Значение института арбитражных заседателей в российском арбитражном судопроизводстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 30.12.2023

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Колесникова, Е. О. Значение института арбитражных заседателей в российском арбитражном судопроизводстве / Е. О. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 262-265. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109744/ (дата обращения: 01.05.2024).



Привлечение граждан к отправлению правосудия известно не одно столетие в юридической практике. Институт арбитражных заседателей является одним из факторов демократического и объективного подхода к отправлению правосудия. Согласно статистике ранее данный институт активно использовался в арбитражном процессе наряду с другими правовыми конструкциями. Однако в настоящее время вышеназванный институт не применяется судами в правоприменительной деятельности. В связи с чем в статье предлагается разобраться со значением и практической реализацией института арбитражных заседателей в российском арбитражном судопроизводстве, а также выявить основные направления его совершенствования.

Ключевые слова: арбитражные заседатели, арбитражный суд, судопроизводство, специальные знания, особая сложность дела, РАНХиГС

Институт арбитражных заседателей представляет собой законодательно закрепленную возможность участия граждан в отправлении правосудия. Эффективность данного инструмента защиты прав и свобод человека является существенным фактором, определяющим уровень взаимодействия государства и гражданского общества.

Деятельность арбитражных заседателей имеет особую конституционно-правовую значимость. Так, согласно ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. В целях реализации данного положения ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) предусматривает институт арбитражных заседателей.

Основы правового положения арбитражных заседателей закреплены в Федеральном законе «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» от 30.05.2001 N 70-ФЗ (далее — Закон об арбитражных заседателях) [1].

Согласно ст. 1 Закона арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции отнесенных к их компетенции дел, возникающих из гражданских правоотношений. Привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны (в порядке, установленном АПК РФ).

Изучив и проанализировав полномочия арбитражных заседателей, можно сделать вывод о том, что они максимально приближены к полномочиям профессиональных судей, однако их привлечение в арбитражный процесс является правом суда, поэтому на практике часто возникают вопросы, связанные с реализацией данного права.

Причинами привлечения арбитражных заседателей в споры в арбитражных судах является системная потребность объективного и честного рассмотрения спора, укрепления судебной системы как одной из важнейших ветвей власти и необходимости использования узкопрофильных специалистов, при разрешении дел, требующих их образования, квалификации и опыта.

Кандидатуры арбитражных заседателей предлагают арбитражным судам ассоциации предпринимателей, торгово-промышленные палаты и иные профобъединения. Пленум Верховного Суда Российской Федерации получает списки кандидатов от судов субъектов РФ, утверждает их и после утверждения публикует в «Бюллетене ВС РФ».

В юридической литературе отмечается, что в списках арбитражных заседателей представлены преимущественно кандидаты-юристы. Л. А. Прокудина рассматривает проблему нехватки специалистов для работы в качестве арбитражных заседателей [2]. Соглашаясь с ней, считаем, что необходимо находить специалистов из всех областей сферы деятельности государства: экономика, строительство, финансы, налоги, страхование, управление; а также увеличивать количество специалистов в каждой сфере для обеспечения всех рассматриваемых дел.

При этом в Законе об арбитражных заседателях одним из требований является наличие у арбитражного заседателя высшего образования и стажа работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Таким образом, ключевая идея законодателя состоит в привлечении к рассмотрению и разрешению спора разносторонних специалистов, обладающих специальными познаниями в сфере экономики, финансов и управления.

Для повышения востребованности института арбитражных заседателей необходимо осуществлять более качественный отбор специалистов, направленный на привлечение достойнейших представителей различных сфер профессиональной деятельности. Также для того чтобы повысить доверие граждан к кандидатурам арбитражных заседателей предлагается размещать на официальном сайте арбитражного суда краткие сведения об их профессиональном опыте. Данный шаг послужит доказательством для сторон судебного разбирательства профессионализма арбитражных заседателей, что будет способствовать правильному рассмотрению и разрешению дела.

Указание на то, что на арбитражных заседателей распространяются нормы о статусе судей в части отсутствия публикации официальной информации, представляется неоднозначной, так как арбитражные заседатели, в первую очередь, представители определенной профессиональной группы и их деятельность в большей степени является публичной.

