Детско-родительские отношения в период подросткового возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дорофеева, М. Д. Детско-родительские отношения в период подросткового возраста / М. Д. Дорофеева, С. А. Сивцева, В. И. Емельянова, В. И. Пермякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 460-463. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109235/ (дата обращения: 05.05.2024).



Подростковый период считается одним из самых сложных и нестабильных в жизни человека. В формировании личности и поведения подростка важную роль играют детско-родительские отношения. В статье рассмотрены проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями в период подросткового возраста и проанализированы возможные способы справиться с ними.

Ключевые слова: подростки, родители, переходный возраст, отношения, опрос.

Олеся Викторовна Роженцова даёт следующее определение: Переходный возраст — это период перехода из детства во взрослую жизнь. У ребенка начинается половое созревание (пубертат), под воздействием гормонов может меняться поведение. Это эмоционально нестабильные и психологически трудные годы как для ребенка, так и для его близких, считают психологи [6].

Переходный возраст характеризуется телесными, психическими и духовно-нравственными изменениями. На взросление требуется много сил и энергии. Организм подростков превращается в удивительную «химическую лабораторию». В психике ребенка также происходят сильные изменения. Смещается фокус внимания с авторитета родителей на сверстников, начинают интересовать вопросы, насколько он подходит для общения с другими людьми, не является ли белой вороной, в чем его индивидуальность и особенность.

В переходном возрасте одна из самых актуальных проблем заключается в том, что качество детско-родительских отношений в переходном возрасте может оказывать значительное влияние на развитие личности ребенка и его будущие отношения с окружающими людьми. [1]

Возникает множество конфликтов, как внутренних, так и внешних. Например, противоречие между тем, что хочет подросток и чему его учили. Подросток может замечать, что его тянет к тем вещам, которые не одобряются родителями. Он начинает задаваться вопросом, «хороший ли я, если у меня возникают такие желания, примет ли меня семья и общество таким, какой я есть».

Понимание и возможность справиться с этими проблемами являются важными для родителей, чтобы поддерживать здоровое и гармоничное взаимодействие с детьми в этот сложный период и помочь им вырасти в независимых и уверенных в себе взрослых. [3, c. 41]

Исследования и практические рекомендации психологов в этой области помогают родителям понять особенности переходного возраста, эффективные стратегии взаимодействия и поддержки, и обеспечивать психологическое благополучие своих детей в этом важном этапе их жизни.

Опрос детей:

Выводы по анкетированию детей:

В большинстве случаев все конфликты между детьми и родителями происходит из-за невыполненной работы по дому (со стороны детей). Мнение детей и родителей на счёт различных поступков со стороны детей чаще всего не совпадает. В основном многие делятся своими переживаниями с родителями. Как мы выяснили многим из них нравится проводить время дома с родителями, но, если будет выбор «провести свободное время с друзьями или с родителями», большинство выберут друзей.

Опрос родителей:

Выводы по анкетированию родителей:

Большинство родителей заметили изменения в поведении своего ребёнка. Многие пытаются найти различные методы, которые помогли бы понять детей в переходном возрасте. Родители считают, что они вполне хорошо знают своих детей, но всё же присутствует некий барьер в их общении.

В переходный период от детства к взрослости, известный также как подростковый возраст, детско-родительские отношения играют значительную роль в формировании личности и поведения молодого человека. В данной статье мы исследуем влияние этих отношений на психологическое и эмоциональное развитие подростка, а также рассмотрим факторы, влияющие на качество и характер этих отношений.

Грек Е. А. утверждает, что переходный возраст — это период, стоящий на границе между детством и взрослостью. В этот период подростки проходят через множество физических, психологических и социальных изменений. Возникновение новых эмоций, стремление к самостоятельности и идентификации, а также потребность в зависимости от и поддержке со стороны родителей делают детско-родительские отношения в этот период особенно значимыми. [2]

Цель настоящей статьи — рассмотреть проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями во время подросткового возраста и проанализировать возможные способы справиться с ними.

Психологи и педагоги выделяют следующие основные проблемы детско-родительских отношений во время подросткового возраста:

– Несоответствие ожиданий. Родители могут ожидать от детей идеального поведения и успеха во всех областях, тогда как дети могут испытывать трудности в некоторых аспектах своей жизни и переживать эмоциональные проблемы.

– Вызов независимости. Подростки начинают проявлять всю свою независимость, и это может приводить к тому, что родители начинают испытывать чувство потери контроля или страдают от недостатка взаимодействия с ребенком.

– Различные точки зрения. Родители и дети могут иметь различные точки зрения на некоторые важные вопросы. Например, они могут по-разному относиться к выбору карьеры или учебе ребенка. [7, c. 63]

В переходный возраст, подростки активно ищут свое место в обществе, формируют свою индивидуальность и самоопределение. Детско-родительские отношения играют важную роль в этом процессе. Позитивные и поддерживающие отношения со стороны родителей способствуют формированию у подростка высокой самооценки, социализации и адаптации.

