Современные методики обучения чтению и письму: обзор и анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Современные методики обучения чтению и письму: обзор и анализ / К. Н. Хлебникова, О. Г. Кошевая, В. И. Куриленко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/500/109775/ (дата обращения: 29.04.2024).



Статья посвящена обзору и анализу современных методик обучения чтению и письму. Рассматриваются такие подходы, как метод глобального чтения, метод звукового анализа, метод обучения чтению по слогам, метод “целых слов” и метод фонетического чтения. Каждый из этих методов имеет свои особенности и может быть эффективен на разных этапах обучения. В статье также подчеркивается важность учета индивидуальных особенностей ребенка при выборе методики обучения.

Ключевые слова: ребенок, слово, глобальное чтение, звуковой анализ, фонетическое чтение, современная методика обучения.

В современном мире, где информация меняется и обновляется с невероятной скоростью, умение читать и писать является одним из ключевых навыков, необходимых для успешного развития личности и успешной адаптации в обществе. В связи с этим, перед педагогами стоит важная задача — разработать и внедрить наиболее эффективные методики обучения чтению и письму, которые позволят учащимся овладеть этими навыками на высоком уровне.

Чтение является сложным актом, который включает в себя:

– технические навыки — правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между из зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой.

– процесс понимания смысла читаемого — извлечение его смысла, содержания.

Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.

В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного.

Однако, значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб технике.

Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаём условия для появления ошибок.

Наиболее эффективные резервы обучения оптимальному чтению:

– Важна не длительность, а частота упражнений.

– Жужжащее чтение.

– Ежеурочные пятиминутки чтения.

– Чтение перед сном.

– Режим щадящего чтения.

– Развитие оперативной памяти.

– Кроссворды и тесты.

1.Метод глобального чтения

Метод глобального чтения предполагает, что ребенок читает слово целиком, не разбивая его на отдельные буквы. Этот метод подходит для детей, которые уже имеют определенный словарный запас и могут узнавать знакомые слова. Обучение глобальному чтению начинается с того, что ребенку показывают карточку со словом, и он должен прочитать это слово. Затем ребенок учится читать слова, написанные на карточках, а затем переходит к чтению книг.

2.Метод звукового анализа

Метод звукового анализа предполагает, что ребенок разбивает слово на звуки и затем составляет слово из этих звуков. Этот метод используется для обучения детей, которые еще не умеют читать, но уже могут различать звуки в словах. Обучение звуковому анализу начинается с того, что ребенок учится различать звуки в простых словах, а затем учится составлять слова из звуков.

3.Метод обучения чтению по слогам

Метод обучения чтению по слогам предполагает, что ребенок сначала учится читать слоги, а затем составляет слова из этих слогов. Этот метод используется для детей, которые уже умеют читать звуки, но еще не могут читать целые слова. Обучение чтению по слогам начинается с того, что ребенок учится читать простые слоги, а затем переходит к более сложным слогам.

4.Метод «целых слов»

Метод «целых слов» предполагает, что ребенок учит слова целиком, без разбиения их на буквы или звуки. Этот метод может быть использован для детей, которые имеют уже большой словарный запас, но не умеют читать. Обучение целыми словами начинается с того, что ребенку предлагаются карточки со словами, и он учится читать эти слова. Затем ребенок переходит к чтению книг, содержащих слова, которые он уже знает.

5.Метод фонетического чтения

Метод фонетического чтения предполагает, что ребенок читает слова, используя фонетические правила. Этот метод обычно используется для детей старшего возраста, которые уже научились читать по слогам или целыми словами. Обучение фонетическому чтению начинается с изучения фонетических правил, затем ребенок учится применять эти правила при чтении слов.

Современные методики обучения чтению и письму включают в себя различные подходы, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Выбор методики зависит от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и уровня подготовки. Важно помнить, что обучение чтению и письму должно быть интересным и увлекательным для ребенка, чтобы он мог максимально эффективно усваивать новые знания и навыки.

Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;

– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;

– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

– рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

В заключение, можно сказать, что современные методики обучения чтению и письму являются важным инструментом в руках педагогов. Они позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для его успешного развития. Однако, выбор конкретной методики должен быть основан на анализе множества факторов, включая возраст ребенка, его уровень подготовки и индивидуальные особенности. Только такой подход может обеспечить эффективность обучения и достижение высоких результатов.

Литература:

  1. Алексеев, А. М. Методика обучения чтению / А. М. Алексеев. — Москва: Просвещение, 2014. — 179 c.
  2. Антипова, А. М. Методика обучения русскому языку / А. М. Антипова, А. А. Бердичевская, Е. П. Ворошилова. — Москва: Просвещение, 2013. — 248 c.
  3. Методика обучения литературе / В. Ф. Иванова, И. М. Осмоловская, И. В. Шалыгина, И. В. Щеглова. — Москва: Просвещение, 2016. — 126 c.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, ребенок, чтение, глобальное чтение, звуковой анализ, фонетическое чтение, современная методика обучения, слог, возраст ребенка, смысловое чтение.


Похожие статьи

Задать вопрос