Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (500) январь 2024 г.

Дата публикации: 06.01.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Шестакова, О. Е. Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста / О. Е. Шестакова, И. В. Стрелецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 160-163. — URL: https://moluch.ru/archive/500/109910/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье авторы рассматривают вопросы успешной социализации детей раннего дошкольного возраста посредством включения в режимные моменты музыкально-игровой деятельности.

Ключевые слова: музыкальная деятельность, ранний возраст, ребенок, социальный навык, игра, сверстник.

Социализация детей дошкольного возраста — важнейшее направление современной педагогики. В настоящее время, в век технологизации жизни, в которой активно участвует и ребенок, общение у детей постепенно утрачивает свою ценность. Замыкаясь на планшетах, телевизорах, современные дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа над формированием социальных навыков взаимодействия со сверстниками достаточно актуальна и важна.

Общение ребенка на протяжении всего дошкольного детства рассматривается как один из ведущих видов деятельности, обеспечивающих его развитие и социализацию. Общение со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка. В возрасте до года малышу достаточно общения с взрослыми, но, когда он подрастает, ему необходимо общаться с другими детьми. Потребность общение детей со сверстниками начинает интенсивно развиваться в раннем возрасте. Общение с детьми своего возраста является источником ярких эмоций, создает условия для проявления творческого начала, обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями и облегчает вливание ребенка в детский коллектив. Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к социальному взаимодействию, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты. Как малыш научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослуживцами на работе. Поэтому, безусловно, социальное взаимодействие — это необходимое условие успешного психического развития детей дошкольного возраста.

В жизни каждого малыша однажды происходит очень важное событие — он идет в детский сад. Попадая в новый коллектив, ребенок проходит важный для него период, период адаптации. От того как пройдет этот период во многом зависит от воспитателя, какие методы и приемы он использует для достижения благополучного психоэмоционального состояния детей. Поэтому, для достижения прохождения воспитанниками успешной адаптации, автор использует в своей практике музыкально-игровую деятельность.

Для успешной работы был составлен перспективный план по формированию социальных навыков взаимодействия со сверстниками раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности.

В групповом помещении была создана предметно-пространственная развивающая среда, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы детей раннего возраста

Утренние музыкальные приветствия в группе, стали привычными и желанными для малышей, для этого педагогом использовались различные музыкально-приветственные игры, но наиболее полюбившиеся детям это: «Здравствуйте ладошки» и «Много маленьких ребят». Такие приветствия помогают создать эмоциональный настрой на весь день. Помогают детям овладеть начальными навыками культуры общения — разными формами приветствия.

Утренняя зарядка проходила в игровой форме с использованием подвижно-музыкальных игр («Ходим-бегаем», «Лягушата», «Мы ногами топ-топ-топ…», «Ты похлопай вместе с нами»).

Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу педагог поддерживает с помощью утреннего «Круга добрых пожеланий» (Приложение № 6). Этот прием помогает малышам развивать навыки культурного общения, учит внимательно слушать других детей, создает условия для межличностного общения между взрослыми и детьми.

В своей практике воспитатели используют музыкально-коммуникативные игры с выбором («Зайка-заинька, «Мишка»), и музыкальные игры с использованием имени ребенка («Флажок», «Паровозик»). Такие игры способствуют вступлению детей в контакт с водящими и помогают включать в игру застенчивых детей, дают возможность ребенку представить себя в различных ролях, избавиться от робости и ощутить свою значимость в коллективе.

Помогает детям вспомнить алгоритм умывания и мытья рук музыкальная игра «Частюли», в течение дня, для переключения внимания с одного вида деятельности на другой пели песенки–потешки — «Потягушки», «С гуся вода», «Коза рогатая», «Аты-баты», «Ладушки».

Занятия по рисованию, лепке, воспитатели так же проводили с использованием музыки, во время детской работы звучала тихая, спокойная музыка. Она развивала воображение, успокаивала детей .

