Развитие умений диалогической речи младших подростков посредством игровых технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 03.12.2023

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Веретенникова, М. А. Развитие умений диалогической речи младших подростков посредством игровых технологий / М. А. Веретенникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 152-155. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108465/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье автор исследует способ развития диалогических умений у младших подростков посредством игровых технологий (игр-драматизаций).

Ключевые слова: диалогическая речь, младшие подростки, игровые технологии, игры-драматизации.

Процесс познания иноязычной культуры завязан на приобщении к традициям и обычаям носителей того или иного языка. Языковое образование является основным критерием достижения нового качества жизни, способствует не только межкультурному диалогу, но и познанию мира. Сегодня процесс языкового образования представляет собой важнейший критерий в достижении обновленного этапа качественного образа жизни. Языковое образование направлено на межкультурный диалог, а также на познание окружающей нас действительности. Главной задачей такого образования становится взращивание у обучающихся способностей к участию в межкультурном диалоге. В результате школьники получают возможность вступать в свободную коммуникацию с носителями иностранного языка. Кроме того, они начинают понимать основные черты традиций и культуры. Цель обучения ИЯ сегодня заключается в развитии иноязычной коммуникативной компетенции.

Диалогическая речь является ключевым элементом в современном обучении иностранному языку, поскольку она представляет собой основу коммуникации. Как бы не менялись средства и способы ведения диалога, он по-прежнему занимает центральную позицию в коммуникативной системе. Представленный вид речи может рассматриваться как комплекс высказываний устной речи, связанный коммуникативной и тематической общностью. Устные высказывания воспроизводятся собеседниками в ходе непосредственного общения с опорой на полученные знания и навыки [7, с.101]. Обучение диалогической речи является составляющей обучения умению говорения, одному из четырёх видов речевой деятельности, формируемых на уроке иностранного языка.

Стоит отметить, что диалогическая речь наделена рядом параметров. Ей присущи ситуативность и направленность. Это означает, что причина участия в диалоге завязана на конкретной коммуникативной ситуации, которую воспринимает обучающийся и при этом он имеет определенного собеседника, на которого направлена речь. Кроме того, как и всякий вид речи, диалогическая речь характеризуется с позиции эмоциональности. Индивид выражает в диалоге мысли и чувства. На раннем и среднем этапе обучения иностранному языку учащийся может испытывать нехватку языковых средств для формулировки мыслей. С этой точки зрения эмоциональная сторона диалогический речи приобретает особенное значение. Ещё одной чертой, которую можно выделить в характеристики диалогической речи — это её мотивированность. Побуждение к общению становится его начальной точкой. Создавая правильные условия, важно учитывать мотив на этапе среднего образования.

Детальное понимание того, как формируется умение диалогической речи у младших подростков, может строится на анализе модели педагогического процесса. В неё входят такие компоненты, как методический, контрольно-результативный, методический, а также содержательно-технологический. Методы обучения в этой модели педагогического процесса представлены активным, интерактивным и коммуникативным. Работа может быть организована по нескольким формам, среди которых выделяют фронтальную, индивидуальную, парную и групповую. Обучающиеся выступают активными участниками диалога. В результате повышается уровень развития умения диалога.

На современном этапе развития образования применение игровых технологий показало свою эффективность. В ходе игры учащийся получает возможность показаться себя как личность, раскрыться. Однако стоит помнить об учёте возрастных особенностей при использовании игры. В этом случае она будет направлена на поддержание интереса учащихся. Игровой метод направлен на расширение деятельностного контекста. Так создается мотив к общению в диалоге.

Выполняя задания в игровой форме, обучающиеся развивают своё внимание и память, логику, мышление. Одной из важных составляющих также является дружеская поддержка, которая сопровождает процесс игры. Развиваются коммуникативные навыки с использованием иностранного языка, что раскрывает способности каждого обучающегося [3, с.56].

В процессе игровой деятельности, целью которой в данном контексте, является обучение диалогу, младшие подростки увлекаются общением на иностранном языке, что повышает их общую мотивацию. При грамотном моделировании игровой ситуации коммуникационные навыки получают должное развитие в той речевой деятельности, которая становится максимально приближенной к условиям реальности.

Ученые-методисты рассматривали игровую деятельность с различных позиций. Коменский Я. А. подчеркивал, что использование игр в учебном процессе обеспечивает его осмысленность и простоту, а также долговечность. При помощи детской игры учитель может добраться «до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя» [4, с.48].

