Организационно-педагогические условия управления самостоятельной работой учащихся основной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 15.12.2023

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Клюева, Е. В. Организационно-педагогические условия управления самостоятельной работой учащихся основной школы / Е. В. Клюева, Е. А. Дергунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109132/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье авторы подводят итоги исследования организационно-педагогических условий управления самостоятельной работой учащихся основной школы.

Ключевые слова: самостоятельная работа, управление, самостоятельность, управленческие функции.

В условиях современного постоянно развивающегося социального и образовательного пространства возрастает актуальность проблемы воспитания личности готовой к таким условиям. Требования, что предъявляются современным обществом к личности выпускника основной школы, высоки. Это говорит об их связи с необходимостью полноценно осуществлять процессы личностного развития ребенка в обучении. Ответственность за решение этой проблемы ложится на школьную систему образования. Анализируя ФГОС ООО, мы видим «портрет» выпускника школы: это человек, управляющий своей деятельностью, контролирующий и корректирующий ее, проявляющий инициативность и самостоятельность, готовый действовать самостоятельно.

Впервые с необходимостью действовать самостоятельно ученик сталкивается на уроках в момент выполнения самостоятельной работы.

В «Новом словаре методических терминов и понятий» (Э. Г. Азимова, А. Н. Щукина) «самостоятельная работа» определяется как «вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения» [1, с. 268].

Данилов М. А., Нильсон О. А., Усова А. В. Определяют самостоятельную работу как вид учебной деятельности, направленный на формирование практических и теоретических знаний и навыков действовать в рамках тех или иных задач. Я. Г. Гендлер, Б. П. Есипов, А. С. Лында под понятием «самостоятельной работы» понимают организацию познавательной деятельности учащихся в индивидуальной, групповой и фронтальной формах. А. М. Лушников цель самостоятельной работы определяет в том, чтобы с помощью личного действия, волевого усилия расширить и уточнить свои знания, изучить проблему творчески. И. Я. Лернер писал о самостоятельной работе, как о средстве развития познавательного интереса, повышения у учащихся потребности в знаниях.

П. И. Пидкасистый в научных работах писал, что самостоятельная работа является важным средством руководства самостоятельной познавательной деятельностью детей в процессе обучения.

В нашей работе были рассмотрены диссертационные исследования разных лет по проблеме, в них отражены аспекты структурного состава управления самостоятельной работой учащихся (исследование И. В. Беляковой), условия управления самостоятельной работой в электронной информационно-образовательной среде (исследование Л. В. Николаевой), организации самостоятельной работы школьников, как способа развития познавательной компоненты обучающихся (исследование И. В. Савочкиной).

Проведя анализ научных изданий, мы установили, что крайне мало работ касательно управления самостоятельной работой учащихся основной школы. Больше этот вопрос изучается в рамках профессионального образования. Хотя становление самостоятельности зарождается именно в младшем подростковом возрасте, следовательно, крайне важно в этот момент выстроить эффективную систему управления самостоятельной работой школьников. Показателем успеха в этом деле будет служит уровень развития познавательной самостоятельности учащихся.

Однако процесс управления начинается с педагога. Именно он строит образовательный процесс, организует управление деятельность детей. Результат этого управления будет зависеть от того, какие формы, методы, технологии, условия выберет и создаст учитель, насколько эффективно он спланирует и реализует управленческую деятельность.

Управление самостоятельной работой строится исходя из «функций управления. С. Ю. Трапицын выделил следующие функции:

— информационно-аналитическая;

— мотивационно-целевая;

— планово-прогностическая;

— организационно-исполнительская;

— контрольно-диагностическая;

— регулятивно-коррекционная». [4, с. 117]

Мы установили, что согласно этим функция управление самостоятельной работой школьников заключается в следующем:

— Наметить желаемый результат усовершенствования навыков учащихся в самостоятельной работе, удостовериться в необходимости последующих этапов;

— Оценить текущее состояние процесса управления самостоятельной работой школьников, насколько оно эффективно;

— Составить план по усовершенствованию процесса управления самостоятельной работой школьников, выбрать методы, способы, формы, виды;

— Реализовать составленную программу;

— Оценить состояние процесса управления самостоятельной работой школьников;

— Скорректировать управление самостоятельной работой школьников, поддерживать процесс на новом качественном уровне.

В период с 2021 г. по 2023 г. нами было организовано исследование на базе МБОУ СШ № 25, г. Арзамас по определению организационно-педагогических условий управления самостоятельной работой учащихся основной школы. Исследование проводилось с учащимися 6-х классов (общее кол-во участников 40 чел.). Они были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную.