Так после ознакомления с Постановлением Пленума ВС РФ от 31.10.2023 г. № 40 которым утверждены арбитражные заседатели Арбитражного суда Республики Тыва и Арбитражного суда Владимирской области, в сети Интернет была найдена в открытом доступе информация о всех кандидатах из списка. Таким образом, предложение о размещении информации на официальном сайте арбитражного суда можно считать средством систематизации данных сведений.

Существующая практика работы арбитражных заседателей в судах подтверждает, что их деятельность является необходимой, обоснованной и улучшает качество разрешения споров. При этом возникали случаи злоупотребления данным правом участниками арбитражного процесса. В связи с чем регулирование института арбитражных заседателей подверглось серьезным изменениям.

Так для обеспечения объективности и беспристрастности судебного разбирательства теперь отбор кандидатур арбитражных заседателей осуществляется случайным методом (ст. 19 АПК РФ).

Данное изменение оценивается исследователями как весьма спорное. Положительная сторона такого метода состоит в возможности подобрать максимально независимого от влияния сторон рассматриваемого спора арбитражного заседателя, а отрицательная сторона заключается в том, что в связи с недоукомплектованностью судов специалистами, которые могут выполнять функцию судебного заседателя весьма умаляется суть их основного предназначения так как в связи с недостаточностью соответствующих специалистов дела в суде рассматривает неквалифицированные в нужной области заседатели.

Так Р. М. Ходыкин отмечает, что разделение по специализациям арбитражных заседателей не является четким, профильные специалисты зачастую одновременно включены в списки по всем рассматриваемым делам [3].

Таким образом, законодателю необходимо доработать алгоритм случайного выбора арбитражного заседателя, так как на данный момент ред. ст. 19 АПК РФ до 1 ноября 2010 года, которая предоставляла право стороне выбрать кандидатуру арбитражного заседателя из списка представляется более эффективной.

Данный факт подтверждают в том числе статистические сведения. Если с их участием в 2010 году рассматривалось 4119 дел, то в 2012–159, в 2014–14, в 2017–2. За 2022 г. ни разу не были привлечены к участию в деле арбитражные заседатели. Такая же ситуация наблюдалась и в 2023 г. (материал Суд. департамента при ВС РФ) [4].

В правовой литературе отмечается, что существенное влияние на статистику оказало внесение изменений в п. 2 ст. 19 АПК РФ (привлечение к рассмотрению делу только в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления).

Так как вопрос о сложности дела возложен на суд создается ситуация при которой стороны спора не могут аргументировать необходимость наличия данных специалистов ввиду отсутствия правовых критериев, при которых суд примет аргументы сторон.

К сожалению, из-за недостаточности критериев определения сложности дела в большинстве случаев суды отказывают в привлечении арбитражных заседателей, полагая, что дело не относится к особо сложным. В результате создается ситуация при которой стороны спора не могут аргументировать необходимость наличия данных специалистов

Подтверждением вышеназванному служит судебная практика в арбитражных судах за 2023 г (Арбитражный Суд Республики Коми Постановление от 9 марта 2023 г. по делу № А29–3562/2022; Арбитражный суд Свердловской области Решение от 6 июня 2023 г. по делу № А60–70810/2022. и др.)

Для того чтобы остановить продолжающуюся практику отказов суда удовлетворять ходатайства по п. 2 ст. 19 АПК РФ предлагается разъяснить судьям арбитражных судов перечень критериев сложности споров, а также категорий дел, по которым участие арбитражных заседателей будет наиболее целесообразным. Для помощи судьям, в связи с возникающими вопросами в судебной практике необходимо принять постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором будет дан ряд разъяснений по вопросам применения действующего законодательства. Постановление Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 N 70, принятое более 10 лет назад, не учитывает всех вопросов возникших в процессе длительной судебной практики использования редакции законодательства от 2010 г., а также изменений внесенных в законодательство об арбитражных заседателях в 2016 г (включены положения о конфликте интересов аналогичные Закону РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992) [5].

Таким образом, изменения имеют целью еще больше укрепить статус арбитражных заседателей, обращается внимание их равенство при разрешении дела с профессиональными судьями.

