Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 20.11.2023

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Чебурахина, К. А. Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка / К. А. Чебурахина, О. И. Сторожева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 206-209. — URL: https://moluch.ru/archive/494/107961/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Ключевые слова: русский язык, урок, внимание, дидактическая игра, прием, младший школьный возраст.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 43) «обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы» [8].

Дополняет данную мысль норма, отраженная в профессиональном стандарте педагога: в трудовых действиях (в рамках трудовой функции 3.2.2 «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования») обозначена важность «формирования метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования» [5].

В этом же документе также отмечено, что учитель должен знать «законы развития личности и проявления личностных свойств , психологические законы периодизации и кризисов развития» (трудовая функция 3.1.3 «Развивающая деятельность», необходимые умения) [5].

Обучающийся сможет добросовестно осваивать образовательную программу, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания педагогов при условии, что психические процессы обучающихся развиты в соответствии с возрастом. Внимание — это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной и учебной деятельности.

Рассеянность у школьников проявляется в переключении внимания на предметы, явления или собственные мысли, которые не имеют отношения к занятиям в классе. Поэтому он допускает ошибки при письме (хотя часто знает правила), пропускает буквы, окончания, искажает смысл читаемых слов. Как правило, ребенок не замечает своих ошибок и с трудом обнаруживает их самостоятельно [1].

Актуальность проблемы развития внимания как одного из важных психических процессов обозначена и в Программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся. На ступени начального общего образования обозначены результаты их развития: «функционально-структурная сформированность учебной деятельности; произвольность восприятия, внимания , памяти, воображения». Это означает высокую успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию [4].

Реализация требований ФГОС НОО является важной задачей современной начальной школы. Данный документ содержит основные требования к результатам образовательной деятельности детей, которые обосновываются с позиции личностных, метапредметных и предметных результатов. Авторы исследования считают, что внимание как базовая психическая функция способствует достижению всех планируемых результатов, например: готовность обучающихся к саморазвитию (личностный результат); базовые логические и начальные исследовательские действия, работа с информацией, саморегуляция, самоконтроль (метапредметные результаты); освоение обучающимися в ходе изучения любого учебного предмета опыта деятельности, получение нового знания, его преобразование и применение (предметные результаты) [6].

Изучением развития внимания в течение многих десятков лет занимались и продолжают заниматься отечественные психологи (Н. Ф. Добрынин, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Ланге, Р. С. Немов и другие) и зарубежные исследователи (У. Джеймс, Дж. Милль, И. Ф. Гербарт, Д. Н. Узнадзе, Т. Рибо).

Актуальность процесса развития внимания младших школьников бесспорна. И особенно это важно на уроках русского языка в начальной школе. Как сделать урок русского языка любимым предметом для ребенка? Как сделать так, чтобы дети были внимательны на уроках русского языка? Исходя из этого, проблема исследования видится в поиске средств развития внимания у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.

Одним из наиболее распространенных средств, применяемых учителем на уроке в начальной школе, являются дидактические игры, дидактические упражнения и приемы. Поэтому одним из средств развития внимания детей младшего школьного возраста на уроках русского языка могут быть использованы дидактические игры и приемы.

Актуальность использования на уроках дидактических игр обозначена в нормативных документах. Так, в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» обозначено, что учитель должен уметь «реализовывать воспитательные возможности игровой деятельности ребенка» (трудовая функция 3.1.2 «Воспитательная деятельность», трудовые действия) [5].

В необходимых умениях трудовой функции 3.2.2 «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования» обозначено, что учитель должен уметь «ставить различные виды учебных задач, в том числе учебно-игровых , и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания» [5].

Актуальность использования приемов также прослеживается в ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах: учитель начальных классов должен «использовать различные методы и приемы обучения, а также должен знать методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам» [7].

В профессиональном стандарте педагога в перечне необходимых умений трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования» определено, что учитель начальных классов должен уметь «использовать разнообразные формы, приемы , методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования» [5].

В перечне необходимых знаний трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования» обозначено, что учитель должен владеть «методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному» [5].

Проблема развития внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка изучалась авторами в рамках курсового и дипломного исследований. Рассмотрим основные результаты.

