Детско-родительские отношения как фактор влияния на развитие социального интеллекта ребёнка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 02.12.2023

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Рябова, С. Н. Детско-родительские отношения как фактор влияния на развитие социального интеллекта ребёнка / С. Н. Рябова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 288-291. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108498/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье раскрывается феномен «социальный интеллект». Рассмотрены основные точки зрения отечественных авторов по данной проблеме. Охарактеризованы особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей подросткового возраста. Выделены особенности влияния детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта младшего подростка.

Ключевые слова: социальный интеллект, детско-родительские отношения, семейное воспитание, стиль семейного воспитания, подростковый возраст.

В современной науке возрастает актуальность исследования, социального интеллекта в психологии, в связи с отсутствием полного понимания его сущности и важности для практического применения.

Социальный интеллект формируется с возрастом и включает в себя умение приспосабливаться и адаптироваться к социальным ситуациям, эффективно взаимодействовать с другими и достигать успеха в общении [4].

Социальный интеллект изучался как в отечественных, так и зарубежных исследованиях. М. И. Бобнева включала социальный интеллект в систему социального развития личности, Ю. Н. Емельянов изучал его в контексте практической психологической деятельности, А. Л. Южанинова выделяла социальный интеллект как третью составляющую интеллектуальной структуры. Э. Торндайк ввел понятие «социальный интеллект», Г. Оллпорт в 1937 году обозначил связь социального интеллекта со способностью индивида выражать мысли [1].

Социальный интеллект представляет собой личностную характеристику, которая влияет на результативность социального взаимодействия и оказывает влияние на социальное и профессиональное самоопределение [7].

Процесс развития социального интеллекта личности начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении жизни. Исследования, проведенные российскими учеными, акцентировали внимание на факторах, влияющих на развитие социального интеллекта в разные возрастные периоды (О. В. Белавина, И. Ю. Исаева, Е. А. Капустина, Н. Н. Князева) [3,9]. Однако некоторые исследователи, фокусировались на роли семьи и методах воспитания, влияющих на формирование социального интеллекта личности (Л. Д. Демина, Н. А. Лужбина, О. В. Шилова) [11].

В подростковом возрасте социальный интеллект играет важную роль в формировании отношений с окружающими людьми и социальной адаптации. Подростки сталкиваются с новыми социальными ситуациями, в которых требуется понимание и умение взаимодействия с другими людьми, а также развитие эмпатии и способности к эффективной коммуникации. Этот период жизни является критическим для формирования социальных навыков, которые будут влиять на будущие отношения и карьеру подростков.

Коммуникация играет ключевую роль в укреплении отношений в подростковом возрасте, поскольку она позволяет родителям и подросткам открыто обсуждать важные вопросы, выражать свои чувства и точку зрения. Важно устанавливать границы и правила, но при этом давать подросткам возможность принимать собственные решения и отвечать за свои поступки. Создание здоровых, уважительных и поддерживающих отношений между родителями и подростками поможет им справиться с вызовами этого возраста и развиваться в самостоятельных и счастливых людей [5].

В подростковом возрасте основной целью является формирование самоидентификации и развитие социального интеллекта, что способствует личностному росту через осмысление общепринятых ценностей и развитие способностей к межличностному общению. Подросток приобретает навыки общения с ровесниками, включая сверстников противоположного пола, и укрепляет свою независимость от родителей. В данном возрасте закладываются основы для формирования нравственных убеждений, социальной адаптации и самооценки, что создает основу для развития социальных установок [4].

Для успешного развития социального интеллекта особенно важными являются характеристики семейной среды, такие как благоприятный семейный климат, активное вовлечение в разговоры, удовлетворение коммуникативных потребностей ребенка, а также интенсивное взаимодействие через неситуативное личностное общение с приоритетом на положительную личностно-ориентированную позицию взрослого в общении [8].

Отношения между подростками и их родителями часто сложны из-за необходимости совмещения двух важных факторов: стремления подростка к самостоятельности и одновременно его потребности в поддержке со стороны родителей. Важно помнить, что детско-родительские отношения в этот период требуют особого подхода.

Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте:

– У подростка есть потребность в любви, внимании, поддержке со стороны родителей;

– Потребность в эмансипации (освобождении от опеки, контроля);

– Стремление к равноправным отношениям (равенство в правах при разных обязанностях, потребность в самостоятельности) [10].

Различные стили воспитания оказывают значительное влияние на детско-родительские отношения:

– Авторитарный стиль воспитания, характеризующийся строгим контролем и низкой эмоциональной поддержкой, может привести к недовольству и напряженным отношениям между родителями и детьми.

