Правовое регулирование электронного документооборота в органах и организациях прокуратуры РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 23.12.2023

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, Т. С. Правовое регулирование электронного документооборота в органах и организациях прокуратуры РФ / Т. С. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 359-361. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109459/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассматривается и анализируется нормативно-правовая база, регулирующая вопросы применения и внедрения электронного документооборота в органах и организациях прокуратуры РФ в различных направлениях деятельности: при работе с обращениями граждан, при составлении статистической отчетности, для взаимодействия с другими органами государственной власти и организациями.

Ключевые слова: информационные системы, правовое регулирование, прокуратура, цифровизация, федеральные органы государственной власти.

Цифровая трансформация органов прокуратуры РФ реализуется с 2017 г. в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Среди основных задач цифровизации органов прокуратуры можно выделить следующие:

  1. Создание прозрачной среды взаимодействия органов прокуратуры и граждан
  2. Повышение оперативности прокурорского реагирования на нарушения закона,
  3. Координация деятельности правоохранительных органов с использованием цифровых технологий.

Для реализации данных задач в этом же году была утверждена Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года [1]. Она закрепляет актуальность и принципы цифровой трансформации в органах прокуратуры, а также этапы реализации данной концепции.

Общие положения по осуществлению работы с информацией регулирует Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2]. Он регламентирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации, дает определение понятию «электронный документ» и др.

Далее стоит обратиться к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», на основании которого создана Государственная автоматизированная система правовой статистики (ГАС ПС). Это единая централизованная система сбора, обработки, хранения и использования статистических данных о сообщениях о преступлениях, состоянии преступности, состоянии и результатах следственной работы, дознания и прокурорского надзора [3].

Также Приказом Генерального прокурора РФ была введена в действие Информационная система обеспечения надзора за исполнением законов [4]. Она обеспечивает функционирование информационных систем, предназначенных для автоматизации внутренней деятельности органов прокуратуры по определенным направлениям: в сфере противодействия коррупции, надзора за несовершеннолетними, по трудовым, пенсионным вопросам, ЖКХ и т. д.

Приказом Генерального прокурора РФ в 2018 году внедрена информационная система межведомственного электронного взаимодействия (ИСМЭВ), которая предназначена для организации межведомственного электронного взаимодействия с иными органами, например, отделами полиции, МЧС, приставами, и организациями для получения документов и сведений, необходимых в рамках выполнения задач и исполнения своих функций [5].

Федеральным законом «Об электронной подписи» устанавливаются требования к получению и использованию электронных подписей сотрудников прокуратуры [6]. Верификация документов происходит после их загрузки с систему АИК «Надзор-WEB». Так, информация в электронном форме, подписанная квалифицированная электронной подписью, признаётся электронным документом равнозначным документу на бумажном носителе, подписанном собственноручной подписью.

Порядок подписания электронных документов, их регистрации, перевода, подготовки, оформления, размножения, контроля за исполнением документов, отправки, формирования их в дела, надзорные (наблюдательные) производства, хранения и использования на бумажных и электронных носителях закреплен в Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации [7]. Это основной документ, регулирующий вопросы составления, регистрации, передачи документов, их подготовки для хранения.

Еще одним не менее важным документов в сфере документационного обеспечения являются Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, которые также отражают требования к созданию документов, организации документооборота, формированию документального фонда, предусматривающие особенности работы с электронными документами [8].

Ежедневно делопроизводители органов прокуратуры почтовой связью получают и отправляют большое количество документов, в связи с чем необходимо руководствоваться положениями Федерального закона «О почтовой связи», регламентирующие правоотношения, возникающие между операторами и пользователями услуг почтовой связи [9].

Вопросы подготовки статистической отчетности в органах прокуратуры регулируются распоряжениями и приказами Генерального прокурора РФ [10]. В них закреплен порядок составления отчетов о работе прокуратуры по различным показателям.

По вопросам рассмотрения обращений граждан важным нормативным актом является Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым устанавливаются порядок и сроки рассмотрения обращений, предоставления ответов в электронном виде [11].

Таким образом, на основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и приказа Генерального прокурора «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» разработана единая защищенная система передачи данных, внедрение которой необходимо для помощи должностным лицам органов прокуратуры в реализации их функций для оперативности документооборота, а также для улучшения информационного обеспечения органов и организаций прокуратуры России.

Не несмотря на это, требуют актуализации некоторые нормативные акты. Например, Инструкция по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации нуждается в обновлении в соответствии с действующим законодательством.

Литература:

  1. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс»
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СПС «Консультант Плюс»
  3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
  4. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18.11.2004 № 25–10 «О создании информационной системы органов прокуратуры Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
  5. Приказ Генерального прокурора РФ от 10.12.2018 № 816 «О введении в эксплуатацию информационной системы межведомственного электронного взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
  6. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СПС «Консультант Плюс»
  7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.2011 № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // СПС «Консультант Плюс»
  9. Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» // СПС «Консультант Плюс»
  10. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2012 № 8 «Об утверждении Инструкции по ведению ведомственного статистического учета в органах прокуратуры Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
  11. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, орган, орган прокуратуры, организация прокуратуры, почтовая связь, государственная власть, межведомственное электронное взаимодействие, статистическая отчетность, электронная подпись.


Похожие статьи

Задать вопрос