Роль прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 03.12.2023

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Хохлов, А. А. Роль прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции / А. А. Хохлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 446-448. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108502/ (дата обращения: 09.05.2024).



Настоящая статья посвящена исследованию значения деятельности органов прокуратуры в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Автором анализируются статистические данные деятельности прокуратуры в данной сфере, свидетельствующие о ее эффективности, а также отмечаются имеющиеся при этом проблемы.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, прокуратура, прокурорский надзор, роль прокурорского надзора, проблемы прокурорского надзора.

Противодействие коррупции — одна из важнейших задач, стоящих перед каждым государством. За 2022 год подразделениями органов внутренних дел было выявлено 35 340 преступлений коррупционной направленности [5], а за период с января по сентябрь 2023 года — 30 515 [6]. Несмотря на то, что в общей совокупности преступных деяний, коррупционные преступления составляют только лишь их незначительную часть, их совершение все же причиняет существенный вред обществу и государству, дестабилизирует социальную и экономическую ситуацию в стране.

Вышеназванные обстоятельства обуславливают потребность в усилении функций государства для обеспечения защищенности прав и интересов физических и юридических лиц, а также всего общества в целом. Должная эффективность деятельности по противодействию коррупции обеспечивается органами прокуратуры посредством осуществления надзора за исполнением соответствующего законодательства.

При его осуществлении прокуратура действует от имени государства, в связи с чем, нельзя не согласиться с мнением о том, что его реализация преследует цель соотношение интересов органов, организаций и лиц с интересами государства [9, c. 91].

Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы ее предупреждения и борьбы с ней, а также ликвидации ее последствий выступает Федеральный закон «О противодействии коррупции» [2]. И в новостях, и на официальном сайте Генеральной прокуратуры ежегодно транслируется информация о выявленных нарушениях законодательства.

Значимость прокурорского надзора в данной сфере подтверждают ежегодные статистические отчеты об основных показателях деятельности органов прокуратуры. Так, за прошлый год ими было выявлено 184 829 нарушений, что на 26,8 % меньше, чем в 2021 году. При этом было вынесено 59 103 представлений, 82 118 лиц было привлечено к дисциплинарной ответственности, а 7 538 — к административной. 2 749 уголовных дел было возбуждено [7].

Следует заметить, что в целях противодействия коррупции органы прокуратуры осуществляют не только выявление и пресечение правонарушений, привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности [10], но также проводят профилактические мероприятия с целью предупреждения совершения коррупционных деяний. Одним из них, в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10 октября 2022 г. № 581 [3], является получение данных о коррупционных правонарушениях, как от физических, так и от юридических лиц, различной правовой формы с одновременной защитой их от преследования и ущемления их прав, в т. ч. и материальных, законных интересов и оказания им необходимой правовой помощи. Данное направление деятельности в сфере реализации прокурорского надзора было выделено нами неслучайно. Представляется, что большинство коррупционных правонарушений остаются латентными ввиду того, что знающие о них лица не сообщают о них, т. к. боятся негативной реакции со стороны коллег, знакомых и иных членов общества. При этом в целях стимулирования участия гражданского общества, следует проводить просветительскую деятельность в данной сфере, т. к. лица далекие от правовой сферы, зачастую не знают об указанном виде их защиты.

Значение прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции также состоит в том, что при его осуществлении органы прокуратуры выступают координатором деятельности по борьбе с коррупционными правонарушениями, осуществляемую различными органами, в т. ч. и правоохранительными [1]. Традиционно под координацией рассматривается взаимосогласованная деятельность различных органов по достижению общей цели [11, c. 5]. В данном случае, она состоит в выработке единых, применимых к любым сферам деятельности, подходов по выявлению, фиксированию, рассмотрению и разрешению фактов нарушения коррупционного законодательства, а также дальнейшему привлечению виновных лиц к ответственности.

Вместе с тем, данная деятельность не лишена своих недостатков, которые, безусловно, препятствуют наиболее эффективному осуществлению надзора и, соответственно, противодействию коррупции. К их числу, исследующие данный вопрос, авторы относят: во-первых, отсутствие закрытого перечня видов дисциплинарной ответственности, которые следовало бы применять с учетом общественной опасности конкретного коррупционного правонарушения, а, во-вторых, отсутствие полномочий прокурора на досудебной стадии уголовного процесса [8].

С приведенной точкой зрения нельзя не согласиться. Дифференциация ответственности является достаточно необходимой на сегодняшний день, т. к. нередко, к примеру, государственные или муниципальные служащие привлекаются к самой строгой мере ответственности без учета позиции комиссии по урегулирования конфликта, для того, чтобы повысить осведомленность других служащих о принимаемых в органе публичной власти мерах и предупредить совершение ими коррупционных правонарушений [4]. С одной стороны, думается, что подобная практика существенным образом влияет на реализацию превентивной деятельности, однако, с другой стороны, она нарушает права и законные интересы лиц, привлеченных к ответственности, что является недопустимым.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о значительной роли органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции и, как итога, одной из приоритетных задач государственной политики. Вместе с тем, наличие определенных проблем снижает результативность указанной деятельности и достижение преследуемых ею задач, что требует внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472; 2023. — № 31 (часть III). — Ст. 5772.
  2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52 (часть I). — Ст. 6228; 2023. — № 29. — Ст. 5304.
  3. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 октября 2022 г. № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочии в сфере противодействия коррупции». Доступ из Справ. правовой системы «Гарант».
  4. Письмо Минтруда России от 15 апреля 2022 г. № 28–6/10/П-2479 «Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции> (вместе с «Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0)»). Доступ из Справ. правовой системы «Консультант».
  5. Состояние преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2022 года // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/35396677/ (дата обращения 28.11.2023).
  6. Состояние преступности в Российской Федерации за январь — сентябрь 2023 года // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/42989123/ (дата обращения 28.11.2023).
  7. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2022 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result (дата обращения 28.11.2023).
  8. Гареева Э. Р., Хасанов И. Г. Проблемы и перспективы развития прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в публичных органах власти // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 293–295.
  9. Ильющенкова Г. А. Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции // Вестник науки. 2021. № 5 (38). С. 90–95.
  10. Костенников М. В., Куракин А. В., Калита И. А. Прокуратура и противодействие коррупции // Российская юстиция. 2018. № 8. С. 34–37.
  11. Кобзарев Ф. М. Правовые и организационные основы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. М.: ИПК РК Генер. прокуратуры РФ, 1999. 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): противодействие коррупции, прокурорский надзор, исполнение законодательства, орган прокуратуры, дисциплинарная ответственность, лицо, осуществление надзора.


Похожие статьи

Задать вопрос