Прокурорский надзор в сфере здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 01.12.2023

Статья просмотрена: 162 раза

Библиографическое описание:

Мальцева, Д. М. Прокурорский надзор в сфере здравоохранения / Д. М. Мальцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 355-358. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108402/ (дата обращения: 29.04.2024).



В данной научной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с прокурорским надзором с сфере здравоохранения. Исследуются вопросы обеспечения органами прокуратуры прав граждан в сфере здравоохранения.

Проблемой данного исследования является качество, предоставляемой медицинской помощи, а также недостаточный контроль за деятельностью медицинских учреждений.

В связи с выделенной проблемой необходимо выделить ряд целей и задач настоящего научного исследования. Целью данной темы исследования является изучение механизма прокурорского надзора в сфере здравоохранения. В связи с поставленной целью полагаем целесообразным выделить ряд задач, а именно: анализ законодательства в области здравоохранения, рассмотрение примеров наиболее часто встречающихся правонарушений и принимаемые меры прокурорского реагирования.

Для изучения поставленной проблемы, цели и задач использованы эмпирические и теоретические методы исследования. Статья основана на анализе существующих исследований, эмпирических данных и литературных источников.

По результатам исследования сформулированы выводы, что прокуратура играет важную роль в охране конституционных прав граждан, а в частности прав в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: анализ, здравоохранение, медицинское учреждение, прокуратура, прокурорский надзор.

This scientific article examines current problems related to prosecutorial supervision in the healthcare sector. The issues of ensuring the rights of citizens in the field of health care by the prosecutor's office are explored.

The problem of this study is the quality of medical care provided, as well as insufficient control over the activities of medical institutions.

In connection with the identified problem, it is necessary to highlight a number of goals and objectives of this scientific research. The purpose of this research topic is to study the mechanism of prosecutorial supervision in the healthcare sector. In connection with this goal, we believe it is advisable to highlight a number of tasks, namely: analysis of legislation in the field of health care, consideration of examples of the most common offenses and prosecutorial response measures taken.

To study the problem, goals and objectives, the author used empirical and theoretical research methods. The article is based on an analysis of existing research, empirical data and literature sources.

Based on the results of the study, conclusions were formulated that the prosecutor’s office plays an important role in protecting the constitutional rights of citizens, and in particular rights in the field of healthcare.

Keywords: analysis, healthcare, medical institution, prosecutor's office, prosecutor's supervision.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека. Также основополагающий закон страны закрепляет право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных учреждениях оказывается бесплатно. Также в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации ключевым является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В своей практической деятельности по организации надзора в сфере здравоохранения прокуроры субъектов и подчиненные им прокуроры руководствуются приказами Генерального прокурора. Исходя из этого, можно выделить следующие цели прокурорского надзора:

  1. Надзор за соблюдением норм Конституции Российской Федерации в системе здравоохранения;
  2. Надзор за исполнением законодательства, регулирующего права граждан на бесплатную медицинскую помощь;
  3. Обеспечение единства и укрепления законности в сфере исполнения федерального и регионального законодательства о правах граждан на медицинскую помощь;
  4. Обеспечение защиты прав граждан в целях недопустимости неправомерного ограничения их прав на охрану здоровья и получение медицинских услуг.

Реализация данных целей осуществляется органами прокуратуры с помощью ряда задач, среди которых можно выделить:

  1. Анализ состояния законности в сфере здравоохранения;
  2. Целенаправленное планирование работы органов прокуратуры;
  3. Регулярное ознакомление с правовыми актами, издаваемыми поднадзорными прокурору органами, и своевременное опротестование незаконных правовых актов;
  4. Безусловное обеспечение принятия мер по привлечению к правовой ответственности лиц, виновных в нарушении прав граждан на медицинскую помощь;

Оценить результаты прокурорской деятельности в сфере здравоохранения можно благодаря статистическим данным, которые публикуются в обязательном порядке в соответствующих разделах официальных сайтов прокуратур субъектов РФ и Генеральной прокуратуры. Например, за январь 2023 года в Российской Федерации было выявлено 179087 нарушений в системе прав и свобод человека и гражданина, в том числе в сфере здравоохранения. Всего вынесено 20605 протестов в соответствующие государственные органы и медицинские учреждения, подано 12770 исков в суд, внесено 42383 представления. По представлению прокурора к дисциплинарной ответственности привлечено 14823 лица, к административной ответственности 6576 лиц, направлены материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст.37 УПК РФ в отношении 472 лиц, возбуждено уголовное дело в отношении 357 лиц [4].

Прокурорский надзор в сфере здравоохранения в настоящее время приобрел особую уникальность, том числе в качестве средства профилактики преступлений, как со стороны медицинских учреждений, так и со стороны отдельных категорий специалистов. Как свидетельствует практика прокурорского надзора, наибольшая часть нарушений связана с неоказанием медицинских услуг или некачественным оказанием таких услуг, а также особое значение имеет коррупциогенный фактор.

Также в ходе надзорных мероприятий выявляются факты нецелевого либо неэффективного использования бюджетных средств, выделенных на программы здравоохранения.

В связи с этим полагаем целесообразно выделить ряд аспектов, способствующих совершенствованию прокурорского надзора в сфере здравоохранения:

Во-первых, предупредить совершение таких деяний позволит регулярный мониторинг и анализ деятельности медицинских учреждений и фармацевтических компаний, который включает в себя проверку и анализ различных аспектов их работы. Это представляет собой проверку финансовой отчетности, чтобы выявить возможные финансовые нарушения или недостатки в управлении ресурсами. Также проводится анализ медицинских записей, чтобы убедиться в соответствии оказываемых медицинских услуг стандартам качества. Дополнительно проводится проверка закупок и поставок медицинского оборудования и лекарственных препаратов, чтобы выявить возможные случаи коррупции или мошенничества. Кроме того, проводятся проверки на соответствие медицинских учреждений и компаний законодательству в области здравоохранения, чтобы убедиться, что они следуют всем необходимым правилам и требованиям.

Во-вторых, сотрудничество с другими органами правопорядка, медицинскими организациями и общественными институтами включает в себя обмен информацией о выявленных нарушениях и преступлениях, координацию совместных операций по борьбе с преступлениями в сфере здравоохранения, а также разработку и реализацию совместных программ и проектов. Например, сотрудничество с правоохранительными органами может включать в себя предоставление информации о возможных случаях нарушения конфиденциальности или злоупотребления медицинской информацией, а также совместное проведение расследований и операций по предотвращению преступлений в сфере здравоохранения.

В-третьих, проведение регулярных проверок и аудитов деятельности медицинских учреждений и фармацевтических компаний проводятся с целью обеспечения соответствия их деятельности законодательству, стандартам качества и безопасности, а также этическим нормам. Они помогают выявить нарушения прав пациентов, недостатки в организации работы медицинских учреждений, а также проблемы в предоставлении медицинских услуг. В результате проведения проверок и аудитов могут быть выявлены случаи неправомерного доступа к медицинской информации, недостаточная защита персональных данных пациентов, несоответствие медицинских учреждений стандартам безопасности информации. Также могут быть выявлены случаи недостоверной медицинской документации, некорректного проведения медицинских процедур или лечения, а также другие нарушения. Проведение регулярных проверок и аудитов позволяет своевременно выявлять и устранять эти проблемы, обеспечивая высокий уровень качества и безопасности медицинской помощи. Также это способствует повышению доверия общества к системе здравоохранения и обеспечению защиты прав и интересов пациентов.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что проводимая прокурорами работа по соблюдению конституционных прав граждан имеет свои особенности и безусловно требует дальнейшего совершенствования и повышения ее эффективности.

В заключение, прокурорский надзор в сфере здравоохранения играет важную роль в обеспечении соблюдения законов и прав граждан на доступ к качественной медицинской помощи. Он способствует предотвращению коррупции, недобросовестной деятельности медицинских работников и обеспечению безопасности пациентов. Однако для эффективной работы прокурорского надзора необходимо усиление контроля со стороны государства, обучение специалистов и сотрудничество с общественными организациями. Только таким образом можно обеспечить достойные условия здравоохранения для всех граждан.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: текст с изм. и доп. вступ. в силу с 04.07.2020: [принята всенародным голосованием 12.12.1993]. — Москва, 2020. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
  2. Российская Федерация. Законы. О прокуратуре РФ: текст с изм. и доп. вступ. в силу с 18.02.1992: [принят ВС РФ 17.02.1992]. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
  3. Российская Федерация. Законы. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2023) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
  4. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь 2023 год // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — Текст: электронный.
  5. Агамов, Г. Д. Практикум по прокурорскому надзору и методические рекомендации / Г. Д. Агамов, А. К. Романов. — М.: Дело, 2016. — 160 c. — Текст электронный.
  6. Химичевой, О. В. Прокурорский надзор / Под редакцией А. В. Ендольцевой, О. В. Химичевой. — М.: Юриспруденция, 2014. — 256 c. — Текст электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера здравоохранения, прокурорский надзор, Российская Федерация, гражданин, медицинская помощь, учреждение, медицинская информация, обеспечение защиты, область здравоохранения, охрана здоровья.


Похожие статьи

Задать вопрос