Компенсация ущерба, причинённого правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления: общая характеристика института и практические проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 14.12.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Кожанов, С. С. Компенсация ущерба, причинённого правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления: общая характеристика института и практические проблемы / С. С. Кожанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 216-219. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109139/ (дата обращения: 02.05.2024).



Тема компенсации ущерба, причиненного действиями государственных органов, включая Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), рассматривается в контексте обеспечения справедливости и защиты прав граждан и организаций. Затронуты ключевые аспекты процесса компенсации ущерба, включая доказательства ущерба, неправомерность действий органа, порядок обращения в суд и важность квалифицированного юридического сопровождения.

Ключевые слова : компенсация ущерба, государственные органы, Рособрнадзор, права граждан, обеспечение справедливости, юридическое сопровождение.

The issue of compensation for damages caused by actions of governmental bodies, including the Federal Service for Supervision in Education and Science (Rosobrnadzor), is examined in the context of ensuring justice and protecting the rights of citizens and organizations. Key aspects of the compensation process are addressed, such as evidence of damages, unlawfulness of the authority's actions, the procedure for legal recourse, and the significance of qualified legal representation.

Keywords : compensation for damages, governmental bodies, Rosobrnadzor, citizen rights, justice provision, legal representation.

Компенсация ущерба, возникшего в результате правомерных действий государственных органов и органов местного самоуправления, является важным аспектом в обеспечении справедливости и защите прав граждан. Она представляет собой механизм, направленный на восстановление материального или морального ущерба, возникшего у граждан или юридических лиц в результате исполнения функций соответствующими органами.

В контексте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) вопрос компенсации ущерба приобретает особую актуальность. Деятельность Рособрнадзора направлена на контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере образования и науки. В ходе своей деятельности орган может предпринимать ряд мер, которые в некоторых случаях могут привести к возникновению ущерба у отдельных лиц или организаций.

Примером может служить ситуация, когда в результате проверки, проводимой Рособрнадзором, учреждение образования было подвергнуто штрафным санкциям из-за нарушений законодательства. В таких случаях заинтересованные стороны могут претендовать на компенсацию ущерба, если они считают, что действия Рособрнадзора были необоснованными или привели к неправомерным последствиям. [1]

Однако для получения компенсации ущерба, причиненного действиями государственных органов, часто требуется доказать не только факт причинения ущерба, но и неправомерность или ошибочность действий самого органа. Это может потребовать обращения в суд с иском о возмещении ущерба.

Важно отметить, что процесс компенсации ущерба, причиненного действиями государственных органов, может быть сложным и требовать подробного изучения законодательства и предъявления доказательств. Также, стоит учитывать, что возможность и порядок компенсации ущерба могут различаться в зависимости от конкретной ситуации и применяемого законодательства.

Иными словами, тема компенсации ущерба от действий государственных органов, включая Рособрнадзор, является важной и требует внимательного изучения правовых норм и процедур. Она направлена на защиту интересов граждан и организаций, обеспечивая механизм возмещения ущерба, возникшего вследствие деятельности государственных структур.

Основные принципы компенсации ущерба, возникшего в результате действий государственных органов, включают в себя несколько ключевых моментов:

Доказательства ущерба: Потерпевший должен доказать факт ущерба, вызванного действиями Рособрнадзора или других государственных органов. Это может включать как материальный ущерб (например, финансовые потери), так и моральный вред (например, утрата репутации или нарушение прав).

Неправомерность действий органа: Для компенсации ущерба необходимо установить, что действия Рособрнадзора были неправомерными или ошибочными. Это может потребовать обращения в суд с доказательствами того, что орган превысил свои полномочия или действовал без должного основания.

Порядок обращения в суд: Часто процесс компенсации ущерба начинается с подачи иска в суд. Это может быть арбитражный суд или общая юрисдикция в зависимости от характера ущерба и особенностей дела.

Соблюдение сроков и процедур: Важно учитывать сроки для обращения в суд и соблюдение процедур, установленных законодательством, чтобы обеспечить успешное рассмотрение дела о компенсации ущерба.

Участие адвоката: В сложных случаях может быть рекомендовано использовать услуги квалифицированного адвоката, специализирующегося на подобных делах, чтобы обеспечить защиту интересов и эффективное представление в суде.

Это лишь общие принципы, которые могут быть применены в контексте компенсации ущерба от действий Рособрнадзора или других государственных органов. Важно также учитывать, что каждое дело уникально и требует индивидуального подхода и анализа обстоятельств.

