Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 15.12.2023

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Пушкова, А. С. Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями / А. С. Пушкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 448-451. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109101/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Представлены результаты исследования социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: социальная адаптация, младший школьник, интеллектуальные нарушения, диагностика социальной адаптации.

В современной научной практике у педагогов и социальных психологов вызывают значительный интерес вопросы адаптации детей с интеллектуальными нарушениями. Диагностика социальной адаптации таких детей является важным аспектом их успешного включения в образовательный процесс и социум в целом. Научные исследования в области психологии, образования и специальной педагогики показывают, что оценка и поддержка социальной адаптации играют решающую роль в повседневной жизни этих детей.

Осуществление диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями позволяет выявить проблемные области и потребности, а также определить стратегии и методы поддержки и помощи им в социальной среде. Исследование посвящено анализу множественных аспектов диагностики социальной адаптации младших школьников, страдающих интеллектуальными нарушениями [5].

Социальная адаптация — это процесс, включающий в себя изменения в поведении, подготовку и освоение социальных навыков, знаний и норм, необходимых для успешного функционирования в социуме. Успешная социальная адаптация предполагает способность человека адекватно взаимодействовать с окружающими людьми, эффективно решать конфликты, устанавливать и поддерживать взаимоотношения, а также приспосабливаться к различным социальным ситуациям [2].

Факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями:

1) Уровень интеллектуальных нарушений. Уровень нарушений интеллекта и когнитивных функций может оказать значительное влияние на социальную адаптацию младших школьников. Чем выше уровень нарушений, тем сложнее может быть процесс адаптации.

2) Поддержка со стороны семьи. Роль семьи в процессе социальной адаптации очень важна. Поддержка, понимание и любовь со стороны родителей и близких могут помочь ребенку преодолеть трудности и адаптироваться в обществе.

3) Обучение и поддержка в школе. Качество образования, доступные ресурсы для обучения, наличие специализированных программ и профессиональных педагогов также оказывают влияние на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

4) Взаимодействие с одноклассниками. Социальная среда класса и взаимодействие с одноклассниками также влияют на адаптацию ребенка. Поддержка со стороны друзей и возможность участвовать в общественных мероприятиях и играх имеют большое значение.

5) Психологическое состояние. Решение внутренних конфликтов, самооценка, уверенность в себе и психологическая устойчивость являются важными факторами для успешной социальной адаптации [7].

Для диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями могут использоваться различные методы. Наблюдение за поведением ребенка в различных социальных ситуациях, опросы родителей и учителей, психологические тесты, общение с ребенком и сравнение с общепринятыми стандартами развития — все эти методы могут быть использованы как отдельно, так и в комбинации для получения более полной картины социальной адаптации данных детей. Оценка уровня социальной адаптации позволяет выявить трудности, с которыми ребенок может столкнуться в учебной и социальной среде, и разработать индивидуализированную программу поддержки и помощи [1].

Диагностическая работа по выявлению уровня социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями проведена на базе ГБОУ Школа-интернат № 71 г.о. Самара. В исследовании принимали участие 37 обучающихся в возрасте 7–9 лет. Для проведения исследования нами были использованы следующие методики:

 Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» Ореховой О. А.

 Методика «Лесенка» Щур В. Г. [3].

По результатам диагностики по проективному тесту «Домики» по формуле вычисляется вегетативный коэффициент. С помощью вегетативного коэффициента выявлено, что у 15 исследуемых показатель свыше 2,0. Это указывает на то, что ребенок часто работает на пределе своих возможностей, что может вызывать перевозбуждение и быстрое истощение. Для нормализации состояния требуется уравновесить темп деятельности, регулировать режим труда и отдыха, а в некоторых случаях может потребоваться уменьшение нагрузки.

У 11 младших школьников показатель находится в диапазоне 0,92–1,9, что говорит об оптимальной работоспособности. У детей наблюдается бодрость, здоровая активность и готовность к физической нагрузке. Внешние нагрузки соответствуют их возможностям, образ жизни способствует восстановлению затраченной энергии.

У 8 детей вегетативный коэффициент находится в интервале 0,51–0,91, что указывает на компенсацию усталости. Восстановление нормальной работоспособности происходит благодаря периодическому снижению активности. Требуется налаживание оптимального рабочего ритма, режима труда и отдыха.

Хроническое переутомление (показатель ниже 0,5) диагностируется у 3 детей, что свидетельствует об истощении и низкой работоспособности. Учебные нагрузки для этих детей оказываются непосильными.

Также рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются.

Результаты суммарного отклонения на выборке младших школьников следующие: преобладание отрицательных эмоций отмечается у 16 младших школьников (показатель суммарного отклонения более 20). У детей отмечается частое плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно. У 14 детей результаты суммарного отклонения в диапазоне 10–18, что говорит о нормальном эмоциональном состоянии. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. У 7 детей показатель суммарного отклонения ниже 10, что свидетельствует о преобладании положительных эмоций в жизни ребенка: он счастлив, настроен оптимистично.

Качественный анализ рисунков демонстрирует эмоциональную реакцию ребенка на себя, школьную деятельность, учителя и одноклассников.