Степень эффективности управленческой деятельности учителей оценивалась по следующим критериям:

— Полнота реализации функций управления учителями.

— Уровень развития познавательной самостоятельности учащихся 6-х классов.

Для выявления полноты реализации учителями управленческих функций по руководству самостоятельной работой школьников нами были использованы следующие методы исследования: анализ учебной документации учителей, анализ качества знаний по предметам, наблюдение, проведен анализ управленческой деятельности педагога, а также проведено анкетирование. В исследовании мы задействовали учителей русского языка и литературы из разных школ (20 чел.).

Для определения полноты реализации функций управления мы провели анализ деятельности педагога. Для этого мы проанализировали ООП по русскому языку и литературе, поурочное планирование к ним, электронный журнал педагогов, график контрольных работ, конспекты уроков, посетили открытые уроки, провели анкетирование педагогов. В результате установили, что управленческие функции реализуются не в полной мере, особенно в этом плане страдают мотивационно-целевая и организационно-исполнительская функции.

Для определения уровня познавательной самостоятельности учащихся 6-х классов нами было проведено исследование в соответствии с выделенными критериями:

— мотивационно-целевой;

— содержательно-операционный;

— оценочно-критериальный;

— нравственно-волевой.

Мотивационно-целевой компонент познавательной самостоятельности определили с помощью диагностики учебной мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников, под авторством Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова.

Уровень сформированности содержательно-операционного компонента познавательной самостоятельности диагностировался через анализ результатов проектной деятельности школьников.

Оценочно-критериальный компонент познавательной самостоятельности определили через проведение процедуры тестирования, предложенной Н. Г. Казанцевой.

Нравственно-волевой компонент познавательной самостоятельности оценивали посредством методики для обобщенной характеристики проявления силы воли, описанной Н. Н. Обозовым.

Проведя анализ полученных результатов, мы установили, что большинство учащихся 6-х классов находятся на низком и среднем уровнях развития познавательной самостоятельности.

На формирующем этапе эксперимента нами были разработаны специальные организационно-педагогические условия по усовершенствованию управления самостоятельной работой учащихся 6-х классов:

— расширили видовое разнообразие самостоятельных работ, заданий.

— для мотивации учащихся к самостоятельной работе внедрили творческие самостоятельные работы, расширили проектную деятельность.

— внедрили дифференцированные задания для самостоятельных работ;

— широко использовали цифровые образовательные ресурсы, приемы из технологии развития критического мышления.

На контрольном этапе проверили эффективность созданных организационно-педагогических условий по теме же методикам, что на констатирующем этапе исследования. По итогам, получили результаты, согласно которым в экспериментальной группе дети улучшили показатели по уровням сформированности познавательной самостоятельности. Если на констатирующем этапе высокий уровень имели 2 ученика, то после проведенной работы их количество увеличилось до 5 чел. В контрольной группе существенных изменений не произошло.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что созданные нами организационно-педагогические условия на формирующем этапе эксперимента благотворно повлияли на уровень познавательной самостоятельности шестиклассников. Что в свою очередь показывает, насколько важно организовать правильное управление самостоятельной работой учащихся. Полноценная реализация управленческих функций со стороны педагога способствует развитию учащихся.

Литература:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. А35 Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с. ISBN 978–5-7974–0207–7
  2. Белякова И. В. Подготовка будущих учителей к управлению самостоятельной работой учащихся: автореферат дис. к. пед. наук: 13.00.08 / Магнитог. гос. ун-т. — Магнитогорск, 2004. — 23 с.
  3. Елагина В. С. Управление самостоятельной работой обучающихся // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-samostoyatelnoy-rabotoy-obuchayuschihsya (дата обращения: 05.11.2023).
  4. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Ю. Трапицын [и др.]; под редакцией С. Ю. Трапицына. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5-534–14375–1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 79 — URL: https://urait.ru/bcode/519137/p.79 (дата обращения: 05.11.2023).
  5. Николаева Л. В. Управление самостоятельной работой студентов в условиях дистанционного обучения: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Улан-Удэ, 2013. — 211 с.
  6. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Педагогика, 1980 г.
  7. Савочкина И. В. Технология эдьютейнмент в практике преподавания русского языка как иностранного в условиях летней языковой школы: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. — Белгород, 2020. — 210 с.
  8. Скрябина А. Г. Педагогические условия развития познавательной самостоятельности обучающихся классов гуманитарного профиля: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Якутск, 2019. — 186 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, самостоятельная работа школьников, познавательная самостоятельность, самостоятельная работа учащихся, основная школа, познавательная самостоятельность учащихся, уровень развития, организационно-педагогическое условие управления, русский язык, учебная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос