Правовая характеристика особо охраняемых природных территорий Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 02.12.2023

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Чебуренкова, А. Е. Правовая характеристика особо охраняемых природных территорий Российской Федерации / А. Е. Чебуренкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 450-452. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108419/ (дата обращения: 02.05.2024).



Данная статья анализирует отдельные положения, непосредственно связанные с определением правового статуса особо охраняемых природных территорий Российской Федерации с точки зрения проведения анализа действующего законодательства, а также выявления проблемных аспектов, возникающих в связи с реализацией регулирования правового статуса особо охраняемых природных территорий Российской Федерации. Актуальность исследуемой темы подтверждается тем, что особо охраняемые природные территории в настоящее время играют немаловажную роль для сохранения равновесия всего экологического состояния России.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, охрана особо охраняемых природных территорий, Российская Федерация, охрана, территории, экологическое право, экология.

Legal characteristics of specially protected natural territories

This article analyzes certain provisions directly related to the determination of the legal status of specially protected natural territories of the Russian Federation from the point of view of analyzing the current legislation, as well as identifying problematic aspects arising in connection with the implementation of regulation of the legal status of specially protected natural territories of the Russian Federation. The relevance of the topic under study is confirmed by the fact that specially protected natural territories currently play an important role in maintaining the balance of the entire ecological state of Russia.

Keywords: specially protected natural territories, protection of specially protected natural territories, Russian Federation, protection, territories, environmental law, ecology.

Определяя правовую природу и статус особо охраняемых природных территорий Российской Федерации на основании анализа действующего законодательства Российской Федерации, в первую очередь необходимо отметить значимость и важность исследуемой темы, которые, непосредственно, отражаются в наличии следующих обстоятельств:

— особо охраняемые природные территории России закрепляют за собой одну из наиболее важных задач, направленных на сохранение уникальной экологической системы Российской Федерации, которая, в свою очередь, является «домом» для большого количества различных растений, животных и иных микроорганизмов;

— особо охраняемые природные территории способствуют реализации возможности сохранения всего биологического разнообразия страны, что, в свою очередь, позитивно сказывается на факторе поддержания равновесия экологического состояния России;

— определение правовой характеристики особо охраняемых природных территорий России позволит повысить уровень знаний, как каждого отдельного человека, так и общества в целом, в области охраны окружающей среды и всего природного наследия в целом, как ключевого аспекта экологического законодательства Российской Федерации.

На основании же выше изложенных фактов можно сделать заключение о том, что настоящее исследование позволит обратить внимание многих людей на значимость особо охраняемых природных территорий для Российской Федерации, которая, выражается, в первую очередь, в важности сохранения природного наследия страны, а также поддержания на здравом уровне всего биологического разнообразия во всем мире.

К. Н. Жаркова, проводя исследование, касающееся вопроса анализа законодательного закрепления правового статуса особо охраняемых природных территорий Российской Федерации, уделяла особое значение такому аспекту, как сущность особо охраняемых природных территорий [1, с. 108].

В связи с чем, необходимо отметить, что именно понимается под такой правовой категорией, как особо охраняемая природная территория.

Таким образом, особо охраняемые природные территории представляют собой природные угодья, то есть определенные тем или иным государственным органом участки земли, которые закрыты от совершения на их границах хозяйственной или иной деятельности, а также, на участке которых устанавливается особый правовой режим, необходимый для сохранения и охраны территорий от различных факторов, имеющих негативное значение.

Как правило, известным является тот факт, что особо охраняемые природные территории Российской Федерации обладают совокупностью уникальных задач, направленных на сохранение биологического разнообразия страны.

Особо охраняемые природные территории также предполагают под собой наличие на конкретной части того или иного участка земли, природных объектов или иных комплексов, которые, непосредственно, обладают своим собственным уникальным значением.

К. Р. Хаматова отражая в своем исследовании вопросы, связанные с использованием особо охраняемых природных территорий Российской Федерации, отмечает, что данные природные угодья не предназначены для осуществления на их участках хозяйственной или иной деятельности, так или иначе разрушающей ее первоначальное назначение, вне зависимости от того, связаны данные природные территории с эстетическим или оздоровительным значением [2, с. 74].

Отсутствие же возможности осуществления такого рода деятельности можно связать с наличием соответствующего решения государственного органа Российской Федерации, который, как полностью, так и частично, изымает данную природную территорию и закрепляет в ее границах особый правовой режим охраны.

Отмечая сущностное значение особого правового режима охраны природных территорий необходимо обратиться к Федеральному закону № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в положениях которого закрепляется, что именно запрещается делать на том или ином участке земли [3].

Так, например, на территориях заповедников, как участков земли, на которых сохраняются все условия, обозначающие его естественное состояние, закрепляются определенные правила и требования, касающиеся рубки лесных насаждений, ограничения по которой могут быть отражены и в иных нормативных правовых актах действующего законодательства Российской Федерации.

И. Д. Василевская, проводя в своей работе анализ законодательной базы Российской Федерации, также отмечает, что определение правовой характеристики особо охраняемых природных территорий Российской Федерации осуществляется наиболее полно и точно только в том случае, если изучаются также и соответствующие проблемные моменты, существующие в рамках темы настоящего исследования [4, с. 52].

В связи с чем, считается важным определить ряд проблемных оснований и предположить возможные пути решения указанных проблем.

По мнению Д. Д. Давыденко, в число наиболее важных и серьезных проблем, с которыми сталкиваются ученые и исследователи, проводя анализ правовой характеристики особо охраняемых природных территорий Российской Федерации, входят такие проблемы, как [5, с. 70]:

— нелегальная деятельность граждан и иных лиц, направленная, как правило, на добычу конкретных видов растений, имеющих редкое значение или рубку лесных насаждений, в тех местах, в которых данная деятельность находится под запретом;

Сущность данной проблемы заключается в том, что в различных ситуациях могут возникать сложности, исходя из которых выявить всех правонарушителей становится невозможно из — за отсутствия достаточного количества технических или иных возможностей.

— браконьерство;

В. В. Шевчук обращая внимание на браконьерство, как деятельность лиц, обладающей незаконным характером и направленную на отлов или добычу редких видов животных, рыб и иных организмов, отмечает, что на законодательном уровне необходимо произвести ряд глобальных изменений, усиливающих как ответственность за совершенные преступления, так и предусматривающие ряд более жестких видов наказаний, поскольку указанная выше деятельность, носящая незаконный характер, как правило, наносит непоправимый ущерб всей окружающей среде в целом и приносит, тем самым, совокупность ужасающих последствий, влияющих непосредственно и на жизнедеятельность всего общества [6, с. 108].

— недостаточное финансирование деятельности государственных органов, решающих вопрос контроля и охраны природных территорий, обладающих особым правовым режимом.

На практике можно столкнуться с ситуациями, когда деятельность, направленная на особую охрану природных территорий становится невозможна из-за отсутствия необходимого количества денежных средств, в связи с чем, необходимо проведение государственной политики, в рамках которой будет решен вопрос, направленный на выделение дополнительных денежных средств, которых будет хватать на обеспечение мер по охране природных территорий Российской Федерации.

Обобщая же вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что особо охраняемые природные территории представляют собой определенные участки земли, так называемые природные угодья, обладающие особым правовым режимом их охраны, закрепленным в отдельных нормах статей Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», заключающимся в ограничении или запрещении отдельных видов деятельности, например, хозяйственной, в целях сохранения первоначального назначения данных земель, например, культурного.

Затрагивая же наличие проблемных оснований в рамках использования, а также, защиты и охраны природных территорий, можно отметить, что в настоящее время законодательство Российской Федерации в процессе регулирования данной области отношений требует осуществление незамедлительных поправок и проведения государственной политики, в рамках которых будет совершено усиление ответственности за правонарушения и преступления в области нарушения правового режима, закрепленного в нормативных актах действующего законодательства Российской Федерации, а также, будут ужесточены меры наказания, применяемые непосредственно к нарушителям, что, в свою очередь, должно помочь в качестве профилактических мер, направленных на предотвращение данного вида экологических преступлений.

Литература:

  1. Жаркова, К. Н. Особенности законодательства в системе особо охраняемых природных территорий города Москвы / К. Н. Жаркова // Малышевские чтения. Материалы IV Всероссийской научно — практической конференции. — 2019. — № 1. — С. 107–110.
  2. Хаматова, К. Р. Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий / К. Р. Хаматова // Студенческий форум. — 2020. — № 36–2(129). — С. 74–75.
  3. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ // СЗ РФ. — 1995. — № 12. — ст. 1024.
  4. Василевская, И. Д. Особенности правового регулирования особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации / И. Д. Василевская // Эпомен. — 2020. — № 38. — С. 50–54.
  5. Давыденко, Д. Д. Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий / Д. Д. Давыденко, А. А. Миронова // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития. — 2022. — № 1. — С. 69–71.
  6. Шевчук, В. В. К вопросу о незаконной охоте, совершенной на особо охраняемой природной территории / В. В. Шевчук // Альманах молодого исследователя. — 2023. — № 14. — С. 105–109.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, территория, участок земли, действующее законодательство, особый правовой режим, правовая характеристика, правовой статус, биологическое разнообразие страны, государственный орган, природная территория России.


Похожие статьи

Задать вопрос