Противодействие коррупции в сфере государственных закупок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 25.12.2023

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Калиниченко, И. А. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок / И. А. Калиниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 275-278. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109549/ (дата обращения: 29.04.2024).



В настоящей статье дается общая характеристика действующего законодательства РФ в рамках, которого рассматривается понятие государственных закупок, в том числе и противодействие коррупции в сфере государственных закупок. Предпринята попытка всестороннего исследования видов коррупционных действий в сфере управления государственными закупками, а также анализируются статистические данные материалов судебной практики.

Ключевые слова: государственные закупки, законодательство РФ в сфере государственных закупок, коррупционные правонарушения, противодействие коррупции, коррупция, контроль в сфере государственных закупок, предотвращение коррупции.

Российское государство на современном этапе своего развития нуждается в постоянном и качественном предоставлении различных товаров, работ, в том числе и оказании услуг, что необходимо в целях обеспечения его нормального функционирования, а также выполнения основных функций, которые возложены на него 4.

Безусловно, основная часть бюджетных, в том числе и внебюджетных фондов, как правило, тратится на закупки товаров, выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных в целях удовлетворения государственных нужд 5. Поскольку, закупки в рамках государственного или иного заказа осуществляются за счет средств налогоплательщиков, соответственно эффективность расходования данных средств, в том числе и противодействие их расхищению считается одной из самых важнейших задач государства 4. Все вышеизложенное и представляет актуальность рассматриваемой темы научной статьи.

Так, система государственных закупок представляет собой достаточно ресурсоемкую, но одновременно и коррупционногенную систему. Согласно нормам федерального законодательства РФ, в частности в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственная закупка (или закупка) подразумевает закупку товаров, услуг, в том числе и работ, в рамках которого, заказчиком выступает непосредственно организация, которая занимается закупкой соответствующих товаров за счет выделенных ей бюджетных денежных средств 6. Как правило, подобная закупка проводится за счет бюджетных денежных средств — федеральных, региональных, в том числе и муниципальных. Соответственно, в рамках данного законодательного акта РФ законодателем предусмотрены основные правила проведения данной процедуры.

Естественно, противодействие коррупции в сфере осуществления государственных закупок считается общим делом не только государства, но общества и бизнеса в целом. Соответственно, основная цель государства в данной сфере заключается в том, чтобы вернуть доверие населения к государственным органам, наряду с этим сэкономить бюджетные денежные средства.

Далее представляется целесообразным рассмотреть статистические данные, представленные на интернет-ресурсе Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). Так, в период с 01.01.2020 г. по 11.11.2023 г. Верховных судом РФ было вынесено более 1100 судебных актов в сфере государственных закупок, в рамках ФЗ № 44, Арбитражными судами РФ было вынесено более 100 000 судебных актов, в том числе 8 926 судебных актов было вынесено Арбитражным судом Красноярского края. Также судами общей юрисдикции РФ было вынесено порядка 67 612 судебных актов, в том числе 1 770 актов вынесено судами общей юрисдикции Красноярского края. В рамках проведенного исследования, следует пояснить, что ежегодно в данной сфере похищается примерно триллион рублей или же четырнадцатая часть от всего консолидированного бюджета нашей страны, что представляет большой урон государству 3.

Как следует из материалов судебных дел, основной особенностью коррупционных действий в сфере государственных закупок считается то, что данные преступные деяния совершаются:

– непосредственно специальными субъектами (как правило, госслужащими и, лицами, наделенными широкими полномочиями);

– помимо вышеизложенного совершаются с помощью служебного положения, а также полномочиям определенного должностного лица;

– направлены непосредственно на получение личной выгоды должностным лицом;

– нарушают законные интересы государства;

– выполняются исключительно должностным лицом и умышленно;

– выполняются в интересах лица, который предлагает должностному лицу предоставление определенной формы вознаграждения (к примеру, взятки и т. д.).

