Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы / К. Н. Хлебникова, О. Г. Кошевая, В. И. Куриленко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109780/ (дата обращения: 29.04.2024).



В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также в статье представлены различные виды игровых методов и рекомендации по их использованию в зависимости от целей и задач обучения.

Ключевые слова: игра, начальная школа, учащийся, образовательный процесс, учебный процесс, творческая способность учащихся.

В современном образовательном процессе игровые методы занимают важное место, поскольку они способствуют не только развитию познавательных способностей учащихся, но и формированию их личности в целом. В данной работе рассматриваются особенности использования игровых методов в начальной школе с целью повышения эффективности образовательного процесса и развития мотивации учащихся к учебе.

Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.

Занимательность — это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их зданий, способностей и интересов.

Активность учащихся сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т. е. применяемой педагогической технологии. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства.

С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

– обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

– познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

– репродуктивные, продуктивные, творческие;

– коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

Игровые методы обучения представляют собой разнообразные виды деятельности, направленные на решение образовательных задач и развитие личности учащихся. Они могут быть использованы как в рамках урока, так и во внеклассной работе. Игровые методы стимулируют познавательный интерес учащихся, развивают их внимание, память, мышление и воображение, формируют навыки общения и сотрудничества.

В начальной школе игровые методы особенно важны, поскольку они помогают адаптировать учащихся к учебному процессу, создают условия для развития их самостоятельности и инициативы. Игровые методы могут быть направлены на закрепление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческих способностей учащихся.

Виды игровых методов, используемых в начальной школе, разнообразны: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, игры-соревнования и др. Выбор вида игрового метода зависит от целей и задач обучения, возрастных особенностей учащихся и специфики учебного предмета.

  1. Дидактические игры: эти игры направлены на закрепление полученных знаний и формирование умений и навыков. Например, игра «Что лишнее?» помогает учащимся различать предметы по определенным признакам.
  2. Сюжетно-ролевые игры: они способствуют развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Например, игра «Магазин» учит детей общаться и совершать покупки.
  3. Игры-путешествия: эти игры позволяют учащимся побывать в различных ситуациях и испытать на себе разные роли. Например, игра «Путешествие на поезде» помогает детям узнать о различных городах и странах.
  4. Игры-соревнования: они направлены на развитие у учащихся умения работать в команде и соревноваться. Например, игра «Кто быстрее?» учит детей работать вместе для достижения общей цели.
  5. Настольные игры: такие игры помогают учащимся развивать логическое мышление и умение принимать решения. Например, настольная игра «Морской бой» учит детей стратегии и тактике.
  6. Компьютерные игры: современные компьютерные игры могут быть использованы в учебном процессе для развития различных навыков. Например, компьютерная игра «Математика для малышей» помогает детям изучать основы математики.
  7. Игры с элементами творчества: такие игры развивают у учащихся воображение и творческие способности. Например, игра «Создай свой мультфильм» учит детей создавать свои собственные истории и персонажей.
  8. Спортивные игры: спортивные игры помогают развивать у учащихся физическую активность и координацию движений. Например, игра в футбол учит детей работать в команде, быстро бегать и точно передавать мяч.

Эффективность использования игровых методов во многом зависит от профессионализма педагога, его умения адаптировать игру к конкретным условиям обучения и учитывать индивидуальные особенности учащихся. Игровые методы должны сочетаться с другими методами обучения, такими как наглядные и словесные методы, для достижения оптимальных результатов обучения.

Таким образом, игровые методы являются важным и необходимым элементом в образовательном процессе начальной школы, поскольку они позволяют сделать обучение более интересным и увлекательным для учащихся, способствуя развитию их познавательных способностей и формированию личностных качеств.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 2010. — № 6. — С. 27–29.
  2. Газман, О. С. В школу с игрой / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. — Москва: Просвещение, 2012. — 183 c.
  3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва: Просвещение, 2016. — 219 c.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, начальная школа, образовательный процесс, учащийся, развитие, творческая способность учащихся, учебный процесс, задача обучения, познавательная способность учащихся, формирование умений.


Ключевые слова

игра, учащийся, образовательный процесс, начальная школа, учебный процесс, творческая способность учащихся

Похожие статьи

Задать вопрос