Теоретико-правовые аспекты административного наказания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 14.01.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Новикова, В. Д. Теоретико-правовые аспекты административного наказания / В. Д. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110209/ (дата обращения: 29.04.2024).



Статья посвящена анализу эффективности административного наказания в отношении граждан с аморальным поведением. Предложены меры по повышению эффективности административного наказания. Целью административного наказания должно стать предупреждение новых правонарушений как у самого нарушителя, так и у других граждан.

Ключевые слова: административное право, наказание, ответственность, эффективность наказания, предупреждение, предотвращение.

1. Введение

Существенные изменения, происходящие в обществе, серьёзные проблемные ситуации в жизни человека, сложное и порой противоречивое социальное развитие вызывает разрушение социальных норм поведения личности, что приводит к несоответствию поведения общепринятым нормам морали и права. Такое поведение необходимо комплексно корректировать, воздействуя на его разум, волю и эмоции и как следствие поведение в социуме.

Поэтому должно быть соответствующее административное наказание к гражданам с поведением не соответствующим нормам морали и права. Административное наказание должно быть нацеленным на исправление и воспитание, иметь индивидуальный подход, быть дифференцированным. На каждом этапе административного наказания должны использоваться методы убеждения и принуждения и оставаться в постнаказательном периоде, нацеленном на воспитание и исправление, для комплексного воздействия на сознание и поведение правонарушителя [1].

Тогда у судебной власти возникает возможность назначать в действительности исполнимое административное наказание целью которого будет являться предупреждение возникновения новых правонарушений и формирование стойкой привычки у граждан поведения в рамках правового поля.

2. Анализ эффективности административных наказаний

Об эффективности применения административных наказаний в отношении граждан, нарушивших социальные и правовые нормы, можно судить по случаям повторного совершения административных правонарушений.

Обратимся к анализу правоприменительной практики на примере деятельности МВД России по Калининградской области. Так на территории Калининградской области за прошедший 2022 год зарегистрировано 4217 административных правонарушений, из которых 1763 совершены повторно (это 64 % от общего количества административных правонарушений) 825 правонарушителями. В 2021 г. соответственно — 4428, из которых 2360 совершены повторно (что составило 60 %) 1013 правонарушителями [2].

Детальный анализ показал, что в Калининградской области в 2022 г. наибольшее количество совершенных административных правонарушений одним и тем же гражданином составило 43 правонарушений; а в 2021 г. — 45 правонарушений.

Рассматривая детально административную статистику указанного выше гражданина, совершившего в 2022 году наибольшее количество административных преступлений — 43. Из 43 административных нарушений 37 квалифицированы по ст. 20.21 КоАП РФ, по которым в 28 случаях вынесено наказание в виде административного ареста, в остальных случаях назначен штраф [2].

В 2021 г. наибольшее количество административных правонарушений, совершенных гражданином, составило 45 случаев, из которых 26 административных нарушение было квалифицировано по ст. 20.21 КоАП РФ — по всем данным преступлениям назначено наказание в виде административного ареста. Другие нарушения в большинстве своём составляли административный состав по ст. 17.7 КоАП РФ в количестве 13 случаев, по ним назначено наказание в виде штрафа.

Таким образом, можно уверенно заключить, что предотвращение повторных административных правонарушений, как в частных случаях, так и в общих случаях неэффективны и требуют существенно нового подхода в профилактике правонарушений. Необходимо применение новых способов воздействия на сознание и поведение человека [3].

Предположительно аналогичная картина по рецидивам совершения лицами административных правонарушений наблюдается и в других регионах России. Причинами этого являются отсутствие комплексного подхода к структурированию санкций, воспитательных мероприятий с использованием методов убеждения и принуждения лиц с дивиантным поведением к соблюдению социальных норм поведения. Так же необходим механизм выбора индивидуального вида и размера административного наказания и контроль за его исполнением [4].

Для подтверждения, изложенного выше проанализирована статистика в отношении граждан к которым установлен административный надзор, чьи действия имеют более высокую общественную опасность в сравнении с предыдущей статистикой [5].

