Позиция гражданского общества во взаимосвязи с уровнем развития поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Ханты-Мансийском автономном округе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.11.2023

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Грицкевич, Н. Н. Позиция гражданского общества во взаимосвязи с уровнем развития поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Ханты-Мансийском автономном округе / Н. Н. Грицкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 282-290. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108144/ (дата обращения: 20.05.2024).



Одним из основных элементов гражданского общества автономного округа, регулируемого законодательством и создающего значимые экономические, социальные и бюджетные эффекты, сегодня выступает предпринимательство (как правило, это сектор малого и среднего предпринимательства, индивидуальные предприниматели и самозанятые), при этом срез социально-ориентированного предпринимательства в регионе широко представлен и дополнительно стимулируется государством, как потенциально приоритетный в новых экономических реалиях.

В настоящее время в автономном округе ведется масштабная работа по стимулированию развития молодежного и социального предпринимательства, в том числе путем разработки и реализации мер государственной поддержки (Фонд развития предпринимательства Югры). Запланирована разработка новых мер поддержки, например, для тех в виде менторства и тренингов для субъектов социального и молодежного предпринимательства, которые прекратили свою деятельность в течении 2 лет с момента открытия для того, чтобы минимизировать риски «страха провала предпринимательских начал».

Обеспечена работа по формированию новых рыночных ниш (с высоким социальным спросом услуг, а также наиболее высокотехнологичных).

Это важно для формирования права преимущественного положения предпринимателей при разработке и утверждению новых порядков и стандартов отрасли и получения высокого маржинального дохода за счет новизны и уникальности товара.

Обеспечение грамотной приоритизации, например, за счет ранжирования технологий, планируемых к развитию, или рынков, на которых стоит занять нишу по социальным услугам будет способствовать развитию новых ниш.

Со стороны исполнительных органов и институтов поддержки предпринимательства автономного округа, также планируется предусмотреть разумные права и обязанности, правила апробации для новых ниш.

Основными акторами взаимодействия в сфере социального и молодежного предпринимательства автономного округа сегодня выступают:

субъекты малого и среднего предпринимательства, которые ведут деятельность на территории автономного округа и зарегистрированы в качестве социальных предприятий;

субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в социальной сфере на территории региона;

осуществляющие деятельность на территории региона индивидуальные предприниматели (в возрасте до 35 лет), физические лица в — учредители юридических лиц — субъектов малого и среднего предпринимательства (в возрасте до 35 лет);

самозанятые граждане в социальной сфере — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и осуществляющие деятельность в сферах экономики автономного округа;

региональные исполнительные органы власти и органы местного самоуправления;

регионального значения автономные некоммерческие организации и институты поддержки предпринимательства;

образовательные учреждения высшего образования, развивающие экосистему предпринимательства.

По итогам 2022 года Ханты-Мансийский автономный округ — Югра вновь занял лидирующие позиции (удерживая их пятый год подряд) в Рейтинге субъектов Российской Федерации, демонстрирующем результаты реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее также — Рейтинг СОНКО) и социального предпринимательства, который ежегодно проводится Министерством экономического развития Российской Федерации. Количество набранных по результатам Рейтинга автономным округом баллов ежегодно повышается. Всего за предшествующий пятилетний период внедрения рейтинга (2017–2021 годы) этот рост составил 16 % (с 42,84 % 2017 года до 58,62 % в 2021 году), в том числе за счет максимальной доли муниципальных образований, реализующих программы (подпрограммы) развития и поддержки СОНКО и социального предпринимательства.

Автономный округ вошел в Топ-5 регионов по уровню и качеству развития некоммерческого сектора его потенциала и возможностей по результатам Регионального рейтинга третьего сектора «Регион-НКО» Общественной палаты России и занял вторую позицию, уступив только городу Москве (результаты представлены ниже на рисунке 1). Число зарегистрированных некоммерческих организаций в 2022 году увеличилось на 50 единиц по сравнению с 2021 годом и составило 2522 организации, возросло и количество СОНКО, имеющих статус исполнителя общественно полезных услуг (далее — ИОПУ), по итогам 2022 года таких организаций 54, что на 7 организаций больше, чем в 2021 году.

