Реституция культурных ценностей, похищенных во время вооруженных конфликтов: теоретический и практический аспекты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 19.12.2023

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Карпенко, В. А. Реституция культурных ценностей, похищенных во время вооруженных конфликтов: теоретический и практический аспекты / В. А. Карпенко, Д. М. Саморукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109333/ (дата обращения: 28.04.2024).



Культурные ценности — это ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа [2].

Любая культурная ценность несет в себе историю определенного народа, эпохи, события, поэтому сохранение этих ценностей является важной задачей государств и мирового сообщества. Однако нельзя сказать, что культурная ценность — это достояние только одного определенного народа или государства, на наш взгляд, любая культурная ценность имеет значение для всего человечества. Но иногда эти ценности могут быть утрачены путем их уничтожения или вывоза из страны пребывания и зачастую это происходит во время вооруженных конфликтов.

Международные организации достаточно пристальное внимание уделяют данному вопросу и как следствие, разрабатывают и принимают нормативные правовые акты по вопросам охраны культурных ценностей. К примеру данные отношения регулируют: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта (1954), Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972), Конвенция УНИДРУА (Международный институт унификации частного права) о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях (1995).

Несмотря на такое обширное международное законодательство в исследуемой сфере, во время вооруженных конфликтов, фактически — обязанности, возложенные на стороны этих соглашений, не исполняются, что приводит к непоправимым последствиям: похищению культурных ценностей, а иногда и их утрату. Из этого и вытекает проблема возвращения культурных ценностей, вывезенных из первоначальной страны пребывания, во время вооруженных конфликтов. Поэтому государство, нарушившее свои обязательства, привлекают к международно-правовой ответственности, одной из разновидностей которой выступает реституция.

Реституция — вид материальной международно-правовой ответственности государства, совершившего акт агрессии или иное международно-противоправное деяние, заключающейся в обязанности данного государства устранить или уменьшить причиненный другому государству материальный ущерб путем восстановления прежнего состояния, в частности путем возврата имущества, разграбленного и незаконно вывезенного им с оккупированной его войсками территории другого государства [5]. Однако история знает случаи, когда возврат культурных ценностей невозможен в силу их уничтожения, что наносит несоизмеримый ущерб мировому наследию. И чтобы хоть как-то возместить причиненный ущерб, потерпевшее государство вправе требовать предмет того же рода, что и был уничтожен во время вооруженного конфликта. Данный вид ответственности в международном праве именуется компенсаторной реституцией. Однако не всегда есть возможность привлечь государство-агрессора к ответственности, а именно осуществление мер по восполнению утраченных объектов культурного наследия. Так, во время гражданской войны в Сирии, город Пальмира, где расположен Римский театр, был взят под контроль Исламским государством[1]. В 2017 году Министерством обороны РФ было опубликовано видео, где видны разрушения боевиками ИГ отдельных частей театра [8]. Данными действиями террористической организации нанесли непоправимый вред истории человечества и полной утрате данного объекта, который в первозданном виде вернуть не представляется возможным.

XX век был ознаменован жестокими войнами, происходящими на территории Европы. В сентябре 1914 года во время Первой мировой войны немцами был обстрелян бельгийский город Лувен, в результате обстрела сгорела знаменитая библиотека, где хранилось множество великих произведений литературы [6]. На тот момент уже действовала 56-ая статья Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, которая предписывала «всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение подобных учреждений, исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещаются и должны подлежать преследованию» [1]. После окончания войны и признание Германией поражения, необходимо было возместить убытки, которые понесли страны, выступавшие против Германии. Так, в Версальском мирном договоре 1919 года, Германия обязалась взамен уничтоженных объектов культурного наследия, вернуть книги из своих библиотек, а также передать в Гент шесть створок алтаря работы братьев ван Эйк, купленных Берлином в XIX веке. Впервые в мировой истории была применена такая мера материальной ответственности, как компенсаторная реституция.

Согласно Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта под международную защиту подпадают те культурные ценности, которые внесены в Международный Реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой. В этом случае культурные ценности обозначаются отличительным знаком. Принятие данной конвенции было необходимо в связи с колоссальным ущербом, причиненным объектам культурного наследия во время Второй мировой войны.

Ярким примером выступают действия нацисткой Германии во время Второй мировой войны. Во время вооруженных действий было незаконно похищено или уничтожено колоссальное количество культурных ценностей СССР, который в большей мере ощутил на себе всю агрессию нацисткой Германии. Так, по последним данным, в списке утраченных культурных ценностей значится порядка 1 млн. 177 тыс. 291 единица [7]. Так Гитлером был создан так называемый батальон особого назначения Риббентропа, созданный при министерстве иностранных дел, который осуществлял массовый захват культурных ценностей во исполнение фанатичной идеи Гитлера о создании самого большого музея всех времен — «уникальнейшее из уникальных», собрание произведений искусства из всех порабощенных гитлеровской Германией стран. Привлечение к ответственности за данные преступные действия, являлось одним из ключевых вопросов, разрешаемых на Нюрнбергском процессе 1945 года.

