Административно-правовое регулирование ответственности за неявку гражданина по повестке военкомата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 28.12.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Архипов, С. В. Административно-правовое регулирование ответственности за неявку гражданина по повестке военкомата / С. В. Архипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109697/ (дата обращения: 29.04.2024).



Статья посвящена рассмотрению административно-правового регулирования ответственности за неявку гражданина по повестке военкомата. Рассмотрены основания такой ответственности, порядок ее отграничения от уголовной, затронуты последние изменения, связанные с цифровизацией.

Ключевые слова: воинский учет, военная служба, военный комиссариат, повестка, административная ответственность, воинская обязанность.

The article is devoted to the consideration of the Administrative and legal regulation of responsibility for the failure of a citizen to appear on the agenda of the military enlistment office. The grounds for such liability, the procedure for its separation from criminal liability are considered, and the latest changes related to digitalization are touched upon.

Keywords: military registration, military service, military commissariat, summons, administrative responsibility, military duty.

В каждом обществе важнейшим запросом является обеспечение безопасности каждого отдельно взятого человека и государства в целом, защита их как от внешних угроз, так и от внутренних. В условиях геополитической нестабильности происходит много событий негативного плана, что увеличивает роль Вооруженных Сил, и, соответственно, возникает необходимость их полноценного формирования с тем, чтобы обеспечить национальную безопасность. Это дает основания говорить об особой актуальности рассмотрения правового регулирования воинской обязанности в самых разных аспектах [10, с. 74].

Базовая норма о воинской обязанности закреплена в ст. 59 Конституции Российской Федерации [1]. Данный вид обязанности включает в себя институт воинского учета, который реализуется через системы государственной регистрации лиц, подлежащих призыву в той или иной общественно-политической ситуации (срочная служба, мобилизация, сборы). С целью осуществления регистрации проводится комплекс учетных мероприятий, в ходе которых осуществляются сбор и анализ сведений, обобщение полученных данных, позволяющих оценить качество и количество военнообязанных лиц [8, с. 616].

Обязанность явки в военкомат с целью учета закреплена в п. 1 ст. 10 Закона № 53-ФЗ, такая явка должна быть обеспечена согласно указанным в повестке месту и времени [4]. Этот же нормативный акт в п. 1 ст. 26 содержит норму, согласно которой в случае призыва на военную службу тех граждан, которые не состоят в запасе, включает, обязывает их явиться к месту прохождения службы по повестке, направленной военным комиссариатом.

Необходимо отметить также, что в соответствии с п. 1 ст. 31 Закона № 53-ФЗ «граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы».

Основанием для явки лица к указанному военкоматом месту является особый документ — повестка. Цель вручения повестки — вызвать гражданина для проведения призывных мероприятия или для уточнения сведений, необходимых для воинского учета. Полномочия на выдачу и вручение повесток принадлежат ряду лиц, которые указаны, как и порядок вручения этого документа, в п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» от 11 ноября 2006 г. № 663 [6].

В рассматриваемой сфере имеют места правонарушения, которые регламентированы законодательством РФ. В частности, КоАП РФ устанавливает основания ответственности как общеадминистративного характера, так и специального, включающего перечень отдельных составов, в нашем случае — в сфере осуществления воинского учета.

Привлечение призывников и военнообязанных к административной ответственности имеет свою специфику, которая выражается, в частности, в том, что ответственность наступает за неисполнение обязанностей по воинскому учету, а не за уклонение от службы.

В области воинского учета правонарушения административного характера посягают на установленный порядок данного вида государственной деятельности. Данное посягательство выражается как в действии, так и в бездействии должностных лиц и обычных граждан, которые повлекли за собой затруднение в ходе исполнения воинской обязанности и связанного с ней воинского учета.

Ст. 21.5 КоАП РФ установлено, что неявка гражданина без уважительной причины по повестке влечет за собой административную ответственность и наказание в виде денежного штрафа, размер которого несколько раз увеличивался законодателем и на сегодня составляет от десяти до тридцати тысяч рублей.

Существует ряд причин неявки, которые признаются в соответствии с правовыми нормами положительными. В частности, это причины, связанные со здоровьем вызываемого лица (увечье, заболевание, которые привели к утрате им трудоспособности), со здоровьем родственников военнообязанного лица (жены, родителей, детей, родных сестры или брата, дедушки, бабушки, усыновителя), также уважительной причиной неявки являются похороны указанных лиц. Уважительной причиной являются препятствия для явки, возникшие в результате действий непреодолимой силы, а также иные препятствия, которые возникли независимо от воли лица. Уважительными могут быть и другие причины, в каждом конкретном случае решение принимают суд, призывная комиссия или же комиссия, занимающаяся первоначальной постановкой на воинский учет.

