Синдром эмоционального выгорания у педагогов в образовательной организации высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 15.12.2023

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Минакова, А. О. Синдром эмоционального выгорания у педагогов в образовательной организации высшего образования / А. О. Минакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 471-473. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109063/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор описывает результаты диагностики по методикам «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко) и «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников), а также дает профилактические рекомендации.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, диагностика.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям [1].

Сегодня для преподавателей ВУЗа актуальной остается проблема сохранения ментального здоровья. В целях сохранения профессионального здоровья педагогов, необходимо проведение своевременной диагностики и профилактики эмоционального выгорания. В связи с этим преподавателям Самарского государственного социально-педагогического университета было предложено пройти диагностику по методикам «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко) и «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников) [5].

Диагностика уровня эмоционального выгорания позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить фазу развития стресса. В исследовании приняли участие 18 преподавателей (См. таблица 1).


Таблица 1

Результаты исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

Р

Фаза «Напряжение»

Фаза «Резистенция»

Фаза «Истощение»

С 1

С 2

С 3

С 4

стадия

С 1

С 2

С 3

С 4

стадия

С 1

С 2

С 3

С 4

стадия

1

17

12

21

17

67

25

22

28

28

103

9

3

16

15

43

2

2

0

0

3

5

12

5

0

7

24

3

3

3

3

12

3

9

8

5

15

37

20

12

22

12

66

5

3

8

8

24

4

10

0

0

0

10

19

15

0

12

46

10

8

0

3

21

5

5

0

0

0

5

15

22

15

19

61

17

13

0

10

40

6

0

0

0

3

3

27

7

23

7

64

3

5

0

5

13

7

7

2

0

15

24

22

5

5

17

49

20

3

0

16

39

8

2

0

0

0

2

12

15

0

0

27

0

5

5

0

10

9

0

6

0

0

6

5

5

0

2

12

5

3

0

0

8

10

2

0

0

0

2

17

5

5

5

32

0

5

0

5

10

11

2

3

0

8

13

17

10

0

2

29

10

10

0

0

20

12

2

7

0

5

14

12

11

0

15

38

0

10

5

0

15

13

27

28

26

10

91

27

28

10

28

93

28

27

22

2

79

14

22

13

18

10

63

27

12

30

23

92

12

10

18

15

55

15

5

10

5

0

20

27

27

5

23

82

10

13

10

4

37

16

2

5

21

10

38

17

10

3

9

39

10

15

8

3

36

17

22

3

1

11

37

5

8

5

2

20

0

8

3

5

16

18

7

3

0

15

25

12

7

2

25

46

16

6

0

10

32


Анализируя данные, представленные в Таблице 1, прежде всего, необходимо обратить внимание на фазы развития стресса. Синдром эмоционального выгорания у респондентов сформирован по фазе «Напряжение» — 16,6 % (3 чел.), «Резистентности» — 38,8 % (7 чел.), по фазе «Истощение» — 5,5 % (1 чел.). В стадии формирования по фазе «Напряжение» — 16,6 % (3 чел.), «Резистентности» — 27,7 % (5 чел.), по фазе «Истощение» — 27,7 % (5 чел.).

Среди симптомов фазы «Напряжение» наиболее выраженным является «Переживание психотравмирующих обстоятельств». Он проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы.

Среди симптомов фазы «Резистенция» наиболее выраженным является симптом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». Данный симптом характеризуется неадекватной «экономией» эмоций, ограничением эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. У 11 человек он уже сформирован. У 5 находится на стадии формирования. И только у 2 испытуемых не выражен.

В фазе «Истощение» доминирующим является симптом «Эмоциональный дефицит». У 4 респондентов он является сложившимся, у 5 респондентов находится на стадии формирования. К профессионалам приходит ощущение, что эмоционально они уже не могут помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии сочувствовать и сопереживать.

Проанализировав полученные результаты диагностики уровня эмоционального выгорания, преподавателям можно рекомендовать следующее:

– Целенаправленная забота о физическом состоянии (адекватный режим сна и питания, чередование работы-досуга, регулярные физические нагрузки).

– Работа с самооценкой (ведение дневника благодарностей и достижений, посещение тренингов, прослушивание аффирмаций и медитаций, посвященных данной теме, методика «Волшебный магазин») [8].

– Развитие стрессоустойчивости. В этом могут помочь техника «Визуализация», техника «Эмоциональная свобода» [7], [4].

– Развитие чувства юмора (просмотр юмористических передач, придумывание шуток, поиск абсурдного и забавного в стрессовой ситуации).

Проведение методики В. Ю. Рыбникова предназначалась для определения уровня нервно-психической устойчивости и выявления отдельных признаков личностных нарушений, а также вероятности возникновения нервно-психических срывов. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования по методике В. Ю. Рыбникова «Прогноз — 2»

Респонденты

Общее кол-во баллов

Уровень НПУ

Прогноз

1

15

3 — удовлетворительный

благоприятный

2

30

4 — неудовлетворительный

неблагоприятный

3

53

4 — неудовлетворительный

неблагоприятный

4

4

1 — высокий

благоприятный

5

14

3 — удовлетворительный

благоприятный

6

10

2 — хороший

благоприятный

7

24

3 — удовлетворительный

благоприятный

8

7

2 — хороший

благоприятный

9

6

1 — высокий

благоприятный

10

11

2 — хороший

благоприятный

11

13

2 — хороший

благоприятный

12

9

2 — хороший

благоприятный

13

13

2 — хороший

благоприятный

14

36

4 — неудовлетворительный

неблагоприятный

15

11

2 — хороший

благоприятный

16

49

4 — неудовлетворительный

неблагоприятный

17

28

3 — удовлетворительный

благоприятный

18

39

4 — неудовлетворительный

неблагоприятный

Полученные данные, представленные в таблице 2, позволили констатировать следующее:

– Первый уровень НПУ наблюдается у 2 опрошенных респондентов. Высокая НПУ характеризуется низкой вероятностью нарушений психической деятельности, высоким уровнем поведенческой регуляции.

– У 7 респондентов наблюдается второй уровень НПУ, что говорит о низкой вероятности нервно-психических срывов. У респондентов возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках. Нервно-психические срывы маловероятны.

– Третий уровень НПУ наблюдается у 4 респондентов. Нервно-психические срывы вероятны в экстремальных ситуациях, при значительных физических и психических нагрузках.

– У 5 респондентов наблюдается четвертый уровень НПУ. Очень высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное обследование специалиста.

Преподавателям после проведения данной методики могут быть предложены следующие рекомендации:

– Установить «ограничитель потерь». Внутренняя шкала ценностей поможет трезво смотреть на события жизни и спокойно их анализировать. Ограничитель можем ставить на негативные эмоции и переживания, чтобы избежать ухудшения ситуации, отношений с окружающими людьми. В этом может помочь техника «Светофор» [3].

– Применять закон больших чисел в вопросах тревог о будущем. Если постоянно думать, что может произойти неприятное событие, в первую очередь, нужно понять, какая вероятность такого происшествия, во вторую — предпринять меры для нейтрализации этого вопроса.

– Развивать способность изменять точку зрения. В этом может помочь техника «Рефрейминг» [6].

– Достигать жизненного баланса, который поможет чувствовать себя уверенно в стрессовых ситуациях. Это можно сделать с помощью «Колеса баланса» Майера [9].

Литература:

  1. Власова А. А., Ротанова В. А., Торопова А. И., Мочалова А. С. Синдром эмоционального выгорания Современные научные исследования и инновации. — 2018. — № 3(83). URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/03/85996.
  2. Воробьева Е. Е., Родионова О. А. Исследование факторов синдрома эмоционального выгорания и способы его коррекции // БМИК. — 2015. — № 8. — С. 1082–1084.
  3. Козлов Н. И. Эмоциональный светофор [Электронный ресурс]: URL: https://psychologos.ru/articles/view/emocionalnyy-svetofor.
  4. Крэйг Г. Техника эмоциональной свободы. Акупрессура и депрограммирование подсознания [Электронный ресурс]: URL: https://royallib.com/book/kreyg_gari/tehnika_emotsionalnoy_svobodi_akupressura_i_deprogrammirovanie_podsoznaniya.html.
  5. Куприянов Р. В., Кузьмина Ю. М. Психодиагностика стресса: практикум: М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. — Казань: КНИТУ, 2012. — 212 с.
  6. Любимов А. Конструирование техник НЛП [Электронный ресурс]: URL: https://trenings.ru/download/KonstruirovanieTehnikNLP.book.pdf.
  7. Мурашова А. Визуализация [Электронный ресурс]: URL: https://www.psy-pro.com/articles-video/zhizn-v-sociume/574-vizyalizaciya.
  8. Русланов Д. В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. — Х.: Полиграф-М. 2016.
  9. Тонких Н. В., Баранова Н. В. Колесо жизненного баланса: молодежь // Аллея наук. — 2020. — № 7 (46). — С. 558–561.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, респондент, стадий формирования, фаза, симптом фазы, срыв, таблица, уровень, фаза развития стресса.


Похожие статьи

Задать вопрос