Проблемы администрирования в бюджетной сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 22.12.2023

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Шеховцов, А. Э. Проблемы администрирования в бюджетной сфере / А. Э. Шеховцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 375-378. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109470/ (дата обращения: 09.05.2024).



Настоящая работа посвящена проблеме эффективности бюджетного администрирования как правового института бюджетно-правовой сферы, поскольку имеет свои специфические принципы и функции. Кроме того, пределы бюджетного администрирования не ограничиваются собственно бюджетными правоотношениями.

Ключевые слова: администрирование, проблемы, бюджетная сфера.

От того, какой объем доходов поступит в очередной финансовый год в бюджеты бюджетной системы РФ, зависит то, в каком объеме государственной органы власти, а также местного самоуправления планируют выполнять полномочия, переданные им государством. Важно создать эффективную систему администрирования доходов бюджетов, которая будет отвечать за правильность, полноту и своевременность исчисления и уплаты доходов в соответствующий бюджет, а также осуществление контроля в области поступления в бюджеты бюджетной системы РФ соответствующих доходов.

Администрирование доходов является четко структурированной системой участников бюджетного процесса. Данная система имеет в своей характеристике государственно-властные полномочия в бюджетной сфере. Указанные полномочия обладают юридически сформированным правовым статусом. Этот статус определен исходя из места рассматриваемого института в бюджетном процессе. Также указанные выше полномочия имеют специфическую классификацию видов бюджетного администрирования доходов, а также определенные механизмы бюджетного администрирования, которые обусловлены историко-политическими и бюджетно-правовыми особенностями развития государства.

Для того, чтобы обеспечить полноту и своевременность перечислений в бюджеты, должен существовать орган, который вправе осуществлять контроль за деятельностью субъектов финансовой деятельности. Также в полномочия данного органа должна входить разработка методологии перечислений денежных средств в бюджеты всех уровней. Именно по данной причине разработана система администрирования доходов бюджетов. Выступают в качестве субъектов, которые осуществляют администрирование доходов, администраторы доходов бюджетов и главные администраторы.

К администраторам доходов бюджетов относятся, в частности, налоговые органы Федеральной налоговой службы, а кроме того, непосредственно и органы исполнительной власти, которые обладают функциями администрирования доходов бюджетов.

Важнейшей составляющей частью системы администрирования доходов является налоговое администрирование доходов бюджетов. Объясняется это тем, что именно налоговые доходы занимают наибольший удельный вес в структуре доходов.

К главным администраторам относятся, в частности, ФНС, ФТС и другие органы власти, которые непосредственно осуществляют действия в сфере управления налоговой системой государства [6].

Заметим, что именно администраторы доходов в бюджетном процессе имеют полномочия и соответствующую ответственность в сфере организации деятельности по мобилизации доходов в бюджетную систему государства. Именно администраторы доходов в бюджетном процессе выступают как связующее звено между плательщиками и органами, в обязанности которых входит осуществление планирования и исполнения бюджетов по доходам в процессе реализации бюджетного процесса. Отметим, что непосредственно размеры и сроки уплаты платежей в бюджет устанавливают законодательные акты РФ, в частности, нормативно-правовые акты, в сферу которых входит регулирование гражданско-правовых отношений между плательщиками и администраторами доходов бюджета [7].

В функции администраторов доходов входят функции органа, который контролирует исполнение обязательств в сфере уплаты поступлений в бюджеты всех уровней плательщиками [5]. Администраторы доходов бюджетов для финансовых органов, которые организуют планирование и исполнение бюджетов, выступают как поставщики статистической информации в отношении плановых и мобилизуемых объемов доходов в процессе исполнения бюджета. Именно по данной причине эффективность работы администраторов доходов бюджетов оценивается исходя из точности прогнозных поступлений, а также исходя из суммы невыясненных поступлений, также исходя из отношений средств, которые подлежат уплате в бюджет, к сумме средств, которые уже поступили в бюджет.

Заметим тот факт, что формы управления бюджетными ресурсами основаны на процессе трансформации частной денежной массы в публичный доход. Его реализация, в частности, базируется на принципе сбалансированности интересов участников финансового правоотношения.

Также укажем, что в качестве основы бюджетного администрирования выступает фискальный подход. Данный подход, в частности, заключается в том, что принимаются и выполняются государственно-властные решения. Также на основе указанного выше подхода происходит контроль за исполнением таких решений, поскольку обеспечение соответствующих поступлений в казну государства выступает в качестве основной цели данного процесса [4].