В автономном округе активно осуществляется реализация эффективной практики поддержки СОНКО, реализующих социально значимые проекты посредствам предоставления грантов Губернатора автономного округа. Отличительной особенностью конкурса на предоставление грантов Губернатора автономного округа в 2022 году стало введение 4 специальных направлений: поддержка инфраструктуры развития некоммерческого сектора; культура и искусство; #ЮграМакеевка; «Мы вместе».

Результаты ТОП-10 Регионального рейтинга третьего сектора «Регион-НКО» в 2022 году //источник https://raex-rr.com/NKO/Region-nko/Region-nko/2022/

Рис. 1. Результаты ТОП-10 Регионального рейтинга третьего сектора «Регион-НКО» в 2022 году //источник https://raex-rr.com/NKO/Region-nko/Region-nko/2022/

В 2022 году поддержку на реализацию социально значимых проектов в форме грантов Губернатора автономного округа на развитие гражданского общества получили: 157 проектов СОНКО, сумма грантов составила 205,46 млн рублей (в 2021 году 144 проекта СОНКО на 152,03 млн рублей); 259 проектов физических лиц на 85,2 млн рублей (в 2021 году 149 проектов физических лиц на 30 млн рублей).

Грантовую поддержку Президента Российской Федерации на конкурсной основе получили 56 СОНКО автономного округа на общую сумму 94,2 млн рублей (в 2021 году — 66 СОНКО на общую сумму 61,4 млн рублей).

Гранты Президентского фонда культурных инициатив для реализации социально значимых инициатив получили проекты 38 организаций на сумму 26,7 млн рублей.

В 2022 году по итогам ежегодной премии Губернатора автономного округа «За вклад в развитие территориального маркетинга и брендинга Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» награждены 7 лауреатов, проявивших себя в создании и продвижении брендов автономного округа, деятельности в области экспоиндустрии, разработке программ местного маркетинга, деятельности в области пространственного развития территорий, на общую сумму 1,05 млн рублей.

За прошедший год проведено более 594 консультаций для СОНКО, добровольцев (волонтеров) и гражданских активистов, осуществляющих деятельность в автономном округе по вопросам грантовой поддержки, а также управления некоммерческими организациями, 56 просветительских мероприятий в онлайн и оффлайн-форматах.

Одним из институтов развития гражданского общества — Центром инициативного бюджетирования Югры, созданным на базе Автономного учреждения автономного округа «Центр «Открытый регион», в 2022 году организованы общественные обсуждения жителями региона проекта Стратегии — 2050 и плана мероприятий по ее реализации. В период общественного обсуждения Стратегии — 2050 и плана мероприятий по ее реализации были проведены более 600 консультаций для граждан, представителей органов власти и общественных объединений, в том числе посредством курсов повышения квалификации, в которых приняли участие более 200 слушателей.

В рамках ежегодно проводимого регионального конкурса инициативного бюджетирования в электронной форме в региональной информационной системе управления проектами инициативного бюджетирования (https://isib.myopenugra.ru) муниципальными образованиями автономного округа в 2022 году представлены 120 проектов (в 2021 году 100 проектов), поддержку которым выразили 240 тыс. жителей региона. отмечен рост на 87,5 % активности граждан при поддержке инициативных проектов в 2022 году к предшествующему периоду. В результате было поддержано 68 инициативных проектов на общую сумму 218,2 млн рублей.

В автономном округе с целью повышения устойчивости некоммерческого сектора за счет долгосрочного источника финансирования из внебюджетных средств и эффективного отражения вклада крупного бизнеса и рядовых граждан в развитие человеческого потенциала, осуществляет деятельность Фонд «Югра эндаумент». В 2022 году сформирован один целевой капитал «Гражданская инициатива» на сумму 5,0 млн рублей.

Успешно действует в регионе цифровая платформа-сервис «Единый личный кабинет активиста — ЕЛКА» (https://elkanko.ru/) (далее — сервис ЕЛКА, цифровая платформа), с проверенной информацией о некоммерческом секторе, включая реестры получателей поддержки, оказываемой исполнительными органами автономного округа и органами местного самоуправления. Цифровая платформа ЕЛКА агрегирует информацию о деятельности региональных СОНКО, добровольческих объединений и гражданских активистов из открытых источников, и формирует на ее основе открытую базу данных. Кроме того, на сервисе ЕЛКА действует раздел «Аналитика», который позволяет раскрыть меры поддержки, предоставляемые органами местного самоуправления автономного округа, в том числе конкурсы на предоставление субсидий и грантов, имущественной поддержке.