Так, согласно МВД России по Калининградской области в 2021 году количество правонарушений по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ составило 317, по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ — 172, повторность составила 137 %; в 2022 году соответственно по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ — 286, по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ — 105, повторность составила — 125 %.

Обращение к данной статье не случайно, а именно лица, которые ранее совершили правонарушения, к которым применяется административный надзор, ограничивающий их права и свободы. С целью предупреждения повторного совершения правонарушений и преступлений на данных граждан оказывается индивидуальное профилактическое воздействие. Несмотря на это данная категория граждан осознано идет на совершение повторных аналогичных административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ, игнорируя установленные государственными органами ограничения. И не выполняют вменённые обязанности, что показывает неэффективность назначаемого наказания и отсутствие воспитательного воздействия на сознание и поведение гражданина [6].

На примере административного наказания назначаемого в виде штрафа для водителей, нарушивших правила дорожного движения можно наблюдать не эффективность данного вида наказания. Так на конец 2022 года количество водителей, имеющих свыше одной тысячи неуплаченных штрафов — 84 человека, свыше пятисот неуплаченных штрафов — 350 человек, более ста неуплаченных штрафов имеют 10453 водителя. Данные участники дорожного движения умышленно совершают нарушения ПДД, провоцируя угрозу для других участников дорожного движения. При этом в полной мере осознают свою безнаказанность. На данном примере вызывает сомнение эффективность административного наказания для данной категории граждан и механизма его исполнения.

3. Заключение

Изменения, происходящие на сегодняшний день в административном законодательстве, не позволяют правоприменителю использовать индивидуальные воспитательные методы наказания с реализацией комплексных педагогических мер, методов принуждения и убеждения применение которых позволило бы проводит социально-психологическую адаптацию личности к правовым нормам в обществе [7].

Необходимо отметить, что в процессе исполнения административного наказания отсутствуют полноценные методы убеждения и принуждения, которые необходимы для широкого воспитательного воздействия на личность гражданина. Важно основываясь на моральном облике и индивидуальных качествах человека сформировать индивидуальный комплексный подход к эффективному исправлению и предупреждению административных правонарушений [8].

Целью административного наказания должно стать предупреждение новых правонарушений как у самого нарушителя, так и у других граждан. Необходимо формирование стойкой привычки правового поведения путём нравственного воспитания с применением методов убеждения, оказывающих влияние на разум и сознание человека.

Литература:

  1. Головко В. В. Исполнение административного наказания / В. В. Головко, В. В. Бражников // Законность. — 2018. — № 2. — С. 38–41.
  2. Майоров В. И. Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения / В. И. Майоров // Вестник Омской юридической академии. — 2019. — Т. 14, № 4. — С. 81–84.
  3. Попов Л. Л. Убеждение и принуждение / Л. Л. Попов. — М.: Московский рабочий, 1968. — 160 с.
  4. Нагорнов Д. С. Административные наказания в административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел: дис.... канд. юрид. наук / Д. С. Нагорнов. — Ростов-на-Дону, 2010. — 160 с.
  5. Шергин А. П. Проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности / А. П. Шергин // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. — 2020. — № 4. — С. 21–23.
  6. Шергин А. П. Назначение административных наказаний: парадоксы правового регулирования / А. П. Шергин // Актуальные проблемы административного права и процесса. — 2018. — № 3. — С. 72–76.
  7. Севрюгин В. Е. Роль административно-правовой науки в разработке нового Кодекса РФ об административных правонарушениях / В. Е. Севрюгин, Л. С. Козлова // Lex Russia. — 2019. — № 10. — С. 164–172.
  8. Майоров В. И. Модернизация системы государственного контроля и надзора в современной России / В. И. Майоров // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2020. — № 4. — С. 133–137.
Основные термины (генерируются автоматически): административное наказание, РФ, Калининградская область, правонарушение, дорожное движение, отношение граждан, административный арест, административный надзор, самый нарушитель, стойкая привычка.


Похожие статьи

Задать вопрос