Связь познавательных процессов младших школьников с уровнем мотивации учения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.11.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Ефременкова, В. В. Связь познавательных процессов младших школьников с уровнем мотивации учения / В. В. Ефременкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 488-491. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108025/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье представлены результаты особенностей познавательных процессов младших школьников с разным уровнем мотивации учения. Цель исследования — выявить взаимосвязь особенности познавательных процессов у младших школьников с разным уровнем мотивации. Выявлено, что у обучающихся с низким уровнем мотивации учения такие познавательные процессы как мышление, память и внимание развиваются хуже, чем у школьников с высоким или средним уровнем мотивации учения.

Ключевые слова: познавательные процессы, младший школьный возраст, мотивация учения.

The article presents the results of the peculiarities of cognitive processes of younger schoolchildren with different levels of learning motivation. At primary school age, students are faced with the dependence of cognitive processes on the motivation of learning. That is why it is important to study the level of motivation and create suitable conditions for increasing the level of motivation of teaching in younger schoolchildren, for which it is necessary to know the characteristics of primary school age students. Such a statement of the question requires determining the educational actions necessary for the successful implementation of cognitive processes, a program for their implementation on a specific educational material and a clear organization for their formation.

Keywords: features of cognitive processes, primary school age, motivation of learning.

Происходящие изменения в психологическом облике младшего школьника свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт в этом мире 3.

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребностей субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника, и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах. Сложность исследования мотивации обусловлена тем, что ученик побуждается к учению комплексом мотивов, которые не только обогащают взаимно, но и противостоят друг другу. Мотивация формируется, изменяется и перестраивается в процессе деятельности 6.

Поэтому перед учителями современной начальной школы стоит довольно важная задача понимания учебных мотивов младших школьников. Успешность учебной деятельности определяется мотивацией, которая оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса. А если учебные мотивы отсутствуют, то это, в свою очередь приводит к снижению успеваемости, деградации личности, и в конечном счете может привести в подростковом возрасте к правонарушениям 4.

Е. П. Ильин в одной из своих работ пишет: «учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является одной из главных целей в становлении личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии» 1, с. 22.

Исследование проводилось на базе общеобразовательного учреждения г. Белгорода, в нем приняло участие 30 учащихся 1 классов.

На начальном этапе нашего исследования мы изучили уровень мотивации учения у младших школьников с помощью опросника «Оценка школьной мотивации» Н. Г. Лускановой (рис. 1).

Распределение младших школьников по уровню учебной мотивации

Рис. 1. Распределение младших школьников по уровню учебной мотивации

По результатам проведенной методики мы выявили, что низкий уровень школьной мотивации выражен у 27 % респондентов, средний уровень мотивации — у 51 %, высокий уровень мотивации — у 22 %. Следовательно, результаты показывают, что у большинства опрошенных выражен средний уровень учебной мотивации.

После проведения второго этапа исследования по методикам Э. Ф. Замбацявичене и Д. Векслера «Повторение цифр» был выявлен уровень познавательного развития (рис. 2).

Распределение школьников в зависимости от уровня развития познавательных процессов

Рис. 2. Распределение школьников в зависимости от уровня развития познавательных процессов

По результатам проведенной методики не выявлено респондентов с высоким уровнем развития мышления; у 8 респондентов средний уровень развития мышления — 28 %; у 11 респондентов уровень развития мышления ниже среднего — 38 %; у 10 респондентов низкий уровень развития мышления — 34 %. В результате полученных результатов по уровню развития мышления показало, что у респондентов преобладает уровень ниже среднего и низкий.

Далее использовали Субтест 6 «Повторение цифр» из методики Д. Векслера. Методика состоит из двух частей. Первая часть направлена на определение объема памяти, во второй части предлагается проба на концентрацию внимания.

Из 29 респондентов — у 26 респондентов высокий уровень развития памяти — 90 % и у 20 респондентов высокий уровень развития внимания — 69 %; респондентов со средним уровнем развития памяти нет, а у 6 респондентов средний уровень развития внимания — 21 %; по 3 респондента с низким уровнем развития памяти и внимания — по 10 %.

Для проверки гипотезы о том, что младшие школьники с разным уровнем мотивации учения имеют особенности в познавательных процессах, а именно младшие школьники с высоким и средним уровнями мотивации учения проявляют значительную развитость познавательных процессов, в отличии от младших школьников с низким уровнем мотивации учения, которые имеют низкую заинтересованность в познавательном процессе, был применен корреляционный анализ на (рис. 3)

Корреляционная плеяда связи познавательных процессов и уровня мотивации учения

Рис. 3. Корреляционная плеяда связи познавательных процессов и уровня мотивации учения

Таким образом, проведение эмпирического исследования показало, что у респондентов прослеживается корреляционная связь между уровнем мотивации учения и уровнем развития памяти, тенденцию имеет связь между уровнем мотивации учения и уровнем развития мышления, а связь между уровнем мотивации учения и уровнем внимания не прослеживается.

Таким образом, от того, как педагог организует учебную деятельность, зависит развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов. Высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора.

Литература:

  1. Аткинсон, Дж. Теория о развитии мотивации/Дж. Аткинсон. Н., 2019. 231 с.
  2. Божович, Л. И. Психологическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. М.: Просвещение, 1979. 212 с.
  3. Бондаревский, В. Б., Иванов В. Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию/ В. Г. Бондаревский, В. Г. Иванов. М.: Просвещение, 2022. 144 с.
  4. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 2019. 254 с.
  5. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности/В. И. Ковалев. М., 2020. 193 с.
  6. Ильин П. Е. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И. Ю. Кулагина. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2023. 520 с.
  7. Левин, К. Динамическая психология/ Перевод с нем. и англ. Е. Патяевой, Д. Леонтьева. М.: Смысл, 2020. 572 с.
  8. Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации / В. Г. Леонтьев. Новосибирск: Изд. НГПИ, 2019. 216 с.
  9. Маклаева, Э. В. Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач / Э. В. Маклаева, Е. К. Дмитриева// Молодой ученый. 2017. № 14 (148). С. 629- 633.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень мотивации учения, уровень развития мышления, респондент, процесс, становление личности, уровень развития памяти, учебная деятельность, учебная мотивация, школьник, младший школьный возраст.


Похожие статьи

Задать вопрос