Ранее созданные в регионе условия для развития некоммерческого сектора, меры поддержки СОНКО и социальных предприятий, обеспечивают реализацию гражданами и организациями проектов, направленных на повышение качества жизни различных групп населения (пенсионеров, граждан с ограниченными возможностями здоровья, семей с детьми в целях повышения коммуникативного потенциала, реабилитации, обеспечения равного доступа к занятиям физической культурой и спортом у людей с инвалидностью, создание современных и комфортных условий гражданам, которым необходима поддержка и забота). Вариативность действующих мер поддержки, в том числе финансовой и образовательной позволяют формировать устойчивую деятельность организаций, лидеры социальных проектов заинтересованы в повышении компетенций, упаковке проекта и масштабировании своей идеи. Образовательные программы позволяют не просто повысить профессиональный уровень, а помогают организациям становиться более «гибкими», существенно повысить эффективность использования собственных ресурсов, расширить спектр оказываемых услуг.

Кроме того в 2022 году на исполнение негосударственным организациям передано 56 услуг, услугами негосударственных поставщиков воспользовались около 200,0 тыс. югорчан, в том числе 20,4 тыс. человек социальными услугами (которые оказывают 165 негосударственных организаций), 23,7 тыс. человек в сфере образования (37 негосударственных поставщиков), 36,5 в сфере здравоохранения (10 негосударственных поставщиков). На оказание услуг в социальной сфере негосударственным поставщикам ежегодно передается более 2,5 млрд. рублей.

Регион активно продолжает развивать такой перспективный механизм финансирования, как персонифицированное финансирование — предоставление гражданам сертификатов на оплату услуг, на начало 2023 года 15 услуг реализуется через сертификаты (12 в социальном обслуживании, 2 в образовании, 1 в туризме). В 2022 году Депсоцразвития Югры внедрен новый сертификат в сфере социального обслуживания — сертификат на оплату услуг по оказанию помощи семьям для разрешения конфликтных ситуаций по технологии медиации, Деппромышленности Югры внедрен социальный сертификат — для учащихся 5–9 классов общеобразовательных организаций автономного округа на путешествие по региону с целью развития туристского потенциала Российской Федерации.

Ежегодно растёт доля негосударственных поставщиков в общем количестве поставщиков услуг социальной сферы автономного округа, (включённых в реестр поставщиков), так в 2022 году она достигла 46,7 % (2,11 тыс. негосударственных поставщиков), что на 5,2 % больше, чем в 2021 году (1,83 тыс. негосударственных поставщиков — 41,5 %). Доля средств бюджета автономного округа, выделяемых негосударственным организациям, в том числе СОНКО, составила 15,6 % (2021 году — 15,3 %)

Результаты 2022 года еще раз продемонстрировали доступность для населения и качество принимаемых мер поддержки органами власти автономного округа, которые обеспечили рост качества и доступности услуг в социальной сфере, рост уровня экономической устойчивости некоммерческого сектора.

Опираясь на ранее проведенные исследования, наиболее успешный в стране опыт автономного округа по развитию гражданского общества, а также результаты научно-исследовательской работы обосновывающих материалов к Стратегии — 2050 [14] можно заключить следующее:

во первых, уровень креативности населения по-прежнему достаточно высок, особенно проживающих на территории «второй фронтирной зоны» автономного округа с концентрацией научных, культурно-досуговых центров, в том числе пилотных городских агломераций: крупной Сургутской и Нижневартовской, а также в городской агломерации Большой Ханты-Мансийск (где по принципу столичности, сосредоточены федеральные, территориальные и региональные структуры, а сама столица автономного округа среди населения именуется как «Город белых воротничков»);

во вторых, креативный (творческий) человек в своей деятельности руководствующийся нестандартными подходами и решениям к даже обычным профессиональным задачам, встречая определенное сопротивление на начальном этапе или и далее, тем ни менее продолжает двигаться к намеченной и порой только ему одному видимой цели, опытным путем доказывая, в первую очередь самому себе, а потом и всем не поддержавшим его инициатив (на начальном этапе), что такое нестандартное решение многократно эффективнее и выгоднее либо по ресурсам, либо по иным компонентам. Такой энтузиазм и рвение, дойти до результата присущ именно творческим, креативным индивидам (часто абстрагированным от общественного мнения, замкнутым на определенной идее). Поэтому является закономерным теоретическое предположение о том, что наиболее активное гражданское общество и формируют креативные личности, имеющие представление о будущем и то самое видение будущего, еще до того как наступит результат их непривычных для окружающих действий. Такое предположение доказывается весомыми практическими результатами.