На сегодняшний день в понятие внимание вкладывается совершенно различное содержание и поэтому ему даются разные определения. Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием . По мнению С. Л. Рубинштейна внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Р. С. Немов определяет внимание как процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Н. Ф. Добрынин определяет внимание следующим образом. «Сущность внимания состоит в избирательном характере психической деятельности. Мы никогда не воспринимаем всего, что на нас воздействует, а только что-то, никогда не думаем обо всем сразу, а только о чем-то».

Классификацию внимания выделяли разные ученые. У. Джеймс делит внимание по произвольности (пассивное, активное и произвольное), по направленности (чувственное и интеллектуальное), по способу связи акта внимания с мотивационным состоянием (непосредственное и опосредованное). Н. Н. Ланге предлагает следующую классификацию видов внимания: рефлексивное, инстинктивное, волевое. Н. Ф. Добрынин выделяет три уровня развития внимания: непроизвольный, произвольный и послепроизвольный.

Внимание – это способность человека сосредоточить сознание на каком-либо предмете или явлении. Внимание можно сравнивать с лучом света. Этот луч света может быть сильным и слабым, узким и широким, устойчивым и колеблющимся, управляемым и не очень. На научном языке перечисленные характеристики называются свойствами внимания и описывают психологическую сущность этого процесса: устойчивость, сосредоточенность, концентрация, объем, распределение, переключение [9].

Изучая исследования Б. С. Волкова, Л. С. Выготского, обобщим особенности развития внимания в младшем школьном возрасте : слабость произвольного внимания, непроизвольное внимание развито значительно лучше; объем внимания младших школьников значительно меньше, чем у взрослого человека; распределение внимания — слабое; небольшая устойчивость внимания; отключение или переключение внимания спасает ребенка от переутомления; чаще не умеют управлять своим вниманием и т. д.

Для того, чтобы внимание младших школьников действительно работало на ученика, его нужно регулярно и занимательно тренировать. Выделим средства развития внимания младших школьников именно на уроках русского языка: самодиктант; словарный, предупредительный и выборочный диктанты; приём обнаружения ошибок в тексте; корректурные упражнения; минутки чистописания и другие. Наиболее универсальным и эффективным средством обучения детей младшего школьного возраста, используемым на уроках русского языка, являются дидактические игры и приемы.

В педагогическом терминологическом словаре дается следующее понятие дидактических игр –это «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры» [4]. Основными структурными компонентами дидактической игры (по мнению Н. С. Авиловой) являются игровой замысел, игровые правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры

Умение привлечь и удержать внимание обучающихся на уроках русского языка –это, несомненно, одно из важных профессиональных качеств преподавателя. Поэтому, немаловажно и применение приемов в привлечении и развитии внимания обучающихся на уроках русского языка.

Приём обучения (обучающий приём) –это кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

Карпова И. А. предлагает приемы для удержания внимания обучающихся на уроках: голосовая и эмоциональная модуляция, модуляция темпа речи, «провалы памяти» (учитель якобы забывание достаточно очевидных для класса дат, имен, терминов, названий — с просьбой помочь вспомнить), жестикуляция, риторические и контрольные вопросы, эстафета (учитель начинает пересказ материала, затем передает эстафету пересказа одному из учеников, тот по команде — следующему слушателю), эхо (учитель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого ученика повторить последнее предложение без искажений: «как эхо»). Голянд О. Г. предлагает следующие приемы развития внимания детей на уроках русского языка: интригующее вступление (например, появление литературного героя или волшебного письма), поставить привлекательную цель, предложить нестандартные вопросы; использовать необычные реплики и другие.

В рамках исследования была спланирована и организована входная диагностика внимания обучающихся 3 класса МАОУ СОШ № 24 п. Сосновка. Для определения уровня развития внимания были подобраны методики, позволяющие определить каждое его свойство. Для определения уровня развития объема внимания — Методика «Запомни и расставь точки» (Немов Р.С); устойчивости и переключения — «Корректурная проба» (Бурдон Б.); переключения и распределения — методика Тихомировой Л. Ф. «Поставь значки» (видоизмененная методика Р. С. Немова); концентрации — тест Г. Мюнстерберга.

Согласно обобщенным результатам входной диагностики в 3 классе преобладает высокий уровень развития внимания. Средний уровень внимания отмечен только у одного ученика. Результатов, соответствующих уровням «самый высокий» и «низкий» не выявлено. У большинства детей 3 класса отмечен очень высокий уровень развития устойчивости внимания. На высоком уровне у обучающихся класса развиты переключение, распределение и объем внимания (обучающиеся могу одновременно выполнять несколько видов деятельности, быстро переключаться с одного дела на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание). Менее всего у детей 3 класса школы № 24 в п. Сосновка развита концентрация внимания. По результатам входной диагностики выделен один ребенок с наиболее низкими показателями большинства свойств внимания.

Поученные результаты были учтены в дальнейшей педагогической деятельности: были разработаны и реализованы технологические карты уроков русского языка в начальной школе с использованием дидактических игр и приемов, направленных на развитие внимания обучающихся.

Развитие концентрации отрабатывалось на уроках русского языка в 3 классе посредством дидактических игр: «Определи родственные слова», «6 вопросов», «Четвертый лишний» и приема «Кто меня слышит?»; развитие объема внимания — посредством дидактических игр «Исправь ошибку», «Придумай слово»; устойчивости внимания — «Путаница»; переключения — «Одушевленное-неодушевленное», «Ванька-встанька», «Много — один» и др.

По завершении реализации всех уроков русского языка в рамках исследования была организована повторная диагностика внимания обучающихся. Сравнивая результаты двух методик, отметим, что у всех обучающихся в разной степени, но наблюдается динамика в развитии отдельных свойств внимания: у одного ребенка улучшились результаты переключения и концентрации; у двух других — объёма и концентрации; еще один ребенок улучшил показатели объема, переключения и концентрации. В связи с чем, полученные результаты исследования позволяют утверждать, что используемые в рамках педагогической деятельности в 3 классе МАОУ СОШ № 24 п. Сосновка, дидактические игры и приёмы действительно влияют на развитие свойств внимания у младших школьников.

По завершении исследования выделим возможности дидактических игр и приемов на уроках русского языка в развитии внимания детей младшего школьного возраста:

– для младшего школьника на первый план выступают различные игры с правилами и дидактические игры, именно такие игры позволяют обучающимся учиться, развивать внимание, развивать умение сосредотачиваться, то есть развиваются именно те навыки, которые необходимы для обучения,

– увлекательный наглядный материал в дидактической игре способствует привлечению и развитию внимания каждого ученика,

– благодаря дидактическим играм удаётся сконцентрировать и привлечь внимание даже у самых несобранных учеников,

– приемы на развитие внимания можно использовать «здесь и сейчас», в любой части любого урока,

– приемы дают время успокоиться ученикам и обратить внимание на педагога (пауза в середине обращения к ученикам создает интригу, что ведет к активизации и развитию внимания, а также повышению интереса к объясняемому материалу).

Литература:

  1. Доля, А. С. Проблемы активизации внимания у младших школьников на уроках в психолого-педагогической литературе / А. С. Доля. — Текст: электронный // Психология и педагогика: [сайт]. — 2021. — URL: https://www.art-talant.org/publikacii/41244-problemy-aktivizacii-vnimaniya-u-mladshih-shkolynikov-na-urokah-v-psihologo-pedagogicheskoy-literature (дата обращения: 25.12.2021).
  2. Лазаренко, В. О. Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе / В. О. Лазаренко. — Текст: электронный. — 2019. — URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2019/06/19/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-ispolzovanie (дата обращения: 10.02.2022).
  3. Педагогический терминологический словарь. — Текст: электронный. — Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006. — URL: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 08.09.2022).
  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. [Электронный ресурс]. — URL.: https://sch1420uv.mskobr.ru/files/Obrazovanie/FGOS/2_soderzattelniy_razdel.pdf
  5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18.10.2013 N544н. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultantru/document/consdocLAW 61798/ (дата обращения: 24.12.2022).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31 мая 2021 года]. — Екатеринбург: Ажур, 2021. — 42 с. — ISBN 978–5–09–043426–3. — Текст: непосредственный.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 года]. — URL: https://base.garant.ru/70809794/21a69d564a3ae054d908867940facd2e/ (дата обращения: 18.11.2022).
  8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273–ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. — Екатеринбург: Ажур, 2013. — 169 с. — Текст: непосредственный.
  9. Черемошкина, Л. В. Как развивать внимание и память ребенка: учебник / Л. В. Черемошкина. — Москва:Юрайт, 2023. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/book/kak-razvivat-vnimanie-i-pamyat-rebenka-516961 (дата обращения: 29.03.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, внимание, младший школьный возраст, педагогическая деятельность, прием, трудовая функция, урок, игра, начальное общее образование, начальная школа.


Похожие статьи

Задать вопрос