Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 05.12.2023

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Демченкова, Н. А. Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования / Н. А. Демченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108587/ (дата обращения: 29.04.2024).



Данная научная статья посвящена изучению теоретических основ формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования. Профессиональные компетенции играют ключевую роль в успешной карьере юриста, поскольку они определяют его умение эффективно применять знания и навыки в решении юридических задач. В данной статье рассматриваются теоретические аспекты формирования компетенций, связанных с гражданским правом, а также предлагаются методы и подходы к их эффективному развитию.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессиональные компетенции, знания, навыки, умения, способности, формирование компетенций, гражданское право, организационно-методические аспекты, практические занятия, практические задания, кейс-стади, ролевые игры, самостоятельная работа, профессиональная деятельность .

Одной из основных задач образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы юридического образования, является подготовка будущих юристов с высоким уровнем профессиональной компетентности. В контексте изучения курса «Гражданское право», формирование профессиональных компетенций особенно важно, поскольку гражданское право является одной из основных отраслей юриспруденции.

Профессиональные компетенции являются совокупностью знаний, навыков, умений и способностей, которые необходимы для успешного выполнения профессиональных задач. Знания — теоретическая база, которая состоит из понятий, терминов, принципов и норм права, а также других дисциплин, связанных с юриспруденцией. Навыки –умение применять полученные знания на практике и успешно выполнять профессиональные действия. Профессиональные компетенции включают в себя не только знания и навыки, но и способности организовывать работу, анализировать информацию, принимать решения, работать в команде и т. д. Взаимосвязь между знаниями, навыками и профессиональными компетенциями заключается в том, что знания и навыки являются основой для формирования компетенций, а компетенции, в свою очередь, помогают юристу эффективно применять свои знания и навыки на практике.

Для будущих юристов профессиональные компетенции играют особую роль, так как их задача заключается в защите прав и интересов клиентов, решении правовых проблем и обеспечении правопорядка. Без наличия соответствующих профессиональных компетенций, юрист не сможет эффективно выполнять свои обязанности и решать поставленные перед ним задачи.

Гражданское право — одна из основных отраслей права, которая регулирует отношения между физическими и юридическими лицами. Изучение гражданского права является важной частью формирования профессиональных компетенций юриста. Знание гражданского права позволяет юристу правильно толковать и применять нормы этой отрасли права, а также решать споры и конфликты на гражданской основе. Знание гражданского права дает юристу возможность предоставить клиенту полноценную юридическую поддержку в сфере гражданских правоотношений.

Курс «Гражданское право» позволяет студентам овладеть общими и профессиональными компетенциями на базовом уровне подготовки. Согласно ФГОС СПО, студент должен иметь способность понимать сущность своей будущей профессии, организовывать свою деятельность, принимать решения, осуществлять поиск и использование информации, использовать информационно-коммуникационные технологии, самостоятельно определять задачи развития, организовывать рабочее место с соблюдением требований безопасности и проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

По результатам изучения курса «Гражданское право» студент должен знать основные понятия и источники гражданского права, особенности гражданско-правовых отношений, субъекты и объекты гражданского права, содержание гражданских прав, сделок, института представительства, сроков, собственности, обязательств и наследственного права, а также гражданско-правовую ответственность. Специалист должен уметь применять нормативные акты, составлять договоры и доверенности, оказывать правовую помощь, анализировать и решать юридические проблемы и логично излагать свою точку зрения по гражданско-правовой тематике.

Процесс изучения курса «Гражданское право» должен быть направлен на формирование профессиональных компетенций студентов. Следует отметить, что именно организационно-методические аспекты преподавания, виды практических занятий и заданий, а также самостоятельная работа студента играют важную роль в достижении этой цели.

В рамках преподавания курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования осуществляется целенаправленная работа по формированию профессиональных компетенций студентов. Для обеспечения успешного процесса обучения применяются разнообразные методы и подходы. Во-первых, изучение теоретического материала осуществляется через лекции, которые включают в себя представление основных положений гражданского права и анализ судебной практики. Лектор активно привлекает аудиторию к обсуждению, задает вопросы и проводит краткие практические кейсы с целью активизации процесса усвоения знаний.

Дополнительно, для развития профессиональных компетенций студентов активно используются семинары. На семинарах осуществляется групповая и парная работа, где студенты вместе решают задачи и кейсы. Преподаватель стимулирует обсуждение юридических проблем, проводит дебаты и практические упражнения, направленные на развитие навыков анализа и решения юридических вопросов.