Стремление к независимости и экспериментированию, характерные для переходного возраста, могут иногда привести к конфликтам с родителями. Однако, именно в этот период особенно важна поддержка и понимание со стороны взрослых. Негативные и контролирующие отношения родителей могут привести к низкой самооценке, депрессии и поведенческим проблемам у подростка.

Качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов. Важное значение имеет общая коммуникация между родителями и подростками, включая слушание, понимание и эмпатию. Хорошая коммуникация способствует установлению доверия и положительной атмосферы в отношениях.

Взаимная поддержка и уважение также являются ключевыми элементами качественных детско-родительских отношений. Важно, чтобы родители общались с подростками без осуждения и стремились понять их точку зрения. Поддержка в достижении целей и уважение к приватности и границам подростка также важны для поддержания здоровых отношений. [4, c. 48]

В статье Дружининой Юлии Александровны определяются способы преодоления трудностей в детско-родительских отношениях во время подросткового возраста:

– Общение. Необходимо постоянно говорить с детьми на открытые темы и слушать их мнение, дать возможность свободно выразить свои мысли и чувства.

– Установите правила и границы. Детям нужны границы и своевременные предостережения. Установление разумных правил и границ поможет контролировать поведение детей и предотвратить возможные проблемы.

– Поддержка. Родители должны проявлять поддержку, когда дети испытывают эмоциональные проблемы и трудности в учебе, постараться их понять и вместе искать решение проблем. [5, c. 28]

Заключение

Таким образом, в подростковом возрасте, дети начинают строить свою личность, и их индивидуальность становится для них все более значимой. Они начинают испытывать трудности в различных аспектах своей жизни, и это может приводить к трудностям в отношениях с родителями.

Детско-родительские отношения в переходный возраст играют важную роль в формировании личности и поведения подростка. Позитивные и поддерживающие отношения со стороны родителей способствуют психологическому и эмоциональному развитию подростка, в то время как негативные и контролирующие отношения могут иметь отрицательное влияние на его самочувствие и психическое здоровье. Для того чтобы поддерживать качественные детско-родительские отношения в переходный возраст, необходимо установить открытую коммуникацию, поддерживать доверие и уважение, а также стремиться понять точку зрения подростка. Хорошо развитые детско-родительские отношения могут иметь долгосрочный положительный эффект на жизнь и благополучие подростка в дальнейшем.

Для преодоления трудностей в детско-родительских отношениях во время подросткового возраста, необходимо устанавливать разумные правила и границы, поддерживать связь и общение с детьми, проявлять поддержку и понимание к детским проблемам.

В ходе написания научной статьи, мы провели конференцию через приложения Zoom для учащихся 8–9-х классов МБОУ «Мюрюнская СОШ» и их родителей на тему «Детско-родительские отношения в период подросткового возраста». В основном, там были вопросы от родителей: Как справиться с подростком в переходном возрасте? Как поднять самооценку? Как мотивировать? И интересовались, как мы сами проходили переходный возраст. И самый главный вопрос был по поводу взаимоотношения ученика и учителя: «Учитель имеет ли оскорблять ученика перед всем классом?». Как положена, мы им давали советы, свои точки зрения по поводу взаимоотношения ученика и учителя. Всего участников было 20: из них 10 — подростки и 10 — родители. Все были очень активными.

Литература:

  1. Гендерный аспект детско-родительских отношений в подростковом возрасте // Психология и образование: научно-методический журнал. — Режим доступа: https://psyjournals.ru/topics/pedpsy (Дата обращения: 01.11.2023)
  2. Грек Е. А. Подростковый кризис у девочек и мальчиков — психология пубертатного периода, проявления кризиса и фазы. — Режим доступа: detskiy-medcentr-spb.ru (Дата обращения: 01.11.23)
  3. Захарова И. В., Козырева И. С. Подростковый возраст и взаимодействие с родителями. — М.: Издательство «Просвещение», 2015. — 348 с.
  4. Кобилкин С. И., Социально-психологические аспекты детско-родительских отношений. — М.: Издательство «Экзамен», 2020. — 218 с.
  5. Подросток и родитель: практическое руководство по взаимодействию / В. А. Рубаков. — М.: Издательство «Академия», 2017. — 153 с.
  6. Роженцова О. Переходный возраст у ребенка. Инструкция для родителей, как себя вести . Режим доступа: Переходный возраст: что это, когда начинается и как проходит | РБК Life (rbc.ru) (Дата обращения 01.11.23)
  7. Степанова О. Б., Подростки и родители: коммуникация, расстройства, проблемы. — Самара: Издательство «Самарский университет». — 2016. — 205 с.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, переходный возраст, подростковый возраст, родитель, переходной возраст, ребенок, подросток, проблема, сторона родителей, формирование личности.


Похожие статьи

Задать вопрос