Компенсация ущерба, вызванного действиями государственных органов, является сложным и важным аспектом судебной практики, особенно в контексте деятельности органов надзора, таких как Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Суть процесса компенсации ущерба сводится к обеспечению справедливости и защите прав граждан и организаций, которые могут понести ущерб в результате действий государственных органов. Однако, для того чтобы успешно добиться компенсации ущерба, важно учитывать несколько ключевых аспектов.

Прежде всего, потерпевший должен доказать факт ущерба, его размер и причинно-следственную связь между ущербом и действиями Рособрнадзора. Это может включать как материальный ущерб (например, финансовые потери), так и моральный вред (например, утрата репутации или нарушение прав).

Кроме того, важно доказать неправомерность действий органа, что может оказаться сложной задачей, требующей глубокого изучения законодательства и предъявления убедительных доказательств. Это может включать в себя анализ полномочий Рособрнадзора, соблюдение процедур и правовых норм в ходе проводимых им проверок и действий.

В свою очередь необходимо разграничивать компенсацию за правомерные действия государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, например, в сфере борьбы с терроризмом, и ответственность государства за вред, причиненный третьими лицами, например, лицами, совершившими террористический акт и с которых, как правило, получить возмещение пострадавшим лицам не представляется возможным. [3]

С точки зрения международного права последнее также подлежит возмещению. Так, в решении Европейского Суда по правам человека от 8 января 2004 г. по делу «Айдер и другие против Турции» (Ayder and Othes v. Turkey) было указано, что ответственность государства носит абсолютный характер и имеет объективную природу, основанную на территории «социального риска» (social risk). Таким образом, государство может быть привлечено к гражданской ответственности с целью компенсации вреда тем, кто пострадал от действий неустановленных лиц или террористов, когда государство признает свою неспособность поддерживать общественный порядок и безопасность или защищать жизнь людей и собственность (п. 70 решения Европейского суда от 8 января 2004 г. по делу «Айдер и другие против Турции» (Ayder and Others v. Turkey)).

Такое разграничение проводится и Конституционным Судом РФ. Как отмечает, Л. О. Красавчикова на основании Определения Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 N 523-О «По жалобе граждан Бур-бан Елены Леонидовны, Жирова Олега Александровича, Миловидова Дмитрия Эдуардовича, Миловидовой Ольги Владимировны и Старковой Тамары Михайловны на нарушение их конституционных прав положениями статьи 17 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» [Собрание законодательства РФ, 20.03.2006 г., № 12, ст. 1326], «учитывая характер причиненного вреда, государство принимает на себя ответственность за действия третьих лиц, выступая тем самым гарантом возмещения ущерба пострадавшим, поскольку они во многих случаях не имели бы практической возможности реализовать свое право на возмещение ущерба (так как причинителя вреда либо нет в живых, либо у него нет средств, либо он не установлен) либо такое возмещение не соответствовало бы характеру чрезвычайности, будучи отсроченным. Тем самым законодательно разрешается задача скорейшего восстановления нарушенных прав при ограниченности, отсутствии или невозможности определения в разумные сроки истинных источников возмещения вреда. Государство в данном случае берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах, преследующий цели поддержания социальных связей, сохранения социума. Организуя систему компенсаций, государство выступает не как причинитель вреда (что требовало бы полного возмещения причиненного вреда) и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.

Кроме того, оспариваемые законоположения в системной связи со ст. 52 и ст. 53 Конституции РФ и конкретизирующими их нормами гражданского законодательства не исключают — в части, превышающей выплаченную государством компенсацию, — возмещение имущественного и морального вреда как в рамках уголовного судопроизводства, так и путем искового производства по гражданскому делу, за счет причинителя вреда; в порядке гражданского судопроизводства возможно также возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) соответствующих государственных органов или их должностных лиц при осуществлении мер, направленных на пресечение террористической акции и устранение ее последствий.

Неоднозначно определена правовая природа компенсационных выплат и в отношении лиц, пострадавших вследствие катастрофы, произошедшей на Чернобыльской АЭС. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 марта 1996 г. N 7-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 1 Закона РФ от 20 мая 2020 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» в связи с жалобой гражданина В. С. Корнилова [«Собрание законодательства РФ», 01.04.1996 г., № 14, ст. 1550] и от 1 декабря 1997 г. N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [«Собрание законодательства РФ», 15.12.1997 г., № 50, ст. 5711] определена конституционная ответственность государства в виде возмещения ущерба, причиненного гражданам в результате техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС, всеобщим методом, на основе специального закона. Последний установил комплекс компенсационных выплат и льгот при реализации прав на пенсию, жилье, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду для всех лиц, находящихся на загрязненных радиацией территориях (дифференцированных по зонам), конкретные способы возмещения вреда в виде денежных и иных компенсаций, других доплат к социальным выплатам, льгот и преимуществ, в своей совокупности призванных (с учетом наличия у государства материальных средств) наиболее полно возместить ущерб (не исчисляемый в каждом конкретном случае), нанесенный здоровью, имуществу граждан. Возмещение ущерба в данном случае осуществляется, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ, на основании принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения. [2]