Для эффективного формирования профессиональных компетенций студентов в рамках изучения курса «Гражданское право» применяются практические занятия и задания. Одним из видов практических занятий являются кейс-стади. Студентам предоставляется реальная ситуация, в которой они должны применить знания гражданского права для решения возникших проблем. Кроме того, проводятся ролевые игры, где студенты сами играют роли сторон в юридических спорах. Это помогает развивать умение защищать свою позицию и аргументировать свои действия на основе законов.

Одним из важных компонентов формирования профессиональных компетенций студентов является самостоятельная работа. Студентам предоставляются дополнительные учебные материалы, которые они должны изучить самостоятельно. Это позволяет глубже понять теоретическое основание гражданского права и закрепить полученные знания.

Дополнительно студентам предлагается выполнение индивидуальных и групповых проектов, где они могут применить свои навыки в сфере гражданского права на практике. Это способствует развитию креативности, умения работать в коллективе и решать сложные задачи.

Стоит также остановиться на методах и подходах к формированию профессиональных компетенций, таких как использование случаев из практики для анализа и решения юридических задач, проектные методы обучения и современные информационно-коммуникационные технологии являются важными подходами к формированию профессиональных компетенций в области юриспруденции. Они позволяют студентам развивать практические навыки, совершенствовать теоретические знания и быть готовыми к профессиональной деятельности.

Использование случаев из практики для анализа и решения юридических задач предполагает изучение реальных случаев, которые возникают в практике юридической деятельности, и анализ проблем и решений, принятых в этих случаях. Студенты изучают юридические материалы, рассматривают факты деятельности юристов, обсуждают сложности и возможные варианты решения проблем. Этот метод позволяет развить у студентов навыки анализа, критического мышления и применения теоретических знаний на практике.

Проектные методы обучения основаны на решении реальных проблем, которые студенты могут столкнуться в будущей юридической практике. Студенты формируют группы, разрабатывают проекты, исследуют тему, анализируют юридические аспекты и предлагают решения. Проекты могут включать в себя написание судебных исков, разработку правовых актов или юридическую экспертизу. Такая практика позволяет студентам развить навыки поиска информации, коллективной работы, аргументации и презентации результатов.

Современные информационно-коммуникационные технологии играют также ключевую роль в формировании профессиональных компетенций юристов. В процессе изучения гражданского права в условиях среднего профессионального образования студенты могут использовать различные программы и онлайн-ресурсы для доступа к актуальным правовым материалам, судебной практике и законодательству. Также возможно использование интерактивных кейсов, вебинаров и форумов для обсуждения вопросов и обмена опытом. Это позволяет студентам быть в курсе последних изменений в законодательстве и развивать навыки использования информационных технологий в работе с правовой информацией.

Таким образом, формирование профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального оьбразования является одним из важных задач юридического образования. В данной статье были рассмотрены теоретические основы формирования компетенций, связанных с гражданским правом, а также предложены методы и подходы к их эффективному развитию. Дальнейшее исследование и практическая реализация намеченных подходов позволят повысить качество подготовки будущих юристов и их готовность к профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Арефьев, О. Н. Открытая система профессионального образования: цели, принципы, технологии. Практико-ориентированная монография и учебное пособие / О. Н. Арефьев, Н. М. Кропотина. — Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2013. — 286 с.
  2. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 508 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» // Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2014 № 33324» //»Российская газета» (специальный выпуск), № 258/1, 13.11.2014.
  3. Синкина, Е. А. Формирование профессиональных компетенций посредством применения многоуровневых задач и заданий профессиональной направленности / Е. А. Синкина // Педагогика. — 2012. № 6. — С. 109–112.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.12.2012.
  5. Формирование профессионально-личностных компетенций в процессе воспитания сотрудников органов внутренних дел: (монография) / [Тарасов Ю. Ю., Русаков В. К., Закатов В. В. и др.; под общ. ред. Н. В. Сердюк]; Акад. упр. МВД России. — Омск: [б. и.], 2019. — 239 с.
  6. Чебанов, К. А. Формирование профессиональных компетенций обучающихся колледжа / К. А. Чебанов // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 4. — С. 23–29.
  7. Чурак, Н. А. Понятие и роль профессиональных компетенций в процессе обучения студентов среднего профессионального образования / Н. А. Чурак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 241–244. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104673/
Основные термины (генерируются автоматически): знание, компетенция, профессиональная компетенция студентов, профессиональное образование, студент, решение, условие среднего, задача, навык, практик, профессиональная деятельность, процесс изучения курса, формирование.


Похожие статьи

Задать вопрос