творческий, интересный способ предоставления информации).

Безусловно, очень интересным и эффективным средством обучения является фильм или видеофрагмент. Проведенный среди школьников опрос показывает, что только 26 % учащихся смотрят фильмы на уроках английского довольно часто, около 70 % — иногда и очень редко, и только 4 % учащихся не смотрят фильмы на уроках совсем. Говоря об отношении к данному средству обучения, отметим, что практически всем опрошенным нравится работа с фильмами, и они хотели бы смотреть фильмы на уроках чаще. Что касается разговорного уровня опрошенных, выяснилось, что около 60 % учащихся могут рассказать о себе и поговорить на простые темы, 13 % обладают довольно хорошим уровнем языка (могут поговорить на большинство тем), и, к сожалению, около 26 % признались, что ничего не знают. Исходя из результатов данного опроса, мы можем сделать следующие выводы :

  1. использование такого аудиовизуального средства, как фильм, действительно, мотивирует учащихся к изучению языка и культуры изучаемого языка;
  2. в современных школах фильм на уроках английского языка используется довольно редко;
  3. очень мало учащихся обладают достаточным или хорошим разговорным уровнем английского языка.

Следовательно, в школах необходимо работать над мотивацией к изучению английского языка и повышением разговорного уровня. В связи с этим выделим следующие преимущества использования фильмов на уроках английского языка:

  1. Интерес к изучаемому языку и культуре страны изучаемого языка (просмотр фильма мотивирует учащихся на процесс обучения)
  2. Воздействие на визуальный и аудиальный каналы (информация воспринимается лучше, запоминается качественнее)
  3. Аутентичная речь (в фильмах представлена речь носителей английского языка, мы можем услышать их интонацию, сегментацию языка)
  4. Знакомство с культурой (просматривая фильм, мы знакомимся с местами, достопримечательностями, культурой, традициями, местными жителями и т. д.)
  5. Практикоориентированность (учащиеся получают возможность видеть английский язык в реальных ситуациях общения)

Несмотря на такое количество преимуществ использования фильмов на уроках английского языка, лишь небольшое количество учителей применяют данное аудиовизуальное средство обучения на уроках. Это может быть связано еще и с тем фактом, что учебные пособия, которые используются в школе, не предполагают использование аудиовизуальных средств обучения. Проанализировав учебники Афанасьевой О. В. и Михеевой И. В. «Английский язык», Ваулиной Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е. «Английский в фокусе», М. В. Вербицкой «Forward», можем отметить наличие заданий, предполагающих только аудиальное восприятие информации, и заданий, направленных на создание визуальных образов, но использование аудиовизуальных средств обучения в данных учебниках не предусмотрено. Это может быть связано со сложностью применения данных средств: для учеников это трудность восприятия информации, для преподавателей трудность подготовки к работе на уроке с фильмами.

Выделяют три этапа работы над фильмом или видеофрагментом:

  1. Дотекстовой (задача данного этапа заключается в преодолении трудностей, подготовке учеников к восприятию информации)
  2. Текстовой (просмотр фильма или видеофрагмента)
  3. Послетекстовой (монолог или диалог, связанные с темой фильма)

Первый этап работы над фильмом является очень важным, т. к. то, как детально учащиеся подготовятся к просмотру, влияет на интерес к самому фильму. На этом этапе необходимо познакомить учеников с лексикой, используемой в фильме, определить тему, о которой пойдет речь, погрузить учащихся в англоязычную атмосферу.

На втором этапе происходит, собственно, просмотр самого фильма. Здесь учащиеся просматривают фильм и выполняют задания к фильму. Это могут быть вопросы, кластеры, таблицы, задание продолжить предложения, расположить картинки в правильной последовательности, соотнести, кто что говорит и т. д. Этот этап обычно является самым продолжительным.

