Повышение мотивации к обучению младшего школьника с помощью SCRUM-технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 27.12.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Данилова, Е. С. Повышение мотивации к обучению младшего школьника с помощью SCRUM-технологии / Е. С. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 158-162. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109693/ (дата обращения: 02.05.2024).



Актуальность повышения мотивации к обучению младшего школьника с помощью SCRUM-технологий обусловлена возрастающей потребностью современного общества в активных и креативных людях, способных быстро адаптироваться к изменениям. SCRUM-технологии предлагают новый инновационный подход к организации работы, который успешно применяется в образовательном процессе. SCRUM-технологии предоставляют структурированную и организованную среду, где ребёнок обучается устанавливать цели, планировать время и определять приоритетные задачи, в результате у ребенка возрастает мотивация к учебе.

Ключевые слова: мотивация, SRUM-технологии, младшие школьники, уровень, диагностика.

Младший школьный возраст — период развития ребенка, когда формируются его личностные качества и мотивации к обучению, поэтому исследование мотивации у младших школьников является важной задачей педагогов и психологов [6, с. 80]. Анализ процесса развития мотивации у младших школьников представляет собой важную задачу для понимания того, как дети относятся к своей учебе и как можно максимально эффективно стимулировать их учебную деятельность [7, с. 110].

В современном образовательном процессе игровые задания являются одним из основных дидактических инструментов для обучения и развития детей. Игры могут быть использованы как самостоятельный вид работы, так и включены в уроки разных предметов. Для разработки и внедрения игровых заданий в образовательный процесс могут быть использованы SRUM-технологии. SCRUM — это Agile-методология, которая позволяет быстро и гибко организовать работу команды, учитывая ее потребности и особенности. SCRUM-технологии в обучении предполагает разбиение задачи на более мелкие, установление точной последовательности выполнения задания, а также регулярную коммуникацию между учителем и учениками [3, с. 559–561].

Актуальность повышения мотивации к обучению младшего школьника с помощью SCRUM-технологий обусловлена тем, что в современном обществе растет потребность в активных, креативных людях, способных быстро адаптироваться к переменам. Введение Федеральных государственных стандартов начального общего образования требует от образовательных учреждений развития не только знаний, навыков и умений, но и ключевых компетенций в различных областях, таких как интеллектуальная, гражданско-правовая, коммуникативная, информационная и другие. Особое внимание должно быть уделено учебно-познавательной, информационной, социально-трудовой и коммуникативной компетенциям, которые определяют успешность школьников в будущей жизни. Одна из важных задач современного образования — вовлечение учащихся младших классов в проектную деятельность. SCRUM-технологии предлагают инновационный подход к организации работы, который эффективно применяется в образовательном процессе.

SCRUM-технологии — это эффективный инструмент для развития гибкости, организации работы и способности адаптироваться к новым условиям младших школьников. SCRUM-технологии позволяют создать структурированную и организованную среду, в которой ребенок учится определять цели, планировать время, выделять приоритетные задачи, что ведет к повышению его мотивации к учебе. Следует отметить, что SCRUM-технологии создают благоприятную среду для общения и более активного участия в учебном процессе, что также является следствием повышения мотивации к обучению. SCRUM-технологии способствуют формированию самодисциплины и волевых качеств, что положительно влияет на мотивацию к обучению.

SRUM-технологии могут использоваться для создания учебных игр, разработки заданий для онлайн-обучения, а также для организации коллективной работы учащихся. Благодаря SCRUM-подходу создание игровых заданий становится более прозрачным и управляемым процессом, что позволяет создавать более эффективные игровые задания, которые способствуют развитию мотивации у младших школьников, что, в настоящее время является актуальной темой для изучения [4, с. 7].

Мотивация — «это побуждение человека к выполнению той или иной деятельности, благодаря которому личность стремится к достижению поставленных целей, формирует силу воли и характер» [6, с. 80]. Данное определение подчеркивает, что мотивация связана с достижением поставленных целей, при этом цели мотивации могут быть различны. Мотивация определяет цели и направляет усилия на их достижение. Мотивация — это движущая сила, которая имеет влияние на действия и решения.

Состояние мотивации приводит к активности и направленности в действиях, которые ведут к достижению желаемых результатов. Следует отметить, что выделяется три компонента мотивации: личностно-ценностный, познавательный, а также информативно-коммуникативный [2, с. 352].

При анализе возрастных особенностей формирования мотивации младших школьников с использованием SCRUM-технологий можно сделать вывод, что динамика мотивов школьников начальных классов различна и меняется соответственно возрасту учащихся. При этом мотивация к самоопределению отличается высоким уровнем в период всего обучения в начальных классах при этом технологии education scrum через работу в группах оказывают положительное влияние на мотивацию детей [6, с. 80].

Для определения уровня мотивации младших школьников проводится исследование с использованием различных методов и методик по теме. Определение уровня мотивации младших школьников — это неотъемлемая часть работы учителя начальных классов.

С целью проведения опытно-экспериментальной работы по развитию мотивации у младших школьников с помощью SCRUM-технологий нами были рассмотрены методики разных авторов, но для проведения эксперимента отобраны следующие:

  1. «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г Лускановой;
  2. Сформированность познавательных интересов и инициативы (Ю. В. Калиш);
  3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А. Д. Андреева).

