Взаимное обучение на уроках математики как эффективный метод повышения успеваемости учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 18.12.2023

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Садирова, Г. А. Взаимное обучение на уроках математики как эффективный метод повышения успеваемости учащихся / Г. А. Садирова, Сайрасын Сагынбекова, Гулжанар Тынышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 103-107. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109272/ (дата обращения: 28.04.2024).



Одна из главных задач современной школы — помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, независимость и креативность. Исследования в области взаимного обучения, применяемые в различных контекстах, показали, что обучение в процессе обучения других повышает успеваемость учащихся. Таким образом, целью данной практической работы является исследование технологии взаимного обучения на уроках математики. В данном исследовании объектом для исследования выступили учащиеся 10-х классов. что взаимное обучение оказало положительное влияние на академическую успеваемость учащихся. В нашем исследовании мы исходим из гипотезы: если в учебном процессе использовать технологию P2P, то уровень развития школьников значительно повысится. В соответствии с поставленной целью работы, предметом и объектом исследования ставятся следующие задачи:

– провести анализ педагогической, психологической и методической литературы по вопросам организации взаимного обучения;

– определить понятие и принципы взаимного обучения;

– выявить достоинства и недостатки метода взаимного обучения;

– разработать алгоритм введения технологии взаимного обучения;

– изложить опыт использования технологии взаимного обучения на уроках русского языка в младших классах;

– подвести итоги и сделать выводы.

Теоретической основой работы являются исследования авторов, посвященные анализируемой проблематике.

При написании работы использовался комплекс методов исследования: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение процесса обучения; анализ результатов ученической деятельности; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.

Структурно работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка литературы.

Теоретическая часть

Для автора «Великой дидактики» Я. А. Коменский (1592–1670) ясно видел необходимость одновременно учить людей читать и писать и учиться и учить изученному. Именно он сформулировал принцип: «Все, что выучено, в свою очередь, должно передаваться другим и для других. Спрашивайте как можно больше, учитесь на том, что спрашивают, и учитесь на том, чему научились. Эти три правила позволяют ученику победить учителя». [1]

Коменский утверждал, что учитель сможет эффективно работать только в том случае, если он не будет заниматься отдельным учеником, а разделит всех учеников на группы, например, на десятки, во главе каждого десятка поставит наблюдателей, а над ними — в очередь, другие и т. д. далее, до самого старшего. Если ученики не помогают друг другу, то учитель не сможет обучать много детей одновременно или сделает это хуже, чем учитель, работающий с одним учеником, и поэтому нет смысла создавать массовые школы. Иными словами, сама организация массового образования, по замыслу ее автора, предполагает взаимодействие учащихся, без которого оно просто немыслимо.

Д. Джонсон и Р. Джонсон, разработавшие метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы: [2]

a) взаимозависимость членов группы;

b) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;

c) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;

d) социализация деятельности учащихся в группах; 5) общая оценка работы группы.

Суть системы взаимного обучения состоит в том, что старшие ученики сначала сами изучают материал под руководством учителя, а затем, получив соответствующие указания, обучают своих младших друзей Цукермана, Г. А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и возможности). Девиз: «Помогать другим и понимать!» [3]

Благодаря взаимному обучению каждый учащийся получает возможность овладеть репродуктивной деятельностью по освоению готовых знаний, умений и навыков как с позиции учащегося, получателя знаний, так и с позиции преподавателя, дающего модель и помогает ученику воспроизвести эти модели.

Итак, взаимное обучение — это форма организации учебной деятельности, при которой учащиеся, наиболее успешно освоившие учебную программу, занимаются со своими одноклассниками под руководством преподавателя. [4]

P2P teaching (от англ. peer-to-peer teaching — «равный — равному обучение») — взаимное обучение, в который школьники обучают друг друга. Каждый школьник может выступать в роле учителя, и это даст им уверенность и понять тему глубже. Ведь уметь понимать тему и уметь ее обьяснять — две разные вещи.

Первые опубликованные отчеты о том, как студенты обучают студентов начали появляться в 1960-х годах. В то время было разработано несколько моделей P2P. Все эти модели созданы для того, чтобы учиться у кого-то такого же уровня, как ваш. В конце концов, суть метода заключается не в том, чтобы научить студентов учить кого-то, а в том, чтобы создать среду, в который есть самообучения. В такой среде когда некоторые ученики учат других, их глубина и сложность понимания значительно расширяются.

Пирамида обучения, разработанная Национальной учебной лабораторией, предполагает, что большинство студентов запоминают только 5 % того, что они узнали на лекциях, но сохраняют почти 90 % того, что они узнали, обучая других (см. Рисунок 1).

Пирамида обучения. Источнок: Национальная учебная лаборатория, Вефиль, Мэн

Рис. 1. Пирамида обучения. Источнок: Национальная учебная лаборатория, Вефиль, Мэн

Обучение между сверстниками, также известное как репетиторство, обучение со стороны сверстников, можно определить как обмен обучением. «Обучение посредством преподавания» происходит от фразы «учить — значит учиться дважды», которая предположительно принадлежит французскому философу Жозефу Жуберу (Whitman and Fife, 1988), рассматривающему преподавание как эффективный метод обучения.

Достоинства и недостатки взаимного обучения: перспективы и трудности

В последние годы метод взаимного обучения стал одним из актуальных трендов в образовании. Применение этого метода на уроках математики вызывает живой интерес со стороны педагогов и исследователей. Давайте рассмотрим преимущества и недостатки взаимного обучения в контексте изучения математики.

Преимущества:

– Совместное решение задач:

Взаимное обучение поддерживает совместное решение математических задач. Группы учеников, обмениваясь идеями и подходами, могут находить более эффективные и наглядные способы решения проблем.

– Развитие коммуникативных навыков:

Обсуждение математических концепций и методов в группе способствует развитию коммуникативных навыков у учащихся. Это не только обогащает общение, но и способствует глубокому пониманию материала.

– Мотивация и вовлеченность:

Взаимное обучение может стать мощным стимулом для учеников. В процессе обсуждения задач и совместного решения сложных вопросов, учащиеся могут обнаружить, что математика может быть увлекательной и интересной.

– Разнообразие взглядов и подходов:

Группы предоставляют платформу для обмена разными методами решения задач. Это разнообразие подходов может расширить понимание математических концепций и обогатить учебный процесс.

Недостатки:

– Различия в уровне подготовки:

Неравномерный уровень математической подготовки учащихся может создавать трудности в групповом обучении. Более подготовленные ученики могут чувствовать себя неудобно, а менее опытные могут испытывать трудности в сопоставлении с коллегами.

– Конфликты и споры:

В процессе обсуждения возможны конфликты мнений и разногласия. Не всегда легко достичь консенсуса, и это может повлиять на эффективность группового обучения.

– Неоднородность групп:

Составление групп требует тщательного подхода. Если группы неоднородны, это может привести к неравномерному участию и пониманию материала.

– Необходимость контроля и направления:

Взаимное обучение требует активного управления учителя. Отслеживание процесса, разрешение конфликтов и обеспечение продуктивного обсуждения требуют дополнительных усилий со стороны педагога.

В заключение, взаимное обучение на уроках математики предоставляет уникальные возможности для активного участия, обмена опытом и глубокого понимания предмета. Несмотря на некоторые трудности, эти преимущества делают метод взаимного обучения весьма привлекательным инструментом для обогащения математического образования и формирования навыков сотрудничества у учащихся.

Практическая часть

Выборку составили 26 учащиеся, состоящиеся из двух групп. При анализе оценок двух групп было замечено, что успеваемость одной группы была ниже, чем во второй группе. И по результатам опроса установлено, что в группе с низкой успеваемостью P2P используется реже. Это еще обьясняется тем, что учащиеся в первой группе не хотят помогать и не оказывает поддержку друг другу. Ниже в рисунке показаны результаты опроса:

Результаты опроса

Рис. 2. Результаты опроса

Такая проблема также была выявлена в ходе наблюдения за уроком.

Исходя из вышеизложенного мы решили использовать метод технологии P2P на уроках математики первой группы чтобы сбалансировать процент успеваемости первой группы до уровня второй группы.

Пример применения на уроке

Преподаватель информирует учащихся о теме и задачах урока. Как они будут работать, а также ознакомливает с рубриками оценивания групповой работы, которая размещена на доске. Для использования метода P2P преподаватель делит класс на 3 группы по 4 человека и дает каждой группе задачу с решением. После того, как учащиеся в группе обсудят задачу друг с другом и полностью поймут ее, преподаватель снова собирает их в 4 группы, взяв по одному учащемуся от каждой из 3 групп. 4 ученика из вновь сформированной группы приходят с 4 разными задачами и объясняют друг другу. Цель каждого ученика — объяснить вновь образовавшейся группе задачу, которую он обсуждал с предыдущей группой. Преподаватель наблюдает процесс.

Преподаватель подводит итог урока, выделяя ключевые моменты и выводы.

Учащиеся обсуждают, что они извлекли из совместной работы.

Эти этапы взаимного обучения позволяют создать атмосферу активного взаимодействия, обмена знаниями и развития социальных навыков среди учащихся.

Заключение

Взаимное обучение на уроках математики представляет собой важный и эффективный метод, способствующий значительному повышению успеваемости учащихся. Результаты исследований и практический опыт показывают, что данная педагогическая стратегия способна существенно улучшить усвоение материала, развивать навыки коллективной работы и повышать интерес к предмету.

В ходе реализации взаимного обучения ученики активно взаимодействуют, обмениваются знаниями и опытом, что способствует более глубокому пониманию математических концепций. Кроме того, данная методика позволяет индивидуализировать обучение, учитывая особенности каждого ученика и предоставляя возможность для более гибкого подхода к формированию математических навыков.

Одним из ключевых преимуществ взаимного обучения является развитие социальных навыков учащихся. Работа в группе способствует формированию коммуникативных умений, уважения к точке зрения других и умению эффективно сотрудничать. Эти навыки не только полезны в рамках учебного процесса, но и являются важными в будущей профессиональной и социальной жизни учащихся.

Таким образом, взаимное обучение на уроках математики демонстрирует свою эффективность как метод, способный не только повысить уровень успеваемости учащихся, но и сформировать широкий спектр навыков, необходимых для успешной адаптации в современном обществе. Реализация этого подхода открывает новые перспективы для образовательных практик, обогащая учебный процесс и обеспечивая более глубокое и продуктивное освоение математических знаний.

Литература:

1. Коменский, Я. А. Великая дидактика // Коменский Я. А. и др. Педагогическое наследие: [Текст] / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -- М.: Педагогика, 1989. -- С. 56.

2. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Голубек Э. Метод обучения: Обучение в сотрудничестве: [Текст] / пер. с англ. Замчук З. С. — СПб.: ГУЭФ ИД ГУ ВШЭ, 2001. — С. 88–89

3. Г. А. Цукерман // Педагогический журнал. — 1997. — № 3. — С. 46.

4. Взаимное обучение как форма организации учебной деятельности [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://studbooks.net/2041225/pedagogika/dostoinstva_nedostatki_metoda_vzaimnogo_obucheniya

Основные термины (генерируются автоматически): взаимное обучение, группа, урок математики, учащийся, учебный процесс, ученик, друг, результат опроса, групповая работа, Национальная учебная лаборатория.


Похожие статьи

Задать вопрос