Право на самоопределение: проблемы его реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 20.12.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Елисова, С. А. Право на самоопределение: проблемы его реализации / С. А. Елисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 405-409. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109386/ (дата обращения: 12.05.2024).



В статье рассматриваются основные проблемы реализации права народов на самоопределение в контексте современного международного права. В статье отражены история развития термина права народов на самоопределение, раскрывается его смысловое значение и отражение в современных источниках международного права. Анализируются основные проблемы, которые возникают в процессе задействования этого международного принципа. Выделены основные направления, требующие большей проработки при дальнейшем встраивании права народов на самоопределение в современную систему международного права.

Ключевые слова: международное право, народ, нация, принцип самоопределения народов, принцип нерушимости границ.

Право народов на самоопределение является основополагающим принципом современной системы международных отношений. В Уставе ООН и других источниках международного права закреплено это право, что подчёркивает его важность и универсальность. Но несмотря на это, реализация права на самоопределение может привести к разногласиям и конфликтам. Исторические примеры показывают, что попытки национальных групп или этнических общностей реализовать своё право на самоопределение могут приводить к вооружённым конфликтам и даже распаду государств. Для достижения мирного и стабильного разрешения таких ситуаций необходимо соблюдение прав человека, диалог между сторонами и учёт особенностей каждой конкретной ситуации. Распад государств и этнические конфликты — это негативные последствия неадекватной реализации права народов на самоопределение. Поэтому, важно создавать условия для мирного и справедливого урегулирования этих вопросов, чтобы избежать более серьёзных последствий для всех сторон.

В идеях Декларации Независимости США 1776 года, в которой провозглашалось: «Людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых» и, далее: «В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить её» [3]. Эти идеи получили поддержку от лидеров Французской революции, которые выдвинули доктрину народного суверенитета. Суть этой доктрины заключается в том, что народ является единственным законным и правомерным носителем власти в государстве [7]. Таким образом, концепция самоопределения народов имеет глубокие исторические корни и основана на принципах демократии и справедливости. Она признает право каждого народа определять своё политическое, экономическое и социальное будущее в соответствии с его интересами и ценностями. Эта концепция играет важную роль в международных отношениях и даёт основу для защиты прав человека и национального самоопределения

В период после середины XIX века идея вошла в число ключевых лейтмотивов революционных и националистических аспираций. Среди итальянцев, немцев, жителей американских колоний, которые стремились вырваться из-под власти Испании, а также в рядах поляков и греков, зарождалось мощное желание ликвидировать границы разделения, чтобы национальное единство нашло своё воплощение под единым государственным символом. Этот стремящийся к единству порыв начал сращиваться со стратегией ирредентизма, цель которой заключалась в воссоединении разрозненных земель с однородной культурой и населением.

На Берлинском конгрессе 1878 года впервые прозвучал термин «самоопределение наций». Именно тогда стали широко использовать понятие «право наций на самоопределение». Это означало, что каждая нация имеет право определить свой политический и судьбоносный путь самостоятельно [4].

Идея самоопределения народов была широко признана и заняла прочное место в программных положениях многих либеральных и социалистических движений. В 1896 году Конгресс II Интернационала признал «право наций на самоопределение» [3].

В 1915 году Международная конференция национальностей в Париже и в 1916 году в Лозанне разработала «Проект декларации прав национальностей» [7]. Этот проект внёс серьёзный вклад в развитие принципа самоопределения народов, но крайне редко упоминается в литературе по данному вопросу. Конференция раскрыла возможность развития европейских народов в форме федерального и унитарного государства, а также предприняла попытку определить политико-правовой статус национальных меньшинств.

По завершении глобального конфликта, известного как Первая мировая война, началось новое движение в поддержку равенства и стремлений наций к независимости. Президент Соединённых Штатов Америки, Вудро Вильсон, в начале 1918 года выдвинул план, направленный на установление мира посредством его «14 пунктов» [7], которые положили начало разработке Версальского договора уже в следующем году. Этот документ, хотя и не предусматривал универсальное самоопределение (Вильсон не оспаривал колониальную систему), тем не менее он повлиял на становление международных отношений в период после войны, особенно в отношении территорий, ранее контролируемых Османской империей и Австро-Венгерской монархией [3].

Идея национального самоопределения повлекла за собой значительные сдвиги. Она обусловила появление на карте Европы целого ряда новых стран, в том числе таких как Югославия, Польша и Чехословакия, на основе разрушившихся империй Австро-Венгерской и Османской. Был зафиксирован подъём в политическом и социальном развитии, а также существенная трансформация геополитических контуров старого континента.

С другой стороны, Лига Наций, возникшая после завершения Первой мировой войны как инструмент для укрепления межнациональных связей и защиты общей безопасности, не смогла полноценно реализовать инициативы Вильсона. Её действия в значительной мере свелись к установлению мандатной системы для управления бывшими колониями поражённых стран, что было направлено на предотвращение их намеренной эксплуатации.