Игры, используемые на уроке иностранного языка, по мнению Зверловой О. Ю. можно разбить на две группы: обучающе-языковые и коммуникативные. Эта классификация основывается на целях, задачах и функциях игр. Коммуникативные игры характеризуются совокупностью разных целей коммуникации, которая является свободной, а деятельность обучающихся в данном виде игр продуктивна. Игры коммуникативного характера имеют ориентацию на решение проблемы и контролируются частично со стороны педагога.

Игровые технологии могут быть представлены разнообразными формами. Одной из них являются игры-драматизации. Использование данной формы в ходе занятий по иностранному языку направлено на формирование условий, которые осуществляют развитие диалогических умений учащихся. Кроме того, это помогает в обучении выражения собственных мыслей и развивает частные диалогические умения.

Исходя из определения, которое даёт педагогический словарь Г. М. Коджаспировой, драматизация в процессе урока — это инсценировка, постановка по ролям содержания материала обучения. При этом роли могут быть даны не только живым персонажам, но также феноменам из какой-либо области знаний и неживым предметам [2, с. 95].

Согласно Кузнецовой Н. В., драматизация является не только средством развития речи, но и следствием «психологического процесса, при котором все виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слова, интонации, жеста, мимики, позы, группировок» [5, с.109].

Итак, анализируя представленные выше данные, можно сказать, что при помощи драматизации иностранная речь осваивается через креативную форму рассмотрения художественного иностранного произведения. На уроке иностранного языка такая игровая технология представляет собой процесс вымышленного художественного действия с импровизационными элементами и отработкой по ролям учебного материала.

Применение всякой технологии на уроке должно иметь под собой образовательные, учебные и воспитательные цели. Драматизация направлена на развитие умений диалога, умений в выражении собственных идей и мыслей на иностранном языке, формирование слухо-произносительных навыков и реализации творческого потенциала младших подростков. Кроме того, не стоит забывать о лингвокультурной составляющей, которая связана со знакомством с культурными особенностями народа, говорящего на иностранном языке. Здесь также идёт речь о воспитании толерантного отношения к иной культуре, её обычаям и традициям.

Существует ряд типов драматизации, которые направлены на обеспечение продуктивной деятельности обучающихся. Например, пантомима , обеспечивающая развитие невербальных навыков и умений коммуникации. Импровизация характеризуется использованием неподготовленных, спонтанных диалогов с использованием знакомого для школьников материала и с отсутствием ограничений в выборе языковых средств. Неформальная драматизация предполагает изобретательность и свободы у обучающегося при интерпретации материала [6, с.88]. Здесь речь идёт о высокой степени спонтанности. Формальная драматизация является противоположностью неформальной. Сюда входит чёткая структура, по которой выстраивается заранее написанный обучающимися диалог или он воспроизводится вслух в виде заученной последовательности реплик, подготовленных специально для драматизации. В этом типе возможно с точностью определить языковые и речевые единицы, используемые для сюжета [2, с. 211]. В представленном исследовании мы подробно рассматриваем драматизацию неформального типа.

Наряду с прочими видами игровых технологий, драматизация состоит из нескольких компонентов. К ним относятся: сюжет, игровые действия, роли, содержание, отношения и условия игры. Все эти составляющие характеризуют процесс драматизации с позиции технологии обучения и воспитания. Она направлена на то, чтобы снять языковой барьер и вместе с тем развить образное мышление, память и речь [5, с.314].

Драматизация строится на нескольких стадиях. На подготовительной стадии происходит построение ситуации на иностранном языке. Здесь обучающимся необходимо передать содержание через жесты и мимику. Следующая стадия — восприятие. Для правильного её осуществления, важно отбирать материал согласно уровню развития школьников, их интересам и возрасту. После этого следует стадия осмысления текста и исполнительского анализа. На этом этапе происходит изучение содержание текста с последующим снятием трудностей. Дальнейшая стадия представляет собой, непосредственно, постановку. Распределяются роли, уделяя внимание возможностям обучающихся в языке и актёрских способностях. Им предлагается импровизировать и по-своему трансформировать материал, предложенный ранее. В заключении происходит осмысление, то есть рефлексия, самоанализ проведенной деятельности и результатов.