С момента «реорганизации» Министерства регионального развития Российской Федерации и его подведомственных структур полномочия частично отошли в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее — Комитет) представлен преимущественно не научным сообществом, а государственными служащими, выполняющими заданный функционал, при отсутствии научной деятельности.

Так как к ведению Комитета относятся вопросы законодательного обеспечения (федеративного устройства; государственной национальной и региональной политики; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти; изменения границ между регионами; принятия нового региона или его образование; общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; выборов в региональные и федеральные органы государственной власти.

Что подтверждается, в том числе перечнем основных задач Экспертного совета Комитета, осуществляющего:

экспертно-правовую оценку законодательства;

экспертную оценку тенденций политического и социально-экономического развития регионов;

мониторинг реализации принятых Федеральных законов;

мониторинг регионального законодательства на предмет своевременности принятия законодательных;

оценку эффективности и результативности Федеральных целевых программ и региональных программ;

выработку рекомендаций и предложений по совершенствованию федеративных отношений, реализации государственной национальной политики.

В этот же период просуществовавшее ровно 100 лет Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Совет по изучению производительных сил» (далее — СОПС), которое было некогда оплотом регионоведения и осуществляло львиную долю научных региональных изысканий и исследований по заказу Минэкономразвития России (и ранее существовавшего но расформированного Министерства регионального развития Российской Федерации), в части регионального развития страны, было реорганизовано, а по сути, расформировано (закрыто) в 2015 году. СОПС, созданный в 1930 году на базе, основанной в 1915 году академиком В. В. Вернадским «Комиссии по изучению естественных производительных сил» (далее КЕПС) до последнего момента его закрытия представлял собой чуть ли не единственный в стране такой крупномасштабный союз «независимых ученых» из числа академиков, докторов и кандидатов наук, аспирантов и молодых соискателей на звание ученой степени, всех без исключения отраслей и направлений социально-экономического развития, совместно проводивших глубокие научные изыскания и региональные исследования.

Основными научными достижениями в области развития региональной экономики деятельности КЕПС стали участие в разработке плана ГОЭЛРО и плана I пятилетки (исследования, положенные в основу плана ГОЭЛРО, были проведены отдел энергетики КЕПС, созданном в 1916 году, который позже трансформировался в Энергетический институт АН СССР. Кроме того, наиболее известные в советское время и на постсоветском пространстве направления работы СОПС, включающие крупные НИР:

разработка генеральных схем развития и размещения производительных сил СССР на перспективные периоды;

разработка Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

разработка Концепция инвестиционного мега-проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный;

разработка Модели Стратегии долговременного развития российского морепользования;

подготовка научно-исследовательской работы «Территориальные особенности взаимодействия России со странами СНГ»;

подготовка научно-исследовательской работы «Реформирование системы государственного регулирования пространственного развития. Федеральная и субфедеральная региональная политика».

подготовка научно-исследовательской работы «Моделирование пространственного социально-экономического развития Российской Федерации, разработка прогнозов социально-экономического развития в разрезе макрорегионов страны» и многое другое.

С его закрытием, можно сказать ушла эпоха развития региональной экономики как обособленной научной дисциплины.

Теоретически обосновав указанную выше связь между этими категориями, осмелюсь предположить, что степень креативности общества (уровень креативности региона) не только способствует, но и прямо пропорциональна уровню активности гражданского общества этого региона.

Рассматривая категорию креативности как творческий, научный потенциал, обнаруживаем наибольшую базу по степени концентрации знаниевой экономики, науки и инноваций в крупных и крупнейших городских агломерациях. Это так же подтверждает и принятая Федеральная Концепция развития творческих (креативных) индустрий в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года [8].