Окончание Второй мировой войны и создание ООН стали поворотным моментом в развитии идеи самоопределения народов. ООН — это глобальная международная организация, обладающая мощными ресурсами и эффективными инструментами влияния на положение в мире. Статьи Устава ООН, а именно часть 2 статьи 1 и статья 55 [6], впервые закрепили самоопределение народов как принцип международного права.

Важное значение в развитии права народов на самоопределение имело принятие в 1970 году Декларации о принципах международного права. Этот принцип был впервые подробно сформулирован именно в этой Декларации: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава» [5]. В ней же указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса». Далее подчёркнуто, что все государства должны «воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ» [5]. В Декларации также подчёркивается, что «право на самоопределение» применимо к колониальным ситуациям, т. е. признается, что помимо свободных народов этим правом обладают народы, находящиеся в колониальной или иностранной зависимости.

Похожие тезисы зафиксированы в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте 1975 г. [8], Итоговом документе Венской встречи 1986 г., документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. и других международно-правовых актах. Одним из последних международно-правовых документов, в котором зафиксирован принцип самоопределения и равенства народов, следует назвать Декларацию о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятую Резолюцией 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1998 г., в которой сказано, что «массовые, грубые и систематические нарушения прав и свобод человека являются результатом отказа признать право народов на самоопределение и право каждого народа на осуществление полного суверенитета над своими богатствами и природными ресурсами» [2].

Однако реализация данного принципа осуществляется отнюдь не последовательно. Вопросы национального самоопределения и его реализации через призму международного права часто вызывают оживлённые дискуссии и споры. Право народов определять свой статус, будь то политический, экономический, социальный или культурный, сталкивается с рядом препятствий, среди которых особое место занимает принцип территориальной целостности государств. Эта дилемма проявляется в том, как на практике применяются международно-правовые нормы, поскольку многие народы, выступающие за право распоряжаться своей судьбой, неизбежно вступают в конфликт с защитой границ установленного государственного устройства.

Такое напряжение между стремлением к самоопределению и уважением территориальной целостности обусловлено различными интересами: с одной стороны, есть желание народов утвердить свою идентичность и автономию, а с другой стороны, государственная власть стремится сохранить свое единство и стабильность в пределах существующих границ. Центральные правительства, со своей стороны, часто заявляют, что усилия народов к самостоятельности нарушают принципы единства государства и могут вредить правам других народов или этнических групп, проживающих на той же территории.

Большей неопределённости в этот вопрос добавляет Декларация о принципах международного права 1970 года, которая выступает напоминанием о том, что принципы международного права должны быть интерпретированы и применены с взаимным учётом. Это означает, что решения по вопросам самоопределения народов должны учитывать другие фундаментальные принципы, такие как уважение суверенитета и территориальной неприкосновенности стран [1].

Таким образом, когда дело доходит до практической реализации самоопределения, процесс никогда не бывает линеен и однозначен. Он подвержен постоянным противоречиям и требует баланса между конкурирующими интересами и правами.

Один из немаловажных аспектов который является основой для заблуждений в понимании содержания принципа права народов на самоопределение — это проблема чисто этимологического значения. В заре формирования государственности, основоположники Соединённых Штатов Америки на примере своих обращений к обществу проявляли удивительную небрежность в использовании ключевых терминов, олицетворяющих самобытность и единство нации. Они без какого-либо видимого разбора меняли местами слова people и nation, не придавая значение тонким нюансам между этносом и государственным образованием. В контексте американской речевой практики, people часто несли в себе этническую признак, в то время как nation указывал на территориальную и политическую совокупность. Это явление не было уникальным только для Америки. Во Франции эпохи просвещения та же картина представлялась, когда публичные деятели и философы с лёгкостью подменяли nation и people, будто бы не признавая их отличительных черт. Такое смешение понятий ставит перед учёными и историками наболевший вопрос о том, каким образом должны устанавливаться критерии для самоидентификации народа с правом на самоопределение. В итоге на данный момент происходит смешение понятий «нация» и «народ», что приводит к ложным умозаключениям. Несмотря на кажущуюся схожесть, эти два термина имеют различные определения в контексте международного права. Ключ к пониманию лежит в том, что суверенным носителем права на самоопределение должен быть народ, а не нация [2]. Это различие крайне важно для правильной интерпретации прав и свобод, присущих различным этносам и культурным группировкам. В итоге подобное языковое смешение понятий важно, так как оно затрагивает основы национального самосознания и политической организации общества.

Обсуждение идеи самоопределения народов в контексте международного права остаётся одной из наиболее спорных и сложных тем в академических кругах.

Специалисты в области международного права выделяют несколько основных подходов к пониманию взаимоотношений между принципами самоопределения и территориальной целостности государств. Эти подходы охватывают широкий спектр мнений, отражая различия в приоритетах и интерпретациях данных принципов.