Исходя из термина «компенсация», который применил законодатель к рассматриваемым правоотношениям, можно сделать вывод об особой правовой природе рассматриваемого в комментируемой статье способа защиты гражданских прав, в основе которого лежит обязательство из причинения вреда. Термин «компенсация» достаточно широко используется законодателем применительно к разным видам гражданско-правовых отношений, в частности «компенсация морального вреда», «компенсация за нарушение исключительных прав» (авторских, смежных прав, прав на товарные знаки), «компенсация за нарушение разумных сроков за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебных актов в разумный срок» и др.

Процесс компенсации ущерба зачастую начинается с подачи иска в суд. Это включает в себя соблюдение сроков и процедур, а также необходимость эффективной защиты интересов потерпевшего в ходе судебного разбирательства. Участие опытного адвоката специализирующегося в данной области может существенно повлиять на успешность иска.

В заключение, тема компенсации ущерба от действий государственных органов, включая деятельность Рособрнадзора, требует внимательного изучения, глубокого понимания законодательства и аккуратной подготовки. Она является важной составляющей защиты прав граждан и организаций, обеспечивая возможность восстановления ущерба, нанесенного действиями государственных структур. Точные процедуры и возможность компенсации могут различаться в зависимости от конкретных обстоятельств, поэтому важно обращаться за профессиональной правовой консультацией для эффективной защиты своих интересов. [4]

Наибольшее количество споров в судах, связанных с компенсацией за причинение вреда в результате правомерных действий, основано на применении законодательства об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также законодательства о противодействии терроризму [Постановление ЕСПЧ от 20 декабря 2011 г. «Дело «Финогенов и другие (Finogenov and others) против Российской Федерации» (жалобы № 18299/03 и 27311/03) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2012 г. № 9].

Применительно к последнему, как уже отмечалось, необходимо разграничивать ущерб, причиненный правомерными действия государственных и муниципальных органов, их должностных лиц, а также возмещение вреда государством за действия третьих лиц. Так, согласно Европейской конвенции по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (Страсбург, 24 ноября 1983 г.) в случаях, когда возмещение ущерба не может быть обеспечено из других источников, государство должно взять на себя эту обязанность (ст. 2), устанавливая необходимые пределы, условия и порядок его выплаты (ст. ст. 2–9) [«Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1,2,3» под ред. П. В. Крашенинникова. Статут, 2023 г. 336 стр.] Согласно Руководящим принципам в области прав человека и борьбы с терроризмом (утверждены 11 июля 2002 г. на 804-м заседании Комитета министров Совета Европы) государство должно содействовать возмещению ущерба жертвам террористических актов, совершенных на его территории, если возмещение ущерба за нанесенные увечья и причиненный вред здоровью не может быть полностью обеспечено за счет других источников, в частности путем конфискации имущества, принадлежащего исполнителям, организаторам и спонсорам таких актов.

В действующем законодательстве не всегда однозначно разграничиваются социальные выплаты, компенсация государства за ущерб, причиненный правомерными действиями государственных и муниципальных органов, их должностных лиц, возмещение вреда за их неправомерные действия и компенсация государства за действия третьих лиц. На решение данной проблемы и направлена норма статьи 16.1 ГК РФ.

Литература:

  1. Басманова Н. К. О подходах к определению сущности правоотношений возмещения и компенсации // Закон и право. 2018. № 7.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1,2,3, под ред. П. В. Крашенинникова. Статут, 2023 г. 336 стр.
  3. Суханов Е. А. Российский закон о собственности: Научно-практический комментарий. М., 2020.
  4. Тактаев И. Кто в ответе за теракт? // ЭЖ-Юрист. 2017 № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): компенсация ущерба, возмещение ущерба, действие, орган, Конституционный Суд РФ, причиненный вред, процесс компенсации ущерба, сфера образования, Европейский суд, Федеральная служба.


Ключевые слова

государственные органы, компенсация ущерба, права граждан, юридическое сопровождение, Рособрнадзор, обеспечение справедливости

Похожие статьи

Задать вопрос