Уроки, которые включают в себя использование драматических средств, представляют особенную ценность. Они способствуют положительному психологическому климату в коллективе. Не менее важным является то, что данный жанр построен на коммуникативной и игровой деятельности.

При опоре на материалы книги для чтения «Jack and a Beanstalk» из УМК Spotlight 5 стало возможным реализовать драматизацию на уроке иностранного языка с учащимися 5 класса. Апробация полученного цикла упражнений имела базу на таких разделах, как «daily routine», «asking and giving directions», «what did you do yesterday?». Примеры игр представлены на рис. 1.

Разработанные игры-драматизации

Рис. 1. Разработанные игры-драматизации

Была произведена разработка цикла упражнений с использованием игр-драматизаций, в который входили три вида игры. В каждой игре обучающиеся разыгрывали ситуации из книги. При этом целью всех игр было развитие диалогических умений с использованием различных грамматических конструкций, таких как использование глагола to be, временных форм past simple, present simple. Кроме того, учитывалась необходимость в активизации лексики по разделам «giving directions», «daily routine». Процесс каждой игры-драматизации включал в себя предварительную работу с языковым материалом, объяснение задач, распределение ролей, воспроизведение диалогов и заключительный анализ полученных результатов.

Проведя анализ диалогических умений у младших подростков в ходе игр-драматизаций, можно прийти к выводу о необходимости точечной работы, направленной на развитие отдельных частных умений диалогической речи, таких как: содержание диалога, взаимодействие с собеседником, выразительность речи, понимание и использование норм речевого этикета. Лексико-грамматическое оформление речи младших подростков показало достаточно позитивные результаты. Такой результат может быть обусловлен на опору в обучении на лексические и грамматические навыки в большей степени, чем на речевые умения. Это довольно распространенное явление в практике современного преподавания. При этом целью обучения должны оставаться умения, а навыки находится в обрамлении этой цели.

По завершении формирующего эксперимента был осуществлён финальный контроль, целью которого являлось определение того, как цикл упражнений и приёмов повлиял на развитие диалогических умений у контрольной и экспериментальной группы.

Тип заданий, применяемых на контрольном этапе, является схожим с теми, что давались на констатирующем этапе. Тем не менее, была отмечена позитивная динамика в развитии диалогических умений у обучающихся. Содержание диалогов стало носить более развернутый и выразительный характер. Психологическая атмосфера в классном коллективе выражала общий эмоциональный подъём. Спустя некоторое количество занятий, школьники приобрели стремление к общению на иностранном языке друг с другом, изъясняясь при этом более логично и точно. Ощущается общая открытость к диалогу. Таким образом мы можем отметить положительную динамику развития диалогических умений у младших подростков.

В заключении стоит сказать, что на сегодняшний день необходимо дополнение традиционных методов в обучении творческими заданиями, направленными на помощь ученикам в проявлении активности и эффективном усвоении языкового и речевого материала. Разработанные упражнения с использованием игр-драматизаций при должном использовании способны помочь педагогу достичь качественных результатов, поскольку создают ситуацию реального общения и обеспечивают закрепление материала.

Литература:

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — Москва: Педагогика, 2015.

  1. Ерхова Е. Л. Английский язык. 5–11 классы. Театрально-языковая деятельность (технология, сценарии спектаклей) / Е. Л. Ерхова, С. В. Захаркина, Е. С. Атаманчук // Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Зверлова О. Ю. Игры на занятиях иностранному языку: пособие для учителя / О. Ю. Зверлова. — М.: НПО «АЛТА», 1994.
  3. Кларина М. A. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. A. Кларина. — Москва: Знание, 2015.
  4. Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании школьников: Пособие для учителей начальных классов / А. Я. Михайлова // — Москва.: Просвещение, 2005.
  5. Ростовщиков Д.А Применение метода театрализации как эффективного метода обучения иностранному языку / Д. А. Ростовщиков // Вестник науки и образования, 2019.
  6. Скалкин В. Л. Обучение диалогической речи / В. Л. Скалкин. — Киев: Радянська школа, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, диалогическая речь, умение, драматизация, игровая деятельность, межкультурный диалог, обучающийся, подросток, языковое образование, педагогический процесс.


Ключевые слова

игровые технологии, младшие подростки, диалогическая речь, игры-драматизации

Похожие статьи

Задать вопрос