На заключительном, третьем этапе, самом сложном учащиеся строят монологические высказывания по теме, затронутой в фильме. Данный этап вызывает в школах наибольшую трудность, т. к. построение устной речи является спонтанной и очень зависит от всего багажа знаний, а не только от данного урока. Здесь ученики сталкиваются со следующими трудностями :

  1. Эрратофобия (учащиеся боятся ошибиться в своих высказываниях)
  2. Нечего сказать по теме (не знают данного вопроса)
  3. Нехватка речевой практики

Последняя трудность может быть снята с помощью организации правильной работы с аудиовизуальными средствами на уроках английского языка. Отметим следующие формы использования фильма на уроках:

  1. Как введение нового (изучение нового материала с помощью фильма)
  2. Как закрепление, подведение итогов (дети уже хорошо знакомы с темой, что может исключить большинство трудностей, возникающих при просмотре фильмов, с помощью которых происходит закрепление новой информации)
  3. Актуализация знаний (информация давно изучена, и фильм используется, как средство повторения информации)
  4. Как самостоятельный урок (весь урок построен вокруг фильма).

Последнюю форму использования фильма представим в примере урока на тему: Window on Britain ” («Окно в Британию).

Цель урока: формирование коммуникативной компетенции на тему «Великобритания».

Задачи:

  1. Обучающая: познакомить учащихся со страной изучаемого языка.
  2. Развивающая: развивать навыки устной речи и навыки аудирования.
  3. Воспитательная: воспитать интерес к английскому языку и стране изучаемого языка.

Оборудование : учебный фильм “Window on Britain”, фотографии городов и достопримечательностей Великобритании, карта Великобритании, флаги стран, входящих в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, карточки с групповыми заданиями.

Ход урока:

  1. Введение.

Введение темы. На доске представлены фотографии городов и достопримечательностей Соединенного Королевства, и учащиеся дают предположения, какая будет тема урока и почему.

Заполняем таблицу: «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Первую графу заполняем в процессе рассказов детей, что они знают про Великобританию. Вторую графу заполняем тем, что учащиеся хотят узнать на данном уроке, тем самым сразу мотивируя учеников на изучение нового.

  1. Дотекстовый период.

На доске представлены 13 карточек английских слов, взятых из фильма. Каждому ученику заранее было дано одно слово для подготовки объяснения. Учащиеся по очереди объясняют слова, а остальные отгадывают, и на доске учитель убирает карточку отгаданного слова.

На доске представлены 4 страны: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия, их флаги и численность населения. На данном этапе задача учащихся: предположить, у каких стран какие флаги и численность.

Третье задание: попробовать соотнести города и то, чем они знамениты на основе имеющихся у учащихся знаний.

  1. Текстовый период.

На данном этапе учащиеся уже хорошо понимают тему и то, что они могут узнать в фильме. В ходе просмотра фильма ученики выполняют задания 2 и 3 из предыдущего этапа, потом обсуждают ответы. Кроме того, на доске представлены 8 чисел, связанных с фильмом. Учащиеся, просматривая фильм, находят, что эти числа значат. Происходит обсуждение в классе.

  1. Послетекстовый период.

На данном этапе учащиеся по группам готовят выступление, связанное со знаниями, которые они получили из фильма. Представлять могут данное выступление в любой форме.

  1. Заключение.

Учащиеся заполняют третью графу таблицы, начатой вначале урока, обсуждая факты, которые они запомнили.

Таким образом, аудиовизуальные средства играют важную роль в построении современного урока, помогают сделать его ярче и продуктивнее. Данные средства могут успешно применяться на уроках английского языка, помогая учащимся освоить такие важные аспекты речи, как аудирование и говорение, которые вызывают большинство трудностей у учащихся.

Литература:

  1. Донгак, Е. В. Аудиовизуальные средства обучения. Характеристика видео как средства формирования коммуникативной компетенции / Е. В. Донгак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 264–266.
  2. Зарубина Р. В., Лапшина И. В. Использование аудиовизуальных технологий в учебном процессе // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2009. № 2.
  3. Слепенькин, А. Е. Современные аудиовизуальные и информационные технологии в образовании / А. Е. Слепенькин. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 132–134.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, фильм, учащийся, аудиовизуальное средство обучения, урок, устная речь, средство, ученик, этап, Северная Ирландия.


Похожие статьи

Задать вопрос