– Потворствующий стиль, характеризующийся низким контролем и высокой эмоциональной поддержкой, может привести к проблемам с дисциплиной и поведением детей.

– Демократический стиль воспитания, сочетающий в себе высокий уровень контроля и эмоциональной поддержки, может способствовать развитию доверительных отношений между родителями и детьми. Этот стиль также может способствовать развитию самостоятельности и ответственности у детей. Важной чертой демократического стиля является установление ясных правил и предоставление подростку возможности принимать участие в управлении собственными делами.

Демократический стиль воспитания способствует развитию социального интеллекта у подростков, помогает им осознанно взаимодействовать с окружающими и развивать навыки самоуправления [6].

Таким образом, активное участие родителей в жизни ребенка и создание благоприятной атмосферы в семье способствует развитию социальных навыков и умения ребенка находить компромиссы и решать конфликты.

Несколько факторов могут создавать неблагоприятные условия для развития социального интеллекта у подростков. Исследования указывают, что негативное влияние на развитие социального интеллекта оказывают недостаток эмоциональной поддержки в семье, низкий уровень социальной активности подростка, а также отсутствие возможности для практики межличностных навыков или их развития. Также неблагоприятным фактором может быть негативное социальное окружение, включая дискриминацию подростка или буллинг, которые могут оказывать негативное воздействие на развитие социального интеллекта подростка. При недостаточном развитии социального интеллекта возникает затруднение в личностном развитии и проявляются нежелательные черты поведения. Подросток может приобрести агрессивное или замкнутое поведение в качестве механизма адаптации к социальным условиям [2].

Нормальное развитие социального интеллекта представляет собой необходимое условие для возникновения способности вербализации собственных эмоциональных переживаний, а также для формирования интеллектуальной сферы подростков и развития навыков продуктивного взаимодействия в социальных группах. Следовательно, детско-родительские отношения играют важную роль в развитии социального интеллекта подростков.

Анализ теоретической литературы показал, что детско-родительские отношения имеют значительное влияние на развитие социального интеллекта у детей. Поддерживающая атмосфера взаимодействия между родителями и детьми способствует формированию у детей навыков эмоционального регулирования, умения устанавливать социальные связи и разрешать конфликты. Кроме того, активное участие родителей в жизни ребенка и обучение социальным навыкам помогают детям развить понимание эмоций других людей, способность к сотрудничеству, а также умение общаться и решать проблемы в коллективе.

Таким образом, качество детско-родительских отношений имеет большое значение для формирования социального интеллекта у ребенка. Активная поддержка, обучение и понимание со стороны родителей способствуют развитию социальных навыков у подростков, что в свою очередь оказывает положительное влияние на их адаптацию в обществе и взаимоотношения с окружающими.

Литература:

  1. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. — 2017. — № 5. — С. 57–65.
  2. Архиреева, Т. В. Психология родительства и детско-родительских отношений /Т. В. Архиреева. — Великий Новгород, 2016. — 459 с.
  3. Белавина, О. В. Социальный интеллект детей и подростков. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. — 181 с.
  4. Белова, С. С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения / С. С. Белова [Текст] // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования. Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН». — 2018. — с. 109–119.
  5. Борисова, С. С. Влияние семьи на воспитание детей / С. С. Борисова [Текст] // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов с международным участием. Прокопьева М. М., Находкин В. В. -Якутск, 2019. С. 97–98.
  6. Венза, Т. В. Развитие личности ребенка в контексте детско-родительских отношений / Т. В. Венза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, № 3 / 2015.
  7. Дмитриева, А. В. Развитие понятия социальный интеллект в разрезе отраслей научного знания // Педагогика и психология образования. 2022. № 4.
  8. Дробышевская, В. З. Детско-родительские отношения как объект психолого-педагогического исследования / В. З. Дробышевская // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. — 2018. — № 3(97). — С. 38–43.
  9. Капустина, Е. А. Исследование взаимосвязи социального интеллекта и коммуникативной компетентности выпускников вуза // Вестник БГПУ: Психолого-педагогические науки. — 2004. — Вып. 4. — С. 79–91.
  10. Комлик Л. Ю., Меренкова В. С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-emotsionalnogo-intellekta-roditeley-i-detsko-roditelskih-otnosheniy (дата обращения: 29.11.2023).
  11. Савенкова Т. Д., Карпова С. И. Эволюция представлений о социальном интеллекте в отечественных и зарубежных исследованиях // Гаудеамус. 2020. № 4 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-predstavleniy-o-sotsialnom-intellekte-v-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-issledovaniyah (дата обращения: 28.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, подростковый возраст, отношение, развитие, подросток, ребенок, сторона родителей, эмоциональная поддержка, значительное влияние, семейное воспитание.


Похожие статьи

Задать вопрос