Перед тем как выйти на улицу, играли в игру «Прогулка» с куклой, что помогает вызвать у деток положительный эмоциональный настрой. На улице играем в подвижные и хороводные игры — «надень шляпу», «замри», «кошки- мышки», «чей колокольчик», «кто в тереме живет», «Пугало», «Охотник и заяц», «Прятки», «Вышла курочка гулять»

К играм в парах, которые малыши осваивали в период адаптации, начинает прибавлять еще несколько детей, таким образом, мы переходим на следующий этап, к играм с несколькими партнерами, которые позволяют расширить круг общения. Одного ребенка педагог сажала к себе на колени, а других детей подзывала к себе, но не заставляла. Вначале не все подходят, кто — то осторожно заглядывает, кто-то играет отдельно, но постепенно все дети вовлекаются в общую игру, радуются, договаривают текст потешки, повторяют движения — ждут своей очереди.

Еще одной находкой авторов стало использование в работе по формированию социальных навыков взаимодействия со сверстниками музыкальных сказок Е.Железновой. Сказки-шумелки способствуют включению в общение со взрослым и активное подражание ему в действиях и движениях, появление интереса к стихам, песням и сказкам, а также развитию речи. Малыши, которые умеют разговаривать, с удовольствием повторяли целые фразы из сказки, а которые не умеют — вокализировали звуки и отдельные слова: «З-з-з-з-з» — комарики, «шлёп-шлёп» — прыгал лягушонок по травке, «муу-у» — мычит корова.

В группе существует традиция, в день рождения ребенка играем в музыкально-хороводную игру «Каравай». Именинник выходит в центр круга, ему одевается корона, а остальные детки водят вокруг него хоровод и поют вместе с воспитателем песню «Каравай». После вручается имениннику подарок. Эта традиция вызывает радость у всех малышей. Они учатся дарить и принимать подарки.

В процессе использования в режимных моментах музыкально-игровой деятельности, авторы старались чаще привлекать внимание детей друг к другу: обращаясь к ним по имени, хвалили детей; постепенно стали появляться положительные результаты работы: дети чаще проявляли интерес к совместному общению и между ними все чаще возникали совместные игры.

Также немаловажным является взаимодействие педагога и родителей. Оно проходило как посредством традиционных форм — родительских собраний по темам: «Первые уроки дружбы», «Общение детей раннего возраста со сверстником», консультации «Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста», «Музыка для всей семьи», «Музыкальные игры для развития детей» а так же нетрадиционных форм: совместное творчество детей и родителей повысило ответственность родителей за формирования социальных навыков взаимодействия со сверстниками в раннем возрасте. Нетрадиционная форма работы «Танцуем вместе с детьми» особенно заинтересовала родителей.

Использование игр в домашних условиях позволило закрепить полученные в дошкольном учреждении навыки.

Таким образом, опыт показывает, что для детей раннего возраста контакт со взрослыми и сверстниками в единстве с семейным общением составляет самое важное условие правильного развития. Полноценное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса дало возможность добиться положительных результатов.

Наблюдения показали, что использование в режимных моментах музыкально-игровой деятельности повысило эффективность формирования социальных навыков у детей раннего возраста. Дети стали чаще проявлять интерес к сверстникам; стали активно подражать взрослым в движениях и действиях; У детей чаще зарождаются совместные игры, во время которых дети не отнимают друг у друга игрушки, а делятся ими; с большим интересом дети слушают сказки, рассматривают картинки, подпевают песни.

Подводя итог, можно сказать, что опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом, поэтому успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Литература:

  1. Бардышева, Т. Ю. Пляшут мои ручки. Учебно-методическое пособие для чтения родителям и детям. — М.: Издательский дом «Карапуз», 2014. — 48с.
  2. Барыс, И. С. Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] // И. С. Барыс / Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. —No3. — С. 81–84.
  3. Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э. Тутти: Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста. /Санкт-Петербург: РЖ «Музыкальная палитра», 2012/- C.56;
  4. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. С. 236.
  5. Виноградова, М.Д., Первин, И. Б. Коллективная деятельность и воспитание школьников. [Текст] / М. Д. Виноградова, И. Б. Первин — М.- 1977.- 155 с.
  6. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е. Б. Волосова. — М., 1999.
  7. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте/под ред. Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1986–533с.
  8. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М., 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний возраст, игра, музыкально-игровая деятельность, сверстник, социальный навык взаимодействия, малыш, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, социальное взаимодействие.


Похожие статьи

Задать вопрос