Снижение тревожности младших подростков посредством арт-терапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 20.12.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Чумакова, И. В. Снижение тревожности младших подростков посредством арт-терапии / И. В. Чумакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 461-463. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109382/ (дата обращения: 02.05.2024).



Ключевые слова: ребенок, тревожность, дезадаптация, поведение, школа, арт-терапия.

После введения новых ФГОС существенно изменилась и образовательная ситуация в школе. Одно из важнейших мест в образовательном процессе стало занимать психическое здоровье учеников и индивидуализация образовательных маршрутов, что определяет возникновение новых функций педагога-психолога.

Задачи работы:

1) провести анализ проблемы школьной тревожности детей в современной психологической науке;

2) выявить особенности школьной тревожности обучающихся при переходе в среднее звено;

3) экспериментально определить уровень тревожности у детей при переходе в среднее звено.

По мнению Прихожан А. М., тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [1, c. 3].

Начало учебы у пятых классов — особый этап в школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов и новым учителям.

У пятиклассников наблюдаются относительно высокая тревожность, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении. Подростковый возраст является «трудным», так как ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остается учеба.

Для подростков 12 лет важными являются динамические изменения статусов в группе сверстников; возникновение тенденции к экстремальному поведению, вызванному попыткой определить границы своего «Я», как физического, так и психического.

Но особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. В современных реалиях большое влияние оказывают социальные условия. У многих родственники или отцы находятся в местах боевых действий, и матери, и жены испытывают трудности. В итоге это оказывает психологическое влияние на всех членов семьи. Поэтому важно, чтобы «у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе [2, c. 3].

В основе лежит программа О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», но в дополнении я использовала арт-терапевтические методы, такие как сказкотерапия, изотерапия, которые способствуют эмоциональному снятию напряжения. Предлагаю одно из занятий по вышенаписанной программе, которое называется «Я мечтаю»:

  1. «Я невидимка». Учащимся предлагается пофантазировать на тему «Что бы я делал, если бы превратился в невидимку на 5 минут (на час, на сутки, на неделю)».
  2. «Закончи предложение». Ребята заканчивают предложения «Пятиклассники обычно мечтают о…», «Учителя обычно мечтают о...», «Директор школы чаще всего мечтает о…».
  3. «Зачем люди мечтают?» Ведущий рассказывает ребятам об одних родителях, которые «приходили к нему на консультацию». И вот они поспорили друг с другом. Отец сказал: «Зачем вы учите моего сына фантазировать. Зачем учите мечтать? Это совершенно бесполезное занятие, денег оно не приносит. Лучше развивайте его память». А мама возражала: «Разве может человек жить без мечты?»
  4. Ведущий спрашивает ребят, с кем бы они согласились и почему. Далее следует работа со сказкой. Участники слушают, обсуждают и рисуют по сказке о мечте (В. Чуваков). Затем идут вопросы для обсуждения:

Как помогли мечты куску пенопласта? Что значит «очень сильно мечтать»? Всякая ли мечта приносит человеку пользу?

  1. «Мои мечты». Ведущий просит учащихся нарисовать рисунок или написать маленькое сочинение на тему «Мои мечты» [2, c. 78–80].

В отечественной психологии известны работы по психологии по проблеме тревожности А. М. Прихожан, И. А. Мусиной и т. д.

Терапия средствами искусства — арт-терапия — это синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии) [3, с. 8].

Задания и упражнения в системе занятий способствуют развитию образного мышления, обучают диагностике и коррекции эмоционального состояния и рефлексии индивидуальных потребностей, а также культуре взаимоотношений с близкими людьми и окружающим миром.

Как же проявляется школьная тревожность:

— пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя;

— на перемене не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, но не вступает с ними в контакт;

— снижение сопротивляемости соматическим заболеваниям;

— рассеянность или снижение концентрации внимания.

Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников?

Предлагаю анкету-опросник «чувства в школе», которая содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8 и отметить значком «+» те, «которые ты наиболее часто испытываешь в школе». Ответы анонимны.

Мною опрошено 37 учащихся 5-х классов. Чтобы выявить тревожность подростков, я выбрала 3 показательных чувства. По диаграмме можем сделать вывод что 50 % детей испытывают беспокойство, страх и тревогу за будущее.

Способы преодоления тревожности:

— не сравнивайте ребенка с окружающими;

— доверяйте ребенку;

— чаще хвалите его, но так чтобы он знал за что;

— не предъявляйте ребенку завышенных требований;

— используйте наказания лишь в крайних случаях;

— не унижайте ребенка, наказывая его;

— не говорите плохое про учителей и школу дома, тем самым подрывается авторитет классного руководителя и учителя.

Рекомендации педагогам:

— на уроках стараться чередовать виды деятельности или вводить физкультминутки примерно в середине урока;

— ограничивать объем домашнего задания, по мере возможности согласовывать с другими преподавателями;

— согласовывать сроки контрольных работ;

— за успех хвалите самого ребенка;

— при неуспехе обсуждается ошибка, а не ученик.

Рекомендации для родителей тревожных детей:

— необходимо понять и принять тревогу ребенка — он имеет на нее полное право;

— помогайте ребенку преодолеть тревогу;

— создавайте условия, в которых ему будет менее страшно;

— приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность;

— помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах.

Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание, понимание.

Литература:

  1. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
  2. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5–6 классы). — М.: Генезис, 2006. — 207 с.
  3. Вальдес Одриосола М. С. Арт-терапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие / М. С. Вальдес Одриосола. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 63 с., 16 с. ил.: ил. — (Развитие и коррекция)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мечта.


Похожие статьи

Задать вопрос