При этом на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области, Краснодарского края, Свердловской области и др. субъектов РФ указано, что в настоящее время в данных судах действующие арбитражные заседатели отсутствуют. Считаем, что правовой статус арбитражных заседателей должен обеспечиваться, в первую очередь, за счет присутствия арбитражных заседателей в каждом суде субъекта РФ.

Для того, чтобы привлекать граждан к участию в отправлении правосудия, а именно к участию в арбитражном процессе посредством института арбитражных заседателей, необходимо повышать его авторитет в обществе.

Такую проблему как нехватка квалифицированных арбитражных заседателей можно решить, обеспечив кандидатам в арбитражные заседатели профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Организовать такое профессиональное обучение можно в центрах дополнительного образования РАНХиГС (например, в Ростове-на-Дону в Центре дополнительного образования Южно-Российского института управления — филиала РАНХиГС).

Таким образом, слушатели образовательных программ получат дополнительные компетенции для успешного осуществления собственной профессиональной деятельности и применят полученные знания при рассмотрении и разрешении дела в качестве арбитражных заседателей.

Для решения вопроса, связанного с неявкой арбитражного заседателя в суд, в результате которого затягивается судебное разбирательство, необходимо обратить внимание на то, что названный поступок умаляет авторитет судебной власти и является основанием для прекращения полномочий арбитражного заседателя. Помимо прекращения полномочий в случае установления по делу неуважительности причин неявки предлагается ввести «репутационные риски» для лиц, являющихся арбитражными заседателями. То есть в качестве ответственности, помимо прекращения полномочий, обеспечить публичное размещение данной информации (в СМИ; на месте основной работы и др.). Арбитражный заседатель будет понимать, что данный поступок может стать известен в сфере его профессиональной деятельности (например, для предпринимателей — среди контрагентов; для депутатов- среди избирателей и т. д.), что повлечет негативное отношение к нему как специалисту в его области профессиональной деятельности. Эта мера будет предупреждать совершение подобных поступков арбитражными заседателями.

Не зря ведь законодательным требованием к арбитражному заседателю является «безупречная репутация». Арбитражный заседатель должен ей соответствовать.

А в случае успешного выполнения своих обязанностей в качестве арбитражного заседателя после прекращения им полномочия ввести дополнительные гарантии (например, льготы; индексация пенсионного обеспечения; единоразовые выплаты и др.). Также репутационные риски могут рассматриваться не только как мера ответственности, но и как мера поощрения арбитражных заседателей. Например, публикация об их положительном участии в судебном разбирательстве будет влиять, например на их профессиональную деятельности в качестве подтверждения доверия контрагентов, инвесторов, избирателей и. т. п.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть актуальность темы статьи. Значение института арбитражных заседателей состоит в обеспечении баланса между профессиональными судьями и участием граждан в отправлении правосудия, причем обладающими специальными познаниями и безупречной репутацией. Очевидно, что новые тенденции времени требуют от законодателя рассмотрения, изучения и доработки правовой основы для урегулирования статуса арбитражного заседателя.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации от 30.05.01 N 70-ФЗ
  2. Прокудина, Л. А. Институт арбитражных заседателей — нереализованные возможности бизнес-сообщества / Л. А. Прокудина. — Текст: непосредственный // Журнал по предпринимательскому праву. — 2016.
  3. Ходыкин, Р. М. «Арбитражные заседатели: признак зрелости общества или чужеродный элемент в российском арбитражном процессе» / Р. М. Ходыкин. — Текст: непосредственный // Мудрый юрист
  4. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных арбитражных судов. — http://www.cdep.ru
  5. Чипуляй, Л. И. Современное состояние института арбитражных заседателей в РФ. / Л. И. Чипуляй. — Текст: непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): заседатель, арбитражный заседатель, Российская Федерация, Арбитражный суд, отправление правосудия, АПК РФ, арбитражный процесс, профессиональная деятельность, суд, официальный сайт.


Ключевые слова

арбитражный суд, судопроизводство, специальные знания, арбитражные заседатели, особая сложность дела, РАНХиГС

Похожие статьи

Задать вопрос