Анкета, разработанная автором Н. Г. Лускановой, позволяет определить мотивационные предпочтения детей в учебной деятельности. Анкета, составленная автором, используется на школьниках с первого по четвертый класс. По методике пробы на познавательную инициативу возможно определить сформированность познавательных интересов и инициативы. Методика проводится при использовании метода оценивания до внедрения SCRUM-технологий в учебный процесс и после для определения результатов. По методике диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению А. Д. Андреевой определяется познавательная активность, мотивация достижения, тревожности и гнева. При проведении методики детям читают предложения, где указаны состояния детей на уроках и в школе, после чего детям предлагают выбрать ответ согласно каждому заданному вопросу: почти никогда, иногда, часто, почти всегда. При этом ребенок должен отвечать честно, именно так, как он чувствует конкретное состояние. Перечисленные методики являются эффективными при проведении эксперимента для определения, что SCRUM-технологии позволяют повысить уровень мотивации обучающихся.

Эмпирическое наблюдение за работой по развитию мотивации у младших школьников проводилось в МБОУ СОШ Чехов-3 с помощью SCRUM-технологии как средства развития мотивации учащихся младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах. Следует отметить, что одной из главных особенностей содержания образования МБОУ СОШ Чехов-3 является развитие в соответствии согласно принципам вариативности, гуманизации и преемственности между ступенями. Диагностика проводилась в двух группах: в экспериментальной — 23 человека и в контрольной — 21 человек.

При проведении диагностики «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г Лускановой среди учащихся экспериментальной группы было продиагностировано 23 человека, среди учащихся контрольной группы в анкетировании приняли участие 21 человек.

На рисунке 1 в виде диаграммы показано отличие уровня мотивации в двух классах.

Уровень школьной мотивации учащихся (по методике Н. Г. Лускановой), n=44 (эксп. гр. n=23, контр. гр. n=21), сентябрь 2023 г.

Рис. 1. Уровень школьной мотивации учащихся (по методике Н. Г. Лускановой), n=44 (эксп. гр. n=23, контр. гр. n=21), сентябрь 2023 г.

Исходя из полученных результатов, в соответствии с Рисунком 1, мы можем видеть, что в классе, в котором учитель применяет приоритетно фронтальные формы работы, младшие школьники имеют более низкий уровень учебной мотивации, в отличие от класса, в котором регулярно используются групповые формы работы. Также результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень сформированной мотивации в контрольной группе более стабилен. Разница между самым высоким и самым низким результатом в контрольной группе (30 и 6 баллов) превышает разницу в экспериментальной группе (26 и 5 баллов).

На рисунке мы видим, что контрольной группе большинство обучающихся имеют хорошую школьную мотивацию. Это говорит о том, что ученики успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой [1].

В экспериментальной группе большая часть учеников имеет положительное отношение к школе, однако по большей мере их привлекает именно внеучебная деятельность. Чаще всего такие дети чувствуют себя в школе достаточно комфортно, но чаще они посещают школу, с целью общения с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у учеников с такими результатами сформированы в меньшей степени, их мало привлекает учебный процесс.

Стоит обратить внимание на то, что в обоих классах есть дети, получившие «негативный» результат. Это означает, что такие ученики испытывают наибольшие затруднения в учебе. Обучающиеся не справляются с учебной деятельностью в классе и дома, их общение с одноклассниками и учителем чаще затруднено. Дети с данным результатом могут отказываться от выполнения заданий на уроках, игнорировать домашние задания, не обращать внимание на установленные нормы и правила, а также замечания педагога.

Результаты данной методики показали, что необходимо проводить работу, направленную на развитие информационно-коммуникативного компонента.

Гибкий метод SCRUM-технологий позволяет наиболее эффективно организовать учебное занятие. Благодаря командной работе отстающие ученики смогут набраться опыта у более эрудированных, наладить контакт с одноклассниками, а также более глубоко погружаться в учебный процесс, посредством решения поставленных на урок задач.

Далее рассмотрим сформированность познавательных интересов и инициативы по Ю. В. Калиш. Данная диагностика была проведена в двух группах: экспериментальная — 23 человека и контральная — 21 человек. Результаты диагностики по двум классам представлены на рисунке 2.

Уровень развития познавательного интереса и познавательной инициативы (по методике Ю. В. Калиш), n=44 (эксп. гр. n=23, контр. гр. n=21), сентябрь 2023 г.

Рис. 2. Уровень развития познавательного интереса и познавательной инициативы (по методике Ю. В. Калиш), n=44 (эксп. гр. n=23, контр. гр. n=21), сентябрь 2023 г.

Исходя из данных, представленных на рисунке, мы можем наблюдать, что познавательный интерес лучше сформирован у учеников контрольной группы. Большая часть учащихся получили средний результат, это свидетельствует о том, что ребята проявляют интерес к рассказу, вступают в диалог с учителем только после вспомогательного вопроса, но концовку дослушивают с любопытством. В экспериментальной группе преобладает низкий уровень познавательного интереса. Дети постоянно отвлекаются во время слушания, не вникают в суть произведения, молчат даже после вопроса «Не хотите ли вы что-то спросить?». Высокий уровень познавательного интереса зафиксирован лишь у 3 учеников экспериментальной группы, в контрольной группе количество отличается — 7 человек имеют высокий результат. Дети, получившие наибольшее количество баллов, проявляют выраженный интерес к зачитываемому произведению, они, не дожидаясь вопроса учителя сами просят узнать конец рассказа.

Также на рисунке видно, что познавательная инициатива развита в экспериментальной группе слабее, чем интерес, а в контрольной, наоборот, показатели выше, хоть и не значительно. Это говорит о том, что дети в контрольной группе включены в экспериментирование, способны устанавливать причинно-следственные связи, проявляют самостоятельность. В то время, как учащиеся экспериментальной группы игнорируют проведение диагностирования, отмалчиваются, вопросов не задают.

Результаты данной методики показали, что необходимо проводить работу, направленную на развитие познавательного компонента.

Посредством использования SCRUM-технологий в образовательном процессе дети смогут научиться высказываться более свободно и отстаивать свою точку зрения, подкрепляя ее аргументами, благодаря чему ученики чувствуют себя на уроках более комфортно.

При диагностике познавательной активности, мотивации достижения через принятие решений по предложенным предложениям по методике А. Д. Андреевой «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» были опрошены две группы: экспериментальная в количестве 23 человек и контрольная — 21 человек.

Результаты диагностики представлены на рисунке 3, на котором видна разница мотивации достижения между разными классами.

Уровень развития мотивации учения (по методике А. Д. Андреевой), n=44 (эксп. гр. n=23, контр. гр. n=21), сентябрь 2023 г.

Рис. 3. Уровень развития мотивации учения (по методике А. Д. Андреевой), n=44 (эксп. гр. n=23, контр. гр. n=21), сентябрь 2023 г.

Согласно полученным данным, в экспериментальной группе преимущественное количество учеников со сниженной мотивацией. Это говорит о том, что дети испытывают скуку на уроках, при выполнении домашнего задания, их эмоциональное отношение к учебному процессу отрицательное.

В контрольной группе преобладает средний уровень сформированности мотивации. Учащиеся испытывают вполне позитивное отношение к обучению, такой уровень мотивации является средней нормой. Также достаточно высокий процент учеников имеет продуктивную мотивацию. У детей с данным результатом выражено преобладание познавательных мотивов, они испытывают положительное эмоциональное отношением учебному процессу. Такие ученики с успехом выполняют предъявляемые им требования, они организованны и ответственны.

В результате диагностики было выявлено, что в обоих классах присутствуют ученики с резко отрицательным отношением к учебе. Такой уровень описывает негативное отношение ребенка к учебному процессу, или несформированность какого-либо отношения к учению в целом.

Результаты данной методики показали, что необходимо проводить работу, направленную на развитие личностно-ценностного компонента.

Согласно результатам проведенной диагностики можно сделать следующий вывод: от уровня сформированности мотивации напрямую зависит и уровень достижения учебных результатов.

SCRUM-технологии позволяют повысить уровень мотивации обучающихся. Во ФГОС высокое значение придается групповой работе школьников и их совместной деятельности. На данном этапе образования необходимо внедрять все новые методы обучения, соответствующие требованиям ФГОС. Проектная деятельность основывается на жизненном опыте учеников и охватывает зоны высокого интереса.

При работе с использованием SCRUM-технологий дети учатся самостоятельно планировать свою деятельность, учиться, добиваться поставленной цели, учатся сотрудничеству, работе в команде.

Так, SCRUM-технологии являются более эффективным средством в формировании высокого уровня мотивации у младших школьников.

Литература:

  1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1–4 кл.) / методика Н. Г. Лускановой, 1993г. [Электронный ресурс] // URL: https://mihscdemidovsm.ucoz.ru/12/metodika_n.g.luskanovoj.pdf
  2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. 2-е изд., стереот. / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352с.
  3. Борисенко, С. В. Методика eduScrum и развитие учебной мотивации в начальной школе / С. В. Борисенко, Т. В. Семеновских. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 559–561. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70085/.
  4. Вейнандс, В. Руководство по eduScrum. — пер. с англ. И. Мифтахов, Т. Глухарева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — 7с.
  5. Лукашенко М. А., Телегина Т. В. Управление созданием образовательных продуктов с помощью метода Scrum // Экономические науки. 2019. Т.8. № 2 (27). С. 223–227.
  6. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. — М.: Педагогика, — 1984. — 80 с.
  7. Психология эмоций и мотивации [Текст]: учеб.метод / сост. Г. В. Митина, Г. А. Нугаева. — Уфа: Издательство БГПУ, 2020. — 110 с.
Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, экспериментальная группа, учебный процесс, мотивация, ребенок, класс, образовательный процесс, познавательный интерес, учебная деятельность, эмоциональное отношение.


Ключевые слова

мотивация, диагностика, младшие школьники, уровень, SRUM-технологии

Похожие статьи

Задать вопрос