Защита прокурором прав и законных интересов несовершеннолетних при отмене усыновления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 27.12.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, О. О. Защита прокурором прав и законных интересов несовершеннолетних при отмене усыновления / О. О. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109632/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор исследует основания отмены усыновления и формы защиты прокурором прав и законных интересов несовершеннолетних при отмене усыновления. Отмечается, что перечень оснований отмены усыновления не является закрытым. В частности, суды принимают во внимание такое обстоятельство для отмены усыновления, как отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного. Предлагается изменение гражданского процессуального законодательства в части обязательного прохождения несовершеннолетним усыновленным судебной психологической экспертизы.

Ключевые слова: усыновление, отмена усыновления, заключение прокурора, интересы ребенка, мнение ребенка, судебная психологическая экспертиза.

Одной из приоритетных форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, является усыновление, которое более всего приближено к возможности воспитания ребенка в общепринятых условиях. Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Отношения по усыновлению регулируются семейным и гражданским процессуальным законодательством, устанавливающим, в том числе, порядок осуществления и защиты семейных прав. Согласно положениям семейного законодательства ребенок передается в семью на воспитание и ему должны быть обеспечены полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни и его здоровья.

Вместе с тем не всегда усыновление ребенка заканчивается для него счастливой семейной жизнью, поскольку по различным обстоятельствам усыновление может быть отменено. Как справедливо отмечают С. В. Медведев, А. С. Медведева: «Само усыновление как процедура воспринимается достаточно позитивно, поскольку несет надежду. Случаи его отмены формируют так называемое вторичное сиротство (вторичный отказ)» [1, с. 8]. Безусловно, следует избегать случаев отказа от усыновления, поскольку это сильнейший травмирующий психологический фактор для ребенка.

Поэтому законодатель предусмотрел обеспечение соблюдения гарантий прав и законных интересов ребенка при отмене усыновления. Как следует из части 1 статьи 141 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией [2]. Кроме этого, перечень оснований для отмены усыновления не является закрытым, поскольку в соответствии с частью 2 этой же статьи суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

Верховный Суд Российской Федерации раскрывает такие случаи, разъясняя судам, что они вправе отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка. К таким обстоятельствам, в частности, можно отнести отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка либо ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя; выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении [3].

Прокуратура, как орган надзора за законностью обязана осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, как наиболее уязвимых субъектов правовых отношений. Гражданское процессуальное и семейное законодательство предусматривает, что отмена усыновления ребенка производится в судебном порядке, а дело об отмене усыновления ребенка рассматривается с участием прокурора.

Прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением к усыновителям ребенка, вступить в процесс для дачи соответствующего заключения, участвовать в деле, в апелляционной, кассационной инстанциях при обжаловании решения суда. Прокурор должен быть не просто сторонним независимым участником процесса. Задачи, стоящие перед ним, предполагают активное участие в исследовании материалов дела и представляемых доказательств. Так, в соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 11.01.2021 № 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» прокурорам, участвующим в рассмотрении дел судами, до начала судебного разбирательства предписано детально изучить материалы дела, анализировать законодательство и судебную практику по спорным правоотношениям. По всем возникающим при рассмотрении дела вопросам занимать аргументированную позицию, активно участвовать в исследовании доказательств, при необходимости инициировать их истребование, а также эффективно использовать иные права лица, участвующего в деле. При выявлении в ходе судебного разбирательства нарушений закона обращаться к суду с ходатайством о вынесении частного определения в адрес соответствующей организации или должностного лица, допустивших такие нарушения [4].

Заключение прокурора, участвующего в деле об отмене усыновления, должно содержать анализ доказательств, юридическую квалификацию обстоятельств дела, мотивированные ссылки на закон, подлежащий применению. Прокурор является представителем государства, и это обязывает его быть максимально объективным в оценке объяснений сторон, показаний свидетелей, заключения эксперта. Он не может воздержаться от дачи заключения по делу [5, с. 84]. Задача прокурора — не только защитить права и законные интересы несовершеннолетних детей, но и оказать помощь суду при вынесении решения. Согласно закону заключение прокурора по существу дела не обязательно для суда, суд может с ним не согласиться, мотивировав данное несогласие в решении. Вместе с тем, в большинстве случаев суды соглашаются с позицией прокурора.

Следует отметить, что большое значение при отмене усыновления имеет эмоциональное состояние усыновленных детей, которые повторно переживают отвержение усыновителей. В период рассмотрения дела об отмене усыновления ребенок пребывает в состоянии стресса, испытывает тревогу, страх перед будущим результатом. Пока длится судебное разбирательство, ребенок пребывает в семье усыновителей, чувствует их отторжение. В судопроизводстве основной процессуальной формой использования специальных психологических знаний является судебная психологическая экспертиза. Эксперт-психолог компетентен в особенностях семейных взаимоотношений усыновителей и усыновленного ребенка, способен понять психологическое состояние ребенка, спрогнозировать последствия отмены усыновления для него. Экспертное заключение такого рода помогло бы как прокурору, так и суду оценить все доказательства по делу в совокупности и объективно принять справедливое решение по делу, отвечающее интересам ребенка.

Однако, с точки зрения закона экспертиза по делам об отмене усыновления не обязательна. По нашему мнению, в целях наиболее полной защиты интересов детей, предупреждения и профилактики случаев отмены усыновления необходимо внести изменения в семейное и гражданское процессуальное законодательство в части обязательного проведения судебной психологической экспертизы психоэмоционального состояния ребенка и усыновителей, последствий отмены усыновления для детей и оказания психологической помощи «отказному» ребенку.

Литература:

  1. Медведев, С. В. Отмена усыновления должна быть исключительной мерой, преследующей цель защиты прав и интересов ребенка / С. В. Медведев, А. С. Медведева. — Текст: непосредственный // Семейное и жилищное право. — 2017. — № 3. — С. 8–11.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации: СК: текст с изменениями и дополнениями на 26.10.2023 года: [принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года]. — Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — С. ст. 16.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей». — Текст: непосредственный // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2006. — № 6.
  4. Приказ Генпрокуратуры России от 11.01.2021 № 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве»: текст в редакции от 19.10.2022 года. — Текст: непосредственный // Законность. — 2021 — № 2.
  5. Абушенко, Д. Б. Гражданский процесс: учебник / Д. Б. Абушенко, отв. Ред. В. В. Ярков. — 6-е изд. — Москва: Волтерс Клувер, 2006. — 702 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): отмена усыновления, суд, судебная психологическая экспертиза, усыновление ребенка, гражданское процессуальное законодательство, дело, заключение прокурора, интерес ребенка, ребенок, усыновление.


Ключевые слова

усыновление, заключение прокурора, отмена усыновления, интересы ребенка, мнение ребенка, судебная психологическая экспертиза

Похожие статьи

Задать вопрос