В целях определения регионального среза креативности и уровня гражданской активности по степени взаимодействия власти и общества, обратимся к исследованию пилотной крупной Сургутской городской агломерации.

Во исполнение постановления Правительства автономного округа от 11.03.2022 № 89-п «О типовой форме соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в целях развития агломерации» заключено Соглашение от 12.10.2022 № 01–12–899/2 «О взаимодействии органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в целях развития городской агломерации Сургут-Нефтеюганск. Уже подготовлен и проходит согласование «Сводный перечень межмуниципальных (агломерационных) проектов крупной городской агломерации Сургут-Нефтеюганск, сформированный на основании поступивших предложений от муниципальных образований, входящих в Агломерацию».

Однако наиболее примечательным, а отчасти подтверждающим выдвинутую автором работы теорию, является то, что именно уровень развития взаимоотношений между органами местного самоуправления и институтами гражданского общества, уровень развития некоммерческих организаций, в том числе социально-ориентированных в городе Сургуте, Сургутском районе и иных муниципальных образованиях, входящих в состав пилотной крупной Сургутской городской агломерации на порядок выше, чем в среднем по автономному округу.

Именно в городе Сургуте, признанном Стратегией-2050 в качестве регионального научного центра, отчасти создан и продолжает создаваться научно-инновационный оплот автономного округа и наиболее активно идет развитие гражданского общества, в том числе в рамках Сургутской городской агломерации.

Именно город Сургут и Сургутский район, часть территории которого вошла в состав крупной Сургутской городской агломерации заняли 1 места по оценке Лучших практик развития муниципальных образований, итоги конкурса подводились в рамках XХ Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: стратегии эпохи турбулентности» (далее — Форум) (01.11.2022 г. Санкт-Петербург), материалы представлены на официальном сайте Ресурсного центра по стратегическому планированию (https://stratplan.ru/135), в докладах глав города Сургута и Сургутского района.

При активном участии представителей СОНКО города Сургута и Сургутского района, Департаментом экономического развития автономного округа совместно с Фондом поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес» в рамках работы Югорского предпринимательского форума (https://бизнесфорумюгры.рф/) проведено заседание клуба «Муниципальный шеринг» (г. Ханты-Мансийск 01.12.2022). В ходе заседания клуба приняты решения по перспективам развития в автономном округе негосударственных поставщиков услуг социальной сферы посредством шеринга — социально-экономической модели, предполагающей совместное использование, владение, обмен ресурсами, практиками, имуществом для решения социально значимых вопросов, в условиях создания восьми агломераций автономного округа. Перечень городских агломераций утвержден основным целеполагающим документом стратегического планирования — Стратегией — 2050 года (пункт «Агломерационное развитие» раздела 6.2 «Основы пространственного развития. Стратегия пространственного развития Югры. Модель и пространственный каркас» [9].

Подтверждая результаты ранее проведенных исследований, особая правовая модель развития гражданского общества, а также наличие специфических особенности его взаимодействия с властью и влияние на процессы управления развития регионом в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре отличается своей исключительностью.

Во-первых, наличием полностью сформированного «цикла» нормативного правового сопровождения процесса развития гражданского общества, максимально обеспечивающего открытость и доступность управленческих решений власти для населения и бизнес-сообщества.

Во-вторых, посредством сохранения «самобытности» и специфических пространственных и социально-экономических условий развития территории автономного округа. Имея «добычную» (как один из 12 крупных минерально-сырьевых центров страны, в соответствии перечнем перспективных центров экономического роста субъектов Российской Федерации раздела IV приложения № 3 к Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года [15]) и одновременно высоко-инновационную специфику экономических хозяйственных отношений (наличие трудноизвлекаемых запасов нефти постоянно требующих разработки, апробации и внедрения новых, инновационных (отечественных) технологий добычи), в качестве «плодородной почвы» для поиска и взращивания талантов (креативных личностей).

В-третьих, северная климатически дискомфортная специфика развития территории автономного округа, сочетающаяся с большой протяженность пространства его территории, очаговым расселением и размещением производительных сил, обусловила преобладание вахтового метода освоения территории и высокий уровень урбанизации, когда свыше 85 % населения проживают в городах, при этом населенные пункты сельской местности попадают под категорию труднодоступных и удаленных, так из 194 населенных пунктов (16 городов, 24 поселка городского типа, 57 сельских поселений и 1 поселок, 45 сел, 51 деревня) более половины — 102 населенных пункта признаны таковыми (перечень утвержден законом автономного округа от 31.12.2004 № 101-оз «О перечнях труднодоступных и отдаленных местностей и территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, применяемых при проведении выборов».