Неисполнение гражданином обязанности по воинскому учету, ответственность за которое зафиксирована в ст. 21.5 КоАП РФ, является смежной с уклонением гражданина от призыва на военную службу (ч. 1 статьи 328 УК РФ), данные нормы требуют разграничения. Основанием для такого разграничения является цель, с которой происходит невыполнение обязанностей тем или иным лицом. Уголовная ответственность наступает, если удается установить, что был прямой умысел на уклонение от призыва, которое выразилось, например, в убытии на новое место жительства либо пребывания без осознанной, намеренной постановки на учет в военкомате, либо при выезде с территории страны на постоянное место жительства без снятия с воинского учета. Все это влечет уголовную ответственность, если действия были предприняты с целью не получить повестку в военный комиссариат и не ставить на ней личную подпись.

Нужно отметить, что правовые нормы постоянно меняются, в том числе в вопросах призыва и воинского учета. Одно из последних изменения появилось в связи с принятием 14 апреля 2023 года Федерального закона № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5], который в упрощенном варианте называют законом об электронных повестках либо о цифровизации воинского учета.

На основании норм данного закона письменные и электронные повестки приобрели одинаковую юридическую силу. Теперь полноценным документом воинского учета, обладающим той же юридической силой, что и повестка бумажная, является уведомление, которое размещено на портале «Госуслуги». Врученной под подписку повестка, которая была отправлена почтой России, считается в дату доставки, если отправлено уведомление о вручении заказного письма.

В течение 20 дней с даты уведомления на «Госуслугах» гражданин обязан явиться в военный комиссариат. Врученной повестка считается с момента ее появления в личном кабинете. Если повестка не была вручена по какой-то причине в том или ином виде, она считается врученной через семь дней после размещения в Реестре повесток, это происходит автоматически.

Также введен целый ряд ограничений, которые не явились по повестке, в частности — запрет на выезд из страны, на регистрацию самозанятым, пользование транспортными средствами, заключении кредитного договора, договора займа. Все эти меры вводятся в отношении каждого отдельно взятого лица без участия судебных органов, исключительно на основании внесения в Реестр воинского учета и после автоматической активизации через семь дней. Документ подписывается электронной подписью военного комиссара [9, с. 36].

Несмотря на указанные нововведения, ответственность за неявку по полученной повестки не изменилась. Если гражданин не явился по любому виду повестки (бумажной или электронной) и если он не докажет, что причина неявки была уважительной, его привлекут к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ. Если же неявка будет неоднократной, возможно привлечение к ответственности уголовной.

Что касается такого актуального вопроса, как мобилизация, то в ныне действующем УК РФ не предусмотрена ответственность за уклонение от прохождения военной службы. Имеющаяся ст. 328 УК РФ (Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы) распространяется только на призывников срочной службы.

Хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на все законодательные нововведения, в правовых нормах нет дифференцированной ответственности за неявку по повестке в разных общественно-политических условиях: мирное время, военное время, при объявлении мобилизации или военного положения. Представляется упущением то, что этот пробел не был устранен Законом № 127-ФЗ. Думается, что степень суровости наказания должна в этих случаях различаться.

Тот факт, что обновленное законодательство включило в себя значительный перечень запретов и ограничений, свидетельствует о негативных тенденциях, таких, как падение престижа службы в армии, снижение в обществе патриотизма, доверия к государству.

Безусловно, происходящие процессы внутригосударственного и международного характера требуют совершенствования института ответственности за неявку гражданина по повестке военкомата. При этом должны учитываться интересы граждан и соблюдаться принципы правового государства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 01.07.2020) // «Российская газета» от 4 июля 2020 г. № 144(8198).
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Российская газета, № 272, 30.11.2023.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Российская газета, № 272, 30.11.2023.
  4. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ, 07.08.2023, № 32 (Часть I), ст. 6171.
  5. Федеральный закон от 14.04.2023 N 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.04.2023, N 16, ст. 2764.
  6. Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 (ред. от 24.07.2023) «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2023, «31 (Часть III), ст. 6067.
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 (ред. от 18.05.2023) «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 7, июль, 2023.
  8. Булатова К. Е. Правовые основы исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности // Экономика и социум. 2020. № 5. С. 613–618.
  9. Кошлань А. А. Вопросы применения закона о цифровизации воинского учета и рассуждения о соответствии принципам гражданского и конституционного права // Скиф. 2023. № 8. С. 34–39.
  10. Соколов Я. О. Административная ответственность за неявку по повестке для отправки к месту прохождения военной службы после обжалования решения призывной комиссии // Право в вооруженных силах. 2020. № 7. С. 74–77.
Основные термины (генерируются автоматически): воинский учет, военная служба, военный комиссариат, повестка, административная ответственность, воинская обязанность, Российская Федерация, РФ, неявка гражданина, УК РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос