Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 26.11.2023

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Кожарина, Ю. А. Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации / Ю. А. Кожарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108125/ (дата обращения: 02.05.2024).



Встатье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей адаптации, выявлены факторы, влияющие на их возникновение. Приведены рекомендации к оптимизации адаптационного процесса.

Ключевые слова : социальная адаптация, дошкольная образовательная организация, трудности, дети, формы адаптации.

The article studies the essence of children's social adaptation to the conditions of a preschool educational organization. Based on the analysis of scientific publications, the essence of the construct being studied, the result of successful adaptation, is formulated. A set of problems and difficulties of adaptation is described, and factors influencing their occurrence are identified. Recommendations for optimizing the adaptation process are given.

Keywords: social adaptation, preschool educational organization, difficulties, children, forms of adaptation.

Одним из важнейших образовательных ориентиров дошкольной образовательной организации (ДОО) является «обеспечение всех факторов эмоционального благополучия детей» [3, c. 86], что подчеркивает необходимость педагогической деятельности по оптимизации процессов адаптации ребенка к условиям детского сада.

Ссылаясь на исследования Ю.Л Гончаровой и других ученых, мы определяем адаптацию к условиям ДОО как процесс «уравновешивания» личностных возможностей, потребностей, целей и ценностей индивида с условиями их реализации в конкретном социуме, одним из значимых результатов которого является «принятие индивидом социальной роли» и отсутствие «переживания конфликта со средой» [1, c. 89].

Адаптированный ребенок может рассматриваться как субъект образовательного процесса, который в достаточной мере приспособился к условиям жизнедеятельности в ДОО, принимающий и выполняющий нормы и правила взаимоотношений в малой группе, обладающий навыками самообслуживания и определенной эмоциональной саморегуляции, и способный к инициативности, активности, продуктивности в разных видах деятельности.

Проблемы и трудности социальной адаптации ребенка к условиям ДОО связаны с кардинальным изменением социальной ситуации развития, с появлением ряда требований и режимных моментов, включением большого количества детей-сверстников и значимых взрослых- воспитателей, постоянный контакт с детьми в новом, неизвестном пространстве детского сада. Для ребенка начинается важный этап социализации в группе детского сада, где необходимо приспособиться, интегрироваться в среду, занять в ней свое место и продолжить активное развитие с умением взаимодействовать, отстаивать свои интересы, конфликтовать и дружить со сверстниками и т. д.

Трудности в адаптации могут проявиться через комплекс психологических и поведенческих симптомов, и ряде невротических проявлений, наиболее частыми среди которых являются: страхи, проявления психологической регрессии к более ранним формам поведенческого и эмоционального реагирования, капризы, нарушения пищевого поведения, плохой сон).

Учеными выявлены и описаны три основные формы протекания процесса адаптации к условиям ДОО, связанные с показателями возможных нарушений в психофизиологические функционирования ребенка и срока стабилизации в норме и патологии. В таблице 1 приведена краткая характеристика данных форм адаптации.

Таблица 1

Название формы адаптации

Основные особенности ее протекания

Легкая форма адаптации (2–4 недели)

Существуют временные нарушения адаптации: сна, аппетита, повышена капризность, агрессия ребенка. Заболеваний нет. Стабилизация самочувствия и поведения происходит в течение 20 дней.

Средняя адаптация (20–40 дней)

Более длительные нарушения адаптации в эмоциональном и поведенческом проявлении, снижение аппетита, сна, двигательной и познавательной активности ребенка. Фиксируется заболеваемость ОРЗ. Ребенок приходит в норму за 30–35 дней.

Тяжелая адаптация (2–6 месяцев)

Фиксируются грубые нарушения адаптации. Отсутствие аппетита, нарушением режимов сна и отдыха, процессов личной гигиены, резкие перепады настроения и истерики ребенка. Частые болезни.

Мы проанализировали труды экспертов в области дошкольного воспитания и систематизировали основные факторы, оказывающие влияние на уровень трудностей адаптации, определяющие их длительность и степень тяжести для ребенка. К основным из них мы отнесли такие, как:

— недостаточный уровень развития социально-коммуникативных умений ребенка, обуславливающий трудности общения, включения в сеть коммуникации в новой социальной ситуации развития [2, c. 3];

— неготовность ребенка следовать режимным моментам в ДОО в связи с несоответствием домашнего распорядка дня и привычных действий ребенка и требований развивающей среды детского сада. Ребенок испытывает психологический и физический дискомфорт, нарушается ситуация равновесия между потребностями и возможностями ребенка и условиями жизни в саду;

— Отсутствие умений самообслуживания в соответствии с возрастными показателями. Так, уже к 3 годам ребенок должен уметь пользоваться горшком, салфеткой, полотенцем, расческой, держать ложку в правой руке и т. д. [9, с. 144)

Если данные навыки не сформированы — это станет причиной дезадаптации, психологического дискомфорта воспитанника, становления низкой самооценки, ощущения несоответствия требованиям коллектива, непринятия сверстников и т. д.

— воспитательный стиль родителей, который препятствует развитию самостоятельности ребенка. Так, в исследованиях Н. В. Моториной обосновано негативное влияние отношения «гиперпротекции» со стороны родительской фигуры на последующую успешность адаптации [4, c. 51]. По словам автора, такой стиль воспитания с «некритичным выполнением любых потребностей ребенка» [4, c. 51], недостаточной системой требований и отсутствием запретов. Дети растут на положении главной фигуры в доме, опыт адаптации к требованиям и правилам семейной системы, других микрогрупп отсутствует, а значит, не формируются значимые социально-психологические характеристики.

— нерегулярное посещение детского сада. Непоследовательное поведение родителей в тактике содействия адаптации ребенка, что способствует растягиванию приспособительного процесса, вносит дополнительные сложности для всех субъектов образовательного процесса.

— недостаточная профессиональная подготовка воспитателя к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей.

В качестве рекомендаций для оптимизации психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса в ДОУ можно использовать следующие положения:

— системность работы воспитателя и родителей для достижения положительного эмоционального настроя ребенка, его желания посещать детский сад;

— проявление уважения и чуткости на каждом этапе адаптации, демонстрация уважения к чувствам и потребностям ребенка. Создание атмосферы принятия через определенные «образовательные события», например, «утренний круг» с детьми в группе.

— Повышение педагогической компетентности родителей в рамках работы педагогического состава ДОО.

Подводя итоги работы, отметим, что трудности — это один из неотъемлемых компонентов адаптации, связанных с привыканием ребенка к стрессу. Однако тяжесть «проблемных проявлений» будет зависеть от ряда внешних и внутренних факторов социальной ситуации развития, уровня сформированности адаптационных механизмов, состояния здоровья ребенка, стиля воспитания в семье и профессионализма сотрудников ДОО.

Литература:

  1. Гончарова Ю. Л. Адаптация дошкольников к условиям детского сада как социально — педагогическая проблема / Ю. Л. Гончарова // Евразийский союз ученых. — 2014. — № 8–9. — С. 88–91.
  2. Дьяченко М. А. Процесс адаптации младших дошкольников к ДОО: классификация, особенности, основные проблемы / М. А. Дьяченко, А. Ю. Татаринцева // Академическая наука — проблемы и достижения: Материалы XXV международной научно-практической конференции, North Charleston, USA, 08–09 февраля 2021 года. — North Charleston, USA: Lulu Press Inc., 2021. — С. 45–49.
  3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. -М.: Мозаика-синтез, 2019. — c. 336
  4. Моторина Н. В. Исследование факторов, способствующих развитию тяжелой степени адаптации к условиям дошкольной образовательной организации у детей раннего возраста // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 3 (47). –С.51–52.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольная образовательная организация, ребенок, социальная ситуация развития, адаптационный процесс, образовательный процесс, стиль воспитания, форма адаптации.


Похожие статьи

Задать вопрос