Экономический потенциал (концентрация производственных мощностей) сосредоточен преимущественно в центральной и восточной частях территории автономного округа, где и сложились естественным путем одна крупная Сургутская городская агломерации, две городские агломерации — Нижневартовская и Большой Ханты-Мансийск, на остальной части территорий сложились и 5 агломерационных образований (численностью менее 100 тысяч населения).

Отчасти высокий уровень урбанизации (городское население более мобильно и открыто к принятию и распространению новых, в том числе научных знаний, творческих инициатив), в сочетании с потребностью крупных вертикально-интегрированных нефтегазодобывающих компаний внедрять новые инновационные технологии, и обеспечил имеющийся рост науки и инноваций в регионе. За которым последовало формирование и развитие «знаниевой» экономики, повышение роли креативного класса, а также развитие активного гражданского общества в целом.

Государственная программа «Развитие гражданского общества», как механизм реализации стратегии социально-экономического развития автономного округа реализуется с 2013 года (постановления Правительства автономного округа от 09.10.2013 № 412-п; от 31.10.2021 № 487-п; от 27.12.2021 № 598-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие гражданского общества»).

Начиная с 2014 года, деятельность по развитию гражданского общества регулировалась и контролировалась соответствующей Комиссией при Губернаторе автономного округа (как консультативного органа), в соответствии с постановлениями Губернатора автономного округа от 17.01.2014 № 5 и от 26.08.2016 № 104 (утратили силу).

С 2018 года и по настоящее время обеспечивается государственная поддержка в рамках постановления Губернатора автономного округа от 31.10.2018 № 108 в форме грантов, выделяемых на развитие гражданского общества и на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий, в том числе оператором грантов определен Фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры» [16, с. 1], сформирован координационный совет.

Начиная с 2021 года, в соответствии с Постановлением Думы автономного округа от 07.10.2021 № 7 обеспечена законодательная деятельность и основные полномочия Комитета Думы автономного округа по развитию гражданского общества и вопросам развития национальных и общественных объединений [17] (далее — Комитет).

Основные направления законодательной деятельности комитета:

защита прав и свобод человека и гражданина, развитие гражданского общества;

обеспечение общественного контроля;

решение межнациональных вопросов и защита прав национальных меньшинств;

добровольчество и патриотическое воспитание;

развитие национальных и общественных объединений и СОНКО;

информационное общество и средства массовой информации

проведение публичных мероприятий;

взаимодействие с региональными институтами гражданского общества;

«наделение органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа отдельными государственными полномочиями по вопросам законодательной деятельности Комитета» [17, с. 2].

Кроме того, ежегодно Общественной палатой Югры не только формируется и размещается на ее официальном сайте (https://ophmao.ru/dokumenty/), но и утверждается постановлением Думы автономного округа доклад о развитии гражданского общества, так например, по итогам 2022 Председатель Общественной палаты Югры Алсу Маганова представила ежегодный доклад за 2022 год на 18-ом заседании окружной Думы. Накануне доклад был рассмотрен на Комитете по развитию гражданского общества и вопросам развития национальных и общественных объединений Думы автономного округа.

Пул принятых в автономном округе законодательных актов обеспечил повышение уровня открытости органов власти и принимаемых ими решений.

Участие населения в государственном управлении регионом начинается с момента подготовки документов стратегического планирования (стратегии и плана по ее реализации, государственной программы, прогноза социально-экономического развития, бюджетного прогноза и схемы территориального планирования). Помимо сформированной на уровне Российской Федерации базы обеспечивающей активное вовлечение население в процесс принятия документов стратегического планирования в автономном округе этот процесс координируется специальным органом — Общественным советом по реализации Стратегии — 2050 при Губернаторе автономного округа (под ее председательством).

Литература:

  1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 16 декабря 2010 года № 229-оз «О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (ред. от 20.04.2023 № 26-оз)//электронный ресурс// https://ovmf2.consultant.ru//(дата обращения 07.11.2023).
  2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 19 ноября 2014 года № 96-оз «Об общественном контроле в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (ред. от 20.04.2023 № 26-оз) //электронный ресурс// https://ovmf2.consultant.ru//(дата обращения 12.11.2023).
  3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 17 октября 2018 года № 71-оз «О старостах сельских населенных пунктов в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (ред. от 21.11.2019 № 80-оз) //электронный ресурс// https://ovmf2.consultant.ru//(дата обращения 12.11.2023).
  4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 19 ноября 2014 года № 95-оз «О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (ред. от 27.10.2022 № 130-оз)//электронный ресурс// https://ovmf2.consultant.ru//(дата обращения 07.11.2023).
  5. Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27 июля 2020 года № 70-оз «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (ред. от 28.09.2023 № 79-оз) //электронный ресурс// https://ovmf2.consultant.ru//(дата обращения 12.11.2023).
  6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 31 октября 2021 года № 487-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие гражданского общества» (ред. от 13.10.2023 № 505-п) //электронный ресурс// https://ovmf2.consultant.ru//(дата обращения 07.11.2023).
  7. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27 декабря 2021 года № 598-п «О мерах по реализации Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие гражданского общества» (ред. от 13.10.2023 № 508-п) //электронный ресурс// https://ovmf2.consultant.ru//(дата обращения 07.11.2023).
  8. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 года № 2613-р «Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» //электронный ресурс// https://ovmf2.consultant.ru//(дата обращения 14.11.2023).
  9. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 3 ноября 2022 года № 679-рп «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года» //электронный ресурс// https://ovmf2.consultant.ru//(дата обращения 12.11.2023).
  10. Отчет «О результатах научно-исследовательской работы «Актуализация стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2030 года» Том 4 «Гражданское общество»// Подготовлен по заказу Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в рамках Государственного контракта № 23 от 5 июля 2021 года Государственным бюджетным учреждением «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан» совместно с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Югорский государственный университет»
  11. Пилясов Александр Николаевич, Колесникова Ольга Ивановна//Оценка творческого потенциала российских региональных сообществ//Вопросы экономики. — М., 2008. — № 9 //электронный ресурс// http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0349/analit01.php //(дата обращения 07.11.2023).
  12. Гриб Владислав Валерьевич «Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации»//тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.2002// Москва 2011.
  13. Ефремовой А. А., руководителя направления «Креативные индустрии» Консорциума Леонтьевский Центр — АV Group//Доклад (презентационный материал стр. 7)//по результатам круглого стола «Креативная экономика в стратегиях регионов и муниципалитетов: лучшая практика»//XX Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: Стратегия эпохи турбулентности», состоявшегося 31 октября — 1 ноября 2022 года в городе Санкт-Петербурге. //электронный ресурс// https://forumstrategov.ru/upload/documents/ %D0 %95 %D1 %84 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %BC %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0.pdf//(дата обращения 09.11.2023).
  14. Отчет о результатах научно-исследовательской работы «Актуализация стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2030 года» Том 20 «Формирование основ пространственного развития»// Подготовлен по заказу Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в рамках Государственного контракта № 23 от 05.07.2021 Государственным бюджетным учреждением «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан» совместно с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Югорский государственный университет» (дата обращения 19.11.2023)
  15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» (ред. от 30.09.2022 № 2877-р) //электронный ресурс// https://ovmf2.consultant.ru// (дата обращения 18.11.2023).
  16. Постановление Губернатора автономного округа от 31.10.2018 № 108 (ред. от 21.07.2022) «О грантах Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на развитие гражданского общества и реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий» (ред. от 30.08.2023 № 138) //электронный ресурс// https://ovmf2.consultant.ru// (дата обращения 17.11.2023)
  17. Постановление Думы автономного округа от 07.10.2021 № 7 «Об утверждении Положения о Комитете Думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по развитию гражданского общества и вопросам развития национальных и общественных объединений» //электронный ресурс// https://ovmf2.consultant.ru// (дата обращения 17.11.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): автономный округ, гражданское общество, Российская Федерация, Югра, местное самоуправление, развитие, социальная сфера, некоммерческий сектор, стратегическое планирование, Ханты-Мансийский автономный округ.


Похожие статьи

Задать вопрос