Формирование функциональной грамотности на уроках биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 17.12.2023

Статья просмотрена: 354 раза

Библиографическое описание:

Кучман, Ю. С. Формирование функциональной грамотности на уроках биологии / Ю. С. Кучман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109245/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор рассматривает примеры активации функциональной грамотности среди детей школьного возраста на уроках биологии.

Ключевые слова: функциональная грамотность, биология, ключевые компетенции.

В быстро меняющемся мире, где знания и информация становятся доступными как никогда прежде, одним из самых важных навыков, которым должен овладеть учащийся, является умение учиться. Это не просто способность усваивать информацию и навыки, это своего рода искусство, которое требует самодисциплины, любознательности и постоянного стремления к совершенствованию. Умение учиться — это не только ключ к успеху в академической сфере, но и основа для формирования критического мышления, решения проблем и адаптации к новым вызовам.

В современном образовательном процессе функциональная грамотность занимает особое место, так как она является основой успешной адаптации и самореализации человека в обществе. В частности, биология как учебный предмет предоставляет широкие возможности для формирования функциональной грамотности учащихся, поскольку позволяет им приобрести навыки и знания, необходимые для решения разнообразных задач, связанных с изучением окружающей среды, здоровья человека и его взаимодействия с природой [1].

Функциональная грамотность включает в себя несколько компонентов: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление [2]. На уроках биологии можно активно развивать все эти компоненты, используя различные методы и подходы.

  1. Читательская грамотность

На уроках биологии важно научить учащихся анализировать и интерпретировать научные тексты, делать выводы и формулировать собственные идеи. Для этого можно использовать разнообразные задания, например:

— Чтение и анализ текстов, описывающих биологические процессы, явления или концепции.

— Составление вопросов по тексту для проверки понимания материала.

— Написание эссе или докладов на основе прочитанных текстов.

— Работа с графиками, таблицами и схемами, которые представлены в тексте [2].

  1. Математическая грамотность

Математика в биологии играет важную роль, так как позволяет описывать и анализировать количественные характеристики биологических процессов. На уроках можно решать задачи на расчет процентного содержания веществ, определение скорости протекания реакций, расчет численности популяций и т.д. [3].

  1. Естественно-научная грамотность

Этот компонент предполагает способность учащихся применять естественнонаучные знания для решения практических задач и проблем, а также умение анализировать и оценивать различные ситуации, связанные с биологией [2].

Примеры заданий для развития естественно-научной грамотности:

— Решение ситуационных задач, основанных на реальных жизненных ситуациях, требующих применения биологических знаний (например, как правильно питаться, как сохранить здоровье и т. д.).

— Проведение экспериментов и исследований, направленных на изучение различных биологических процессов и явлений.

— Создание проектов, связанных с решением актуальных проблем в области биологии.

  1. Финансовая грамотность

Биология может помочь учащимся понять основы экономики и финансов, особенно в области охраны здоровья и экологии. Задания могут включать в себя:

— Анализ затрат и выгод от различных видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды и здоровьем человека.

— Изучение принципов работы страховых компаний и медицинских учреждений на основе биологических процессов (например, обмен веществ, иммунная система и т. д.)

— Рассмотрение экономических аспектов использования биологических ресурсов.

  1. Глобальные компетенции

На уроках биологии учащиеся могут развивать понимание глобальных проблем, таких как изменение климата, устойчивость экосистем и биоразнообразие, а также понимание роли биологии в решении этих проблем. Для этого используются следующие задания:

— —Изучение глобальных проблем и их влияния на биологию (например, исчезновение видов, загрязнение окружающей среды).

— Обсуждение роли биологии в борьбе с глобальными проблемами (например, использование биотехнологий для очистки воды и воздуха, создание устойчивых экосистем) [1].

  1. Креативное мышление

Креативное мышление позволяет учащимся генерировать новые идеи и нестандартные подходы к решению проблем. На уроках биологии можно использовать следующие задания для развития креативного мышления:

— Творческие проекты, в которых учащиеся могут предлагать свои идеи по решению актуальных проблем в биологии (например, создание новых методов лечения заболеваний, разработка экологически безопасных технологий и т. д.).

— Ролевые игры, в которых ученики могут примерить на себя роли ученых, экологов, врачей и т. п., и решать различные проблемы, связанные с их профессиональной деятельностью.

— Мозговой штурм, позволяющий генерировать множество идей для решения одной проблемы.

Типовые задания по формированию функциональной грамотности у учащихся на уроках биологии:

Задание 1: Изучение анатомии растений

Цель: Понимание взаимосвязи между структурой и функциями растений.

Материалы: Разные виды растений, лупа.

Инструкция: Изучите строение разных видов растений с помощью лупы. Обратите внимание на форму листьев, стеблей, цветов и корней. Зарисуйте основные структуры. Обсудите, как эти структуры помогают растениям выживать в их естественной среде.

Задание 2: Изучение жизненных циклов

Цель: понимание процессов роста и развития организмов.

Материал: Изображения или модели разных стадий жизненного цикла разных видов животных и растений.

Инструкция: Рассмотрите изображения или модели, представляющие разные стадии жизненного цикла различных видов. Обсудите процессы роста и развития, а также роль окружающей среды в этих процессах.

Задание 3: Влияние факторов окружающей среды на организмы

Цель: Изучение влияния различных факторов окружающей среды на живые организмы.

Материал: Различные виды растений и животных, воздействие на них разных температур, влажности, света и т. д.

Инструкция: Исследуйте влияние различных факторов окружающей среды (температура, влажность, свет, почва и т. д.) на рост и развитие различных видов растений и животных.

Функциональная грамотность на уроках биологии играет важную роль в формировании у учащихся знаний и навыков, необходимых для успешной адаптации в современном мире. Она помогает учащимся понимать и применять знания в реальных жизненных ситуациях, а также развивает критическое мышление и способность решать проблемы. Кроме того, функциональная грамотность способствует развитию интереса к науке и образованию, что может привести к более глубокому пониманию предмета и успешной карьере в будущем [1].

Таким образом, уроки биологии предоставляют широкие возможности для активизации функциональной грамотности учащихся.

Использование разнообразных методов и подходов позволяет развивать все компоненты функциональной грамотности, что способствует успешному применению учащимися полученных знаний на практике.

Литература:

  1. Пинская М. А., Утеева Р. А. «Функциональная грамотность школьников: моделирование образовательных ситуаций». М.: Национальный книжный центр, 2019.
  2. Логвинова И. М., Копотева Г. Л. «Конструирование ситуационных задач для оценки функциональной грамотности учащихся». Пособие для педагогов. М., 2020.
  3. Гостева Ю. Н., Кузнецова Л. В., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т. Ю. «Мониторинг формирования функциональной грамотности: математическая грамотность». Учебное пособие. М., 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): урок биологии, функциональная грамотность, окружающая среда, креативное мышление, задание, проблема, учащийся, естественно-научная грамотность, жизненный цикл, критическое мышление.


Похожие статьи

Задать вопрос