Институт администрирования доходов бюджета находится в процессе постоянного совершенствования. Обусловлено это тем, что существует необходимость в создании эффективного и работающего правового механизма с целью обеспечить формирование доходной части бюджета, а также обеспечить его прозрачность и понятность абсолютно для всех участников бюджетного процесса. Такая трансформация указанного выше механизма прослеживается в процессе рассмотрения первого этапа механизма администрирования доходов. На данном этапе, в частности, происходит определение количества главных администраторов доходов. До недавнего времени эти лица формировались исходя из нескольких составляющих. В частности, к таким составляющим относилось абсолютное количество органов государственной власти, правовой статус которых включал в свой состав определенные и конкретные компетенции в сфере управления бюджетно-доходной сферой, а также абсолютное количество источников доходной части бюджета. Указанный процесс затруднял весь ход администрирования.

Поэтому, в 2021 г. [2] законодатель внес необходимые изменения в БК РФ. Данные изменения обусловили то, что произошел в итоге переход на новый уровень в сфере государственного управления доходами бюджета. А именно ввели реестровую модель по реализации полномочий главных администраторов доходов.

Исходя из указанных изменений, произошел на законодательном уровне отказ от практики ежегодного пересмотра, а также утверждения перечней главных администраторов доходов. Кроме того, закрепилось правило об установлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов на постоянной основе с учетом их специальных функций.

Однако отметим, что администрирование в бюджетной сфере сталкивается с рядом проблем, к которым относятся следующие.

Бюджетные средства часто необходимо распределить между различными проектами и программами. Недостаток прозрачности в процессе принятия решений и контроля расходов может способствовать коррупции и злоупотреблениям.

Кроме того, бюджетные средства часто ограничены, и это может вызывать проблемы с обеспечением необходимого финансирования для различных областей, таких как здравоохранение, образование или социальная защита.

Бюджетные системы часто сложны и требуют профессиональных навыков для правильного планирования, исполнения и контроля расходов. Администраторы бюджета должны иметь достаточные знания и опыт, чтобы эффективно управлять финансами.

В бюджетной сфере важно иметь точную и полную информацию о расходах и доходах. Проблемы с учетом могут возникнуть из-за ошибок в данных, неполного отчетности или неэффективной системы аудита.

Планирование в бюджетной сфере сложно из-за нестабильности экономической ситуации, изменений в политике и социальных потребностях. Администраторам бюджета часто приходится адаптироваться к новым условиям и быстро реагировать на изменения.

Также в бюджетной сфере может отсутствовать эффективная система отчетности и контроля за расходами. Это может привести к неэффективному использованию ресурсов и недостаточной отчетности перед обществом [3].

Кроме этого, в бюджетном законодательстве отсутствует нормативное понятие администрирования доходов. По нашему мнению, указанное понятие необходимо сформулировать следующим образом: «Администрирование доходов является специфической бюджетно-правовой деятельностью особых государственных органов и организаций, позволяющей обеспечить постоянный оперативный контроль за поступлением доходов в соответствующие бюджеты; реализовать предусмотренные законодательством финансово-правовые меры государственного принуждения по отношению к плательщикам, не исполняющим свои обязанности; упростить процедуру уточнения невыясненных платежей; минимизировать затраты (в том числе временные) по возврату излишне уплаченных или неправильно уплаченных сумм; обеспечить контроль за полной и своевременностью поступления соответствующих доходов бюджета».

В качестве способов по совершенствованию всей системы администрирования доходов могут выступать такие действия, как:

— действия по соответствию бюджетного законодательства и отдельных актов;

— меры по разработке нормально функционирующей системы автоматизированных перечислений на счета в Казначейство РФ, с целью минимизации невыясненных поступлений;

— меры по формированию непосредственно всей системы обратной связи рекомендательного характера по таким вопросам, которые появляются между субъектами администрирования и Федеральным Казначейством.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
  2. Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. N 27 (часть I). Ст. 5079.
  3. Кулаков Е. В. Совершенствование системы администрирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны // Вестник экономической безопасности. 2023. № 3. С. 186–191.
  4. Латышев Н. И. Вопросы администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в МВД России // В сборнике: Экономическая безопасность: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2022. С. 88–95.
  5. Латышев Н. И. Система администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в МВД России: цифровая трансформация // В сборнике: Формирование эффективной системы экономической безопасности России. Москва, 2023. С. 124–130.
  6. Смородина Е. А. Налоговое администрирование и его влияние на формирование доходной части бюджетов различных уровней // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 8 (102). С. 171–174.
  7. Титов Г. А. Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Финансовое право. 2023. № 9. С. 28–32.
Основные термины (генерируются автоматически): бюджетная сфера, бюджетный процесс, Администрирование доходов, бюджетное администрирование, администратор доходов бюджетов, бюджет, главный администратор доходов, орган, бюджетная система РФ, бюджетное законодательство.


Похожие статьи

Задать вопрос