Нормативно-правовое регулирование комплексного социально-экономического развития муниципального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 26.11.2023

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Яцук, В. Н. Нормативно-правовое регулирование комплексного социально-экономического развития муниципального образования / В. Н. Яцук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108218/ (дата обращения: 29.04.2024).



Вопрос нормативно-правового регулирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования актуален по причине того, что его можно рассматривать как с позиции регламентации деятельности органов местного самоуправления, так и с точки зрения подхода к определению содержания и принципов программ комплексного социально-экономического развития. Если проработка института органов местного самоуправления имеет положительные тенденции, то говоря о правовой регламентации института комплексного социально-экономического развития, стоит отметить, что он нуждается в существенном совершенствовании для повышения эффективности функционирования.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, правовые основы, комплексное социально-экономическое развитие, институт органов местного самоуправления, институт социально-экономического развития.

The issue of regulatory regulation of the integrated socio-economic development of a municipality is relevant because it can be considered both from the perspective of regulating the activities of local self-government bodies and from the point of view of the approach to determining the content and principles of integrated socio-economic development programs. If the study of the institute of local self-government has positive trends, then speaking about the legal regulation of the institute of integrated socio-economic development, it is worth noting that it needs significant improvement to increase the efficiency of functioning.

Keywords: legal regulation, legal framework, integrated socio-economic development, institute of local self-government, Institute of socio-economic development.

Нормативно-правовое регулирование — это ключевой механизм для любых легальных процессов, осуществляемых в государстве. Функции, которые реализуются с помощью программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования выражены в планировании, прогнозировании и обеспечении и контроля реализации, что свидетельствует о необходимости регламентации данной деятельности.

В Российской Федерации высшей юридической силой обладает Конституция РФ, в Главе 8 которой закреплены основы функционирования института местного самоуправления [1].

Следующим законом, регламентирующим деятельность органов местного самоуправления, в том числе и в части комплексного социально-экономического развития, является Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].

Согласно статье 1 данного нормативно-правового акта: «Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации» [2].

Проанализировав положения главы 8 Конституции РФ, а также ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выявлены основные принципы функционирования института местного самоуправления:

  1. Принцип законности: местное самоуправление должно осуществляться в соответствии с законодательством страны, включая конституцию и специальные законы о местном самоуправлении.
  2. Принцип демократии: решения по вопросам местного значения должны приниматься демократическим путем, с участием жителей и представителей общественности.
  3. Принцип субсидиарности: органы местного самоуправления должны решать вопросы, которые наиболее эффективно могут быть решены на местном уровне. Более высокие уровни власти должны вмешиваться только тогда, когда это необходимо для обеспечения общих интересов.
  4. Принцип автономии: органам местного самоуправления предоставляется определенная степень автономии в принятии решений и управлении своими делами.
  5. Принцип партнерства: местное самоуправление осуществляет сотрудничество с государственными органами, частным сектором и гражданским обществом.
  6. Принцип участия: все граждане имеют право на участие в решении вопросов местного значения, например, через участие в местных выборах, референдумах, общественных слушаниях и т. д.
  7. Принцип прозрачности: органы местного самоуправления обязаны предоставлять информацию о своей деятельности и решениях, чтобы обеспечить открытость и подотчетность перед гражданами.
  8. Принцип эффективности: местное управление должно быть эффективным в решении своих задач, с учетом имеющихся ресурсов и потребностей населения.

Данные принципы функционирования данного института отражают его содержательную часть.

Нормативно-правовое регулирование органов местного не ограничивается только перечисленными актами, оно в целом сведено к системе, выражающейся в следующих уровнях:

— общепризнанные принципы и нормы международного права;

— международные договоры Российской Федерации;

— Конституция Российской Федерации;

— федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон;

— другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

— конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

— уставы муниципальных образований;

— решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты [2].

Вышеизложенное свидетельствует о том, что правовое регулирование деятельности местного самоуправления подразумевает наличие множества уровней, с помощью которых обеспечивается комплексность и эффективность нормативно-правовой базы, а также раскрытие фундаментальных принципов института местного самоуправления.

Вопросы непосредственно касающиеся реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования проработаны в российском законодательстве слабо.

Вероятно, к нормативно-правовой базе данного вопроса можно в широком смысле отнести только Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» [3].

Закон определил полномочия органов публичной власти в области стратегического планирования, ввел в действие законодательные принципы организации системы стратегического планирования, уточнил задачи в области стратегического развития территорий.

Одной из ключевых особенностей данного закона стало включение в систему стратегического планирования муниципального уровня, который выступает одной из составных частей комплекса плановых документов.

Иными словами, на законодательном уровне наблюдается слабая проработка вопроса регламентации программ комплексного социально-экономического развития: каждое муниципальное образование разрабатывает собственную программу, которая, чаще всего, является предвыборной уловкой.

Среди недостатков Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» следует отметить:

— не решен вопрос оптимизации деятельности органов власти в области стратегического планирования, не разработан единый курс, а также сам процесс не рационализирован;

— в документе фактически не проработан вопрос взаимодействия стратегического планирования с корпоративным сектором (бизнесом), который должен быть в идеале одним из эффективных инструментов реализации стратегического плана;

— не прописан механизм, обеспечивающий порядок и способы увязки плановых документов разных уровней, что лишает его технологических способностей, обрекая усилия центров стратегического планирования исключительно на использование собственных инициатив;

— закон в полной мере так и не определяет сам статус стратегического документа, его место среди других инструментов управления [4].

Вышеизложенное свидетельствует о том, что документ не оправдал своих законодательных замыслов, то есть с одной стороны он стал источником развития местного самоуправления в аспекте стратегического планирования, а с другой — множество моментов, которые необходимо было осветить для оптимизации деятельности местного самоуправления в области стратегического планирования так и остались не закрепленными.

Таким образом, на основании вышеизложенного следует вывод, что на данный момент большее внимание со стороны государства уделяется вопросу функций, принципов, прав и обязанностей местного самоуправления, как института, тогда как институт комплексного социально-экономического развития муниципального образования не получает необходимой нормативно-правовой базы для эффективного функционирования и совершенствования.

Полагаем, что основным направлением совершенствования нормативно-правовой базы в части социально-экономического развития муниципального образования является создание унифицированного документа, содержащего ключевые слова, дающие определение общей направленности содержания документа и в целом отражающего концепцию построения эффективных программ комплексного развития муниципального образования, так как стратегическое планирование и его нормативно-правовая база не в полной мере отражает сущность социально-экономического развития во всех ее проявлениях.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения 24.11.2022).
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 24.11.2023).
  3. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 24.11.2023).
  4. Голованова C. П., Боровая Е. О. Нормативно-правовые основы комплексного социально-экономического развития муниципального образования // Политика, экономика и инновации. 2019. № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, стратегическое планирование, комплексное социально-экономическое развитие, муниципальное образование, нормативно-правовая база, нормативно-правовое регулирование, социально-экономическое развитие, местное значение, полная мера.


Ключевые слова

правовые основы, нормативно-правовое регулирование, комплексное социально-экономическое развитие, институт органов местного самоуправления, институт социально-экономического развития

Похожие статьи

Задать вопрос