По результатам задания можно выделить три группы детей:

 Положительное отношение к школе (20 человек)

 Амбивалентное отношение (12 человек)

 Негативное отношение (5 человек)

Дети с положительным отношением к школе обычно проявляют высокую мотивацию к учебе и школьной деятельности. Они могут быть активными участниками в классе, участвовать во внеклассных мероприятиях и показывать интерес к учебным заданиям. Такие дети часто поддерживают хорошие отношения со своими учителями и одноклассниками, а также могут проявлять лидерские качества.

Дети с амбивалентным отношением к школе могут проявлять смешанные эмоции по отношению к школьной деятельности. Они могут испытывать как положительные, так и негативные чувства по отношению к учебе, учителям и одноклассникам. Они могут периодически проявлять заинтересованность и участвовать в школьных занятиях, но в то же время испытывать стресс или разочарование из-за школьных обязанностей. Дети с амбивалентным отношением к школе могут показывать неоднозначное поведение и эмоциональную реакцию на учебный процесс.

Дети с негативным отношением к школе могут проявлять отсутствие мотивации к учебе и школьной деятельности. Они часто могут быть пассивными участниками в классе, не проявлять интерес к учебным заданиям и учебным предметам, а иногда даже демонстрировать отрицательное поведение или нарушения. Они могут иметь проблемы как в общении с учителями и одноклассниками, так и в выполнении учебных заданий [4].

Анализ результатов по методике «Лесенка» Щур В. Г. показал, что у 28 обследуемых заниженная самооценка (дети выбирают 4 и 5 ступеньки в своих ответах). Это может быть связано с связано с определенной психологической проблемой ребенка или характеристикой «я и не хороший, и не плохой». Также это может говорить о нарушениях межличностных отношений со значимыми взрослыми.

Адекватную самооценку демонстрируют 7 обучающихся, что говорит о сформированном положительном отношении к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. Это нормальный вариант развития самооценки.

У 2 обучающихся завышенная самооценка, что может являться возрастной нормой для обучающихся в возрасте 7–8 лет. Однако, обучающиеся не могут объяснить свой выбор, что вероятно связано со слабо развитой рефлексией.

Таким образом, правильная самооценка играет важную роль в социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями. Работа по формированию адекватной самооценки путем использования специальных методик и поддержка родителей и специалистов важны для обеспечения успешной социальной адаптации таких детей [3].

Диагностика и коррекция социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями имеет огромное значение, поскольку эти дети сталкиваются с уникальными проблемами и потребностями в социальном контексте. Рассмотрим этапы работы над коррекцией социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями:

1) Идентификация проблем. Диагностика помогает выявить конкретные проблемы, с которыми сталкиваются дети с интеллектуальными нарушениями в процессе социальной адаптации. Это может быть недостаток навыков общения, трудности в формировании дружеских отношений, неспособность к адекватной саморегуляции и т. д.

2) Разработка коррекционных мероприятий. После диагностики можно разработать индивидуализированный план коррекции для каждого ребенка, учитывающий его уникальные потребности и трудности. Это может включать в себя работу специалистов (психологов, социальных работников, педагогов-дефектологов) над развитием социальных навыков, эмоциональной регуляции и повышением самооценки.

3) Улучшение качества жизни. Следствием успешной коррекции социальной адаптации является улучшение качества жизни детей с интеллектуальными нарушениями. Увеличение социальной компетентности и уверенности в собственных силах способствует более полноценному участию в общественной жизни и повседневных деятельностях, а также лучшим отношениям с окружающими.

4) Помощь родителям и педагогам. Диагностика и коррекция социальной адаптации также предоставляют родителям и преподавателям рекомендации относительно того, как поддержать этих детей в изучении, общении и самопрезентации [6].

Таким образом, диагностика и коррекция социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями помогает обеспечить более благоприятные условия для их успешной адаптации в обществе и формирования полноценной социальной жизни.

Литература:

  1. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 216 с.
  2. Дементьева Н. Ф., Холостова Е. И. Социальная адаптация [Текст]: учеб. пособие /Н. Ф. Дементьева, Е. И. Холостова. — М.: Дашков и К, 2006. — 340 с.
  3. Кузьмина, Т. И. Диагностика Я-социального у младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Вестник Мининского университета. 2019. № 4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-ya-sotsialnogo-u-mladshih-shkolnikov-s-intellektualnymi-narusheniyami (дата обращения: 07.12.2023).
  4. Кузьмина, Т. И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью. — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 192 с.
  5. Морозов, Н. Л. Особенности формирования самовосприятия младших школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис.... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2008. 22 с.
  6. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 439 с.
  7. Шутенко, А. И. Факторы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // ПНиО. 2013. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 07.12.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, ребенок, нарушение, суммарное отклонение, школьник, школьная деятельность, амбивалентное отношение, вегетативный коэффициент, диагностик, успешная социальная адаптация.


Ключевые слова

социальная адаптация, младший школьник, интеллектуальные нарушения, диагностика социальной адаптации

Похожие статьи

Задать вопрос