В целях реституции культурных ценностей из Германии в СССР 9 ноября 1990 года между этими двумя странами был подписан договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ, статья 16 которого предусматривала реституцию пропавших и незаконно вывезенных культурных ценностей [3]. Так, была рестуцирована часть коллекции передвижной выставки 1940–1941 гг. «Основные этапы развития русской живописи», вывезенная штабом А. Розенберга из г. Алупка (Крым). По документам Центрального хранилища музейных фондов удалось установить передачи возвращенных из Германии культурно-художественных ценностей 20 музеям (в т. ч. 13 российским; 5 украинским (Киевскому, Полтавскому краеведческому, Керченскому археологическому, Феодосийскому, музею Таврии); 2 белорусским (Историческому музею Белоруссии, Государственной картинной галерее Белоруссии); а также 5 библиотекам (Новгородской, Воронежской, Смоленской, Киевской, Рижской)) и 2 научным учреждениям (Академии наук Украины, Карадагской научной станции) [9].

Однако невозможно возместить весь причинённый ущерб культурному наследию стран, пострадавших от действий гитлеровской Германии.

Так, во время Японской оккупации корейского полуострова 1910–1945 гг. Японией было вывезено тысячи культурных ценностей корейского народа — протоколы последней корейской династии Чосон (1392–1910), которые внесены в протоколы ЮНЕСКО. В 2010 году правительствами Японии и Южной Кореи была проведена церемония возврата данных культурных ценностей на их историческую родину [11].

Представляется интересным рассмотрение судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики». Во время Второй мировой войны нацистами были экспортированы из Австрии предметы живописи, принадлежавшие Фердинанду Блох-Бауэру. После окончания войны картины были возвращены в Австрию, однако не своему законному владельцу, а в австрийскую галерею. После обнаружения данного факта, наследницей Фердинанда Блох-Бауэра был подан иск о возвращении картин ей. Судебное разбирательство длилось на протяжении 6 лет и картины были возвращены их владельцу по праву — Марии Альтман [10].

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что вопросы, связанные с реституцией, до сих пор являются актуальными в международном частном праве. Многие культурные ценности по сей день не возвращены на их «родину», что является существенной недоработкой как международных организаций, так и государств в целом. Считаем, что необходимо не только создавать нормы, регулирующие охрану этих культурных ценностей, но и создавать необходимые условия, организации для фактической охраны этих ценностей, что, как мы можем видеть, не реализуется на практике ныне. Ведь «... ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру».

Литература:

  1. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: https://docs.cntd.ru/document/901753259.
  2. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. 1954 г. // Вестник ВАС РФ. — 1996. — № 12.
  3. Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германией (Бонн, 9 ноября 1990 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1991. — № 48. — Ст. 1355.
  4. Конвенция ЮНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях. 1995. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: https://docs.cntd.ru/document/901898389?section=status (дата обращения: 13.11.2023).
  5. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1998 г. — № 16. — Ст. 1799; — 2021. — № 24 (часть I). — Ст. 4188.
  6. Быть или не быть, или о судьбе бумажных библиотек. — Текст: электронный // Ежедневная газета «Коммерсантъ»: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/6076007 (дата обращения: 14.11.2023).
  7. Культурные ценности, утраченные во время Второй мировой войны. Досье. — Текст: электронный // РИА «ТАСС»: [сайт]. — URL: https://tass.ru/info/2222094 (дата обращения: 14.11.2023).
  8. Минобороны РФ опубликовало видео уничтожения боевиками ИГ памятников Пальмиры. — Текст: электронный // РИА «ТАСС»: [сайт]. — URL: https://tass.ru/politika/4017637 (дата обращения: 14.11.2023).
  9. Об утраченных экспонатах государственного русского музея, входивших в состав передвижной выставки 1940–1941 гг. «Основные этапы развития русской живописи». — Текст: электронный // YBS — сайт поддержки клиентов и друзей: [сайт]. — URL: http://ybs.ru/loss/introduction/rus/5.html (дата обращения: 15.11.2023).
  10. Судьба женщины и картины. Золотая Адель. Климт. — Текст: электронный // Российский литературный портал «Проза.ру»: [сайт]. — URL: https://proza.ru/2015/03/03/1331 (дата обращения: 15.11.2023).
  11. Япония согласилась вернуть культурные ценности Южной Корее: Культура. — Текст: электронный // Российское новостное интернет-издание «Lenta.ru»: [сайт]. — URL: https://lenta.ru/news/2010/11/09/retour (дата обращения: 15.11.2023).

[1] Запрещенная в Российской Федерации террористическая организация.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, культурное наследие, мировая война, вооруженный конфликт, время, время Второй, культурная ценность, Австрия, Гаагская конвенция, компенсаторная реституция.


Похожие статьи

Задать вопрос