Один из ведущих взглядов подразумевает, что принцип территориальной целостности занимает преобладающее положение. В этой традиции национальные границы считаются неприкосновенными, и любые стремления к самоопределению должны учитывать этот фундаментальный аспект международного порядка. В противовес этому, другая школа мысли ставит на первое место принцип самоопределения народов, утверждая, что право народов определять своё будущее является основополагающим и может преобладать над стремлением к поддержанию границ, установленных исторически или политически.

Третья позиция ищет баланс между этими двумя принципами, предлагая равный статус и юридическую силу для обоих. Эта точка зрения призывает к компромиссу и гармоничному сочетанию интересов национального суверенитета и аспираций народов [2].

В контексте многообразия подходов учёные из России и других стран продолжают дискутировать и исследовать статус самоопределения народов в рамках международного права. На текущий момент консенсус в академическом сообществе так и не был достигнут, что отражает глубину и сложность проблемы. Разнообразие мнений и подходов приводит к постоянным дебатам и анализу, требуя от учёных постоянного переосмысления и адаптации теоретических положений в свете новых международных вызовов и реалий. При этом стоит отметить, что поиск устойчивого решения требует не только юридического анализа, но и учёта политических, социальных и культурных особенностей каждого конкретного случая, что делает эту задачу особенно сложной и актуальной для мирового сообщества.

Некоторые специалисты выдвигают аргумент, что самоопределение в первую очередь следует рассматривать не как юридическую, а как политическую или моральную категорию. Такой подход подчёркивает сложности, связанные с определением и признанием статуса народов, и поднимает вопросы о правомерности их стремления к независимости.

Таким образом, проблема самоопределения остаётся одной из наиболее спорных в современном мире. Она требует детального анализа и баланса между уважением к историческим и культурным особенностям народов и необходимостью поддержания мира и стабильности в международных отношениях. В заключение, всестороннее развитие этой темы требует дальнейших научных исследований и дипломатических усилий, направленных на создание механизмов, позволяющих реализовывать право на самоопределение в рамках существующего международного порядка.

Сложная задача надлежащего признания и регулирования права народов на самоопределение требует всестороннего подхода на международном уровне. Остро стоит вопрос о необходимости всесторонних кодификационных работ, которые бы включали в себя разработку общепринятых норм и стандартов в рамках международного права. Эти работы должны привести к созданию международно-правового документа, обладающего всеми необходимыми характеристиками для определения статуса наций и этнических групп, стремящихся к собственной независимости.

Важно, чтобы этот документ чётко определял не только критерии, по которым нации могут быть признаны как борющиеся за свою независимость, но и излагал допустимые методы и способы их борьбы. Он должен также включать разъяснения условий, при которых такая борьба будет признана легитимной в соответствии с международным правом.

Помимо международных усилий, ключевую роль играет разработка национального законодательства, которое бы обеспечивало народам права на культурное развитие. Внутренние акты должны предусматривать создание надёжных гарантий для сохранения и развития уникальных культурных традиций и обычаев, наряду с защитой их прав на самоопределение. Эти гарантии должны быть закреплены и поддержаны государственной мощью, дабы обеспечить их эффективное применение и соблюдение.

Литература:

  1. Аль Али Насер Абдель Рахим. Принцип права народа на самоопределение и право на отделение в международном праве // Вестник Академии права и управления. — 2018. — № 1 (50).URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipprava-naroda-na-samoopredenie-i-pravo-na-otdelenie-v-mezhdunarodnom-prave (дата обращения: 15.12.2023).
  2. Гевандова Я. С., Шлюндт Н. Ю. Коллизия принципов права народов на самоопределение и территориальной целостности государства в современном международном праве // Символ науки. — 2015. — № 11–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kolliziya-printsipov-prava-narodov-nasamoopredelenie-i-territorialnoy-tselostnosti-gosudarstva-v-sovremennommezhdunarodnom-prave (дата обращения: 15.12.2023).
  3. Гетьман-Павлова И. В. Международное право: учебник для академического бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
  4. Грушкин Д. В. Право народов на самоопределение: Идеология и практика: Материалы к семинару. — М.: Звенья, 1997.
  5. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900027 (Дата обращения: 16. 12.2023).
  6. Устав ООН (полный текст) от 26 июня 1945 // Сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (Дата обращения: 16.12.2023).
  7. Файзуллин Ф. С., Султанов И. Р. Сущность и значение права народов на самоопределение // Проблемы востоковедения. — 2010. — № 2 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-znachenie-prava-narodov-nasamoopredelenie (дата обращения: 16.12.2023).
  8. Хасанов А. А. Соотношение и взаимодействие принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств // Журнал российского права. — 2017. — № 10 (250). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ivzaimodeystvie-printsipov-samoopredeleniya-narodov-i-territorialnoytselostnosti-gosudarstv (дата обращения: 15.12.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): народ, самоопределение, мировая война, национальное самоопределение, принцип, самоопределение народов, Устав ООН, эта, культурное развитие, независимое государство.


Ключевые слова

международное право, нация, народ, принцип самоопределения народов, принцип нерушимости границ

Похожие статьи

Задать вопрос