Необходимо также отметить, что наиболее частым уголовным составом в сфере государственных закупок принято считать статью 214, ч. 4 УК РФ «Коммерческий подкуп, совершенный в составе группы лиц, в особо крупном размере» 5. Как правило, в судебной практике механизмами реализации коррупционных схем чаще становятся: заключение контрактов по сознательно завышенным ценам; использование «прокладок», т. е. технических компаний, которые выигрывают торги. Однако фактическим исполнителем заказа становится совершенно другое лицо, которое может, к сожалению, годами не получать средства за выполненные услуги (заказ); завышение стоимости и объемов выполненных работ; размещение фиктивных государственных заказов, при которых оплата производится, а соответственно услуги либо работы фактически не оказываются 3.

Далее следует отметить, что согласно ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции считается непосредственно обеспечение добросовестности, открытости, а также добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, в том числе услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд 7. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что во избежание злоупотреблений в сфере закупок в действующем законодательстве РФ содержится исчерпывающий перечень требований к участникам размещения государственного (иного) заказа, в том числе и недопущением установления других требований, чем предусмотренные законом и четко определены условиями допуска, а также отказа к участию в торгах. Однако при всем вышеизложенном, законодатель также установил ряд обязательных и дополнительных требований.

Также необходимо акцентировать внимание на том, что абсолютно все закупки планируются заблаговременно исходя из их целей посредством формирования планов-закупок и планов графиков. Как правило, наиболее приоритетным направлением планирования считается непосредственно приобретение для государственных, в том числе и муниципальных нужд инновационной и высокотехнологичной продукции. Невозможно оставить без внимания и тот факт, что введение механизма определения цены контракта не дает возможности участникам закупок сознательно завышать цену, в том числе и после отсева большинства претендентов идти на ее снижение и побеждать в торгах. К тому же за исполнением контрактов следят специальные органы аудита, которыми являются Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы регионов и муниципальных образований 1.

Законодателем также предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о закупках, которая нашла свое законодательное закрепление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (в частности, ст.7.29–7.32) и в Уголовном кодексе Российской Федерации (в частности, ст.285–286, 288–293) 2.

Таким образом, основными методами борьбы с проявлением коррупции в сфере государственных закупок, которые могут применяться на сотрудника, занимающегося закупом, относят: проверку анкетных данных, биографии кандидата и отзывов с предыдущих мест работы; специальные глубинные тестирования кандидатов при приеме на работу, с целью получения четкого психологического портрета лица; эффективная мотивация сотрудников 5.

Соответственно, на законодательном уровне предусмотрены и закреплены все необходимые нормы противодействия коррупции в сфере государственных закупок, однако полностью искоренить данные преступные деяния практически невозможно, поскольку, как правило, все усилия соответствующих органов направлены исключительно на устранение последствий совершенных лицами преступлений, но не на профилактику, в том числе и предотвращение данных действий. Безусловно, законодательство в целях противодействия коррупции в сфере государственных закупок должно развиваться и видоизменяться согласно жизненным реалиям.

Литература:

  1. Борьба с коррупционными правонарушениями в сфере использования государственного имущества и государственных закупок средствами прокурорского надзора: пособие / [авт. кол.; науч. ред. С. К. Илия]; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2014. — 120 с.
  2. Викулин, О. И. Механизмы противодействия контрактной системе государственных закупок // В сборнике: Мировая экономика в новых условиях развития: готовность к ответу на вызовы Материалы международной научно-практической конференции. Составители Е. В. Афанасьева, С. И. Союстова. 2019. С. 29–35.
  3. Интернет-ресурс Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/ (дата обращения: 11.11.2023).
  4. Мельцова, Д. А. Противодействие коррупции в государственных и муниципальных закупках / Д. А. Мельцова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 273–276. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55748/ (дата обращения: 11.11.2023).
  5. Наумова, Н. В. Противодействие коррупции в государственных закупках: опыт зарубежных стран / Н. В. Наумова, Я. М. Шишкина. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы LVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань: Молодой ученый, 2023. — С. 9–14. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/482/17829/ (дата обращения: 11.11.2023).
  6. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) // «Российская газета», № 80, 12.04.2013.
  7. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2023) // «Российская газета», № 266, 30.12.2008.
Основные термины (генерируются автоматически): закупка, том, должностное лицо, сфера, число, противодействие коррупции, Российская Федерация, закупка товаров, Красноярский край, судебная практика.


Похожие статьи

Задать вопрос