Повышение мотивации обучающихся на уроках немецкого языка посредством использования средств визуализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 17.11.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Ткачев, Д. А. Повышение мотивации обучающихся на уроках немецкого языка посредством использования средств визуализации / Д. А. Ткачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 429-432. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107910/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье раскрывается содержание технологии визуализации учебной информации, в том числе с помощью применения цифровых технологий. Представлены примеры использования средств визуализации. Целью данной статьи является выявление потенциала использования приемов визуализации в качестве учебного материала для повышения мотивации обучающихся на занятиях по немецкому языку.

Ключевые слова : наглядность, визуализация, немецкий язык, учебный процесс, познавательный интерес, мотивация.

На современном этапе обучения все чаще поднимается вопрос о внедрении новых методов преподавания в школе, нового подхода к процессу обучения на уроке. В настоящее время, когда стремительное развитие технологий и потребность в общении без границ является мотивацией к изучению новых языков, такой предмет как «иностранный язык» становится все более интересен обучающимся, однако необходимо использовать новые методы и приемы обучения, которые в большей степени влияли на мотивацию обучающихся к непрерывному изучению иностранного языка.

Основополагающим принципом обучения является принцип наглядности, или же визуализации. Активный интерес к визуальным методам преподавания с каждым годом только увеличивается, потому что у обучающихся наблюдается снижение мотивации к обучению иностранному языку, большая часть материала представлена текстовым видом и сложна для восприятия. Благодаря использованию методов визуализации, учитель имеет возможность повысить мотивацию ребенка на участие в процессе обучения.

Л. В. Черкасова считает, что визуализация представляет собой процесс трансформации любого материала в ту форму, которая позволяет наилучшим образом воспринять информацию через визуальный (зрительный) контакт [4]. Исследователь Е. В. Винничек говорит, что визуализация представляет собой процесс «свертывания» тех или иных мыслей из абстрактных форм в более понятный, графический образ [1]. При этом, по словам автора, становится ясным то, что понятия «визуализация» и «наглядность» не являются синонимами. Так, «визуализация» означает процесс восприятия и последующего рождения мысли из внутреннего создания (иными словами, графическая информация возникает после полного осмысления человеком информации из устного или письменного вида). «Наглядность» представляет собой просто готовый графический образ, который был задан внешним источником, а не осмыслен самостоятельно человеком.

Обратим внимание на различные виды техник, которые могут применяться для осуществления визуализации учебной информации в образовательном процессе. Существует четыре наиболее популярных и часто применяемых технологии представления информации любого вида в более понятном виде: таймлайн, ментальная карта, скрайбинг, инфографика [2].

На современном этапе развития в нашу жизнь все больше проникает цифровизация, потому что использование компьютерных средств и технологий позволяет значительно облегчить те или иные процессы. Соответственно, в образовании использование новых и передовых технологий является актуальным, так как цифровым становится не столько организация образования, сколько его содержание, потому что в школах все чаще используют компьютеры, в которых содержится большое количество информации, в том числе и некоторые учебные материалы. В соответствии с этим, могут использоваться компьютерные и цифровые технологии в качестве средства визуализации учебной информации [3].

Так, например, существует несколько программ, а также их веб-версии для того, чтобы онлайн создавать ментальные карты, например — Xmind. Coggle.

В качестве наиболее понятного средства визуализации учебного материала является непосредственное использование аудиовизуальных средств обучения, такие как видеоролики в образовательном процессе. Например, можно использовать такой ресурс, как Кlassika knigi. В данном сервисе содержится большое количество видео-уроков по немецкому языку для начинающих его изучать. Имеются также такие разделы, помимо видео, как аудио-словарь немецкого языка и аудио-самоучитель немецкого языка. В видеоряде сервиса происходит написание фразы или выражения на русском языке, затем информация озвучивается и прописывается с точным расставлением акцентов и интонаций. Соответственно, обучающийся, просматривая данный аудиовизуальный ряд может научиться правильно произносить немецкие слова, а также запоминать лексический материал на двух языках — родном и немецком

Одним из качественных и наиболее содержательных источников для обучения немецкому языку в образовательных учреждениях является применение веб-версии сайта института имени Гёте, созданный учреждением культуры Федеративной Республики Германии. Цель ресурса — популяризировать немецкий язык на международном уровне.

На официальном сайте Гёте-института располагаются различного рода материалы для изучения немецкого языка как за рубежом, так и в России. Сайт предлагает материалы для самостоятельного освоения немецкого языка. Например, есть возможность дома и онлайн выполнять рекомендации и упражнения педагогов для совершенствования своего языкового уровня. На данном сервисе есть раздел для учителей немецкого языка, на котором представлены разработки уроков и заданий для различных возрастов.

Необходимо отметить, что на сайте есть раздел, который предназначен для демонстрации кино для детей и подростков (ссылка: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/sta/mos/bib/nfo/21601059.html).

В педагогической практике было использовано несколько видов визуализации учебной информации. Задания использовались с обучающимися 5 класса.

Так, например, перед началом основой части занятия по немецкому языку была произведена разминка речевого аппарата, где в качестве средства визуализации применялась следующая картинка (рис. 1):

Материал для организационного этапа урока

Рис. 1. Материал для организационного этапа урока

В рамках темы «Computersucht» / «Компьютерная зависимость» было использовано видео, которое позволило углубить представления обучающихся по теме. Видео составлено специально для учеников, которые только начали изучать немецкий язык, поэтому в видео речь медленная и четкая. Ссылка на видео: https://clck.ru/atBW9.

В продолжении темы «Computersucht» / «Компьютерная зависимость» было применено упражнение из сервиса LearningApps (ссылка: https://learningapps.org/display?v=pxemc78rt22). Интерфейс отражен на рис. 2.

Интерфейс задания с помощью визуального средства

Рис. 2. Интерфейс задания с помощью визуального средства

Суть упражнения заключается в том, что обучающимся необходимо соотнести картинку с выражением на немецком языке и расставить негативные и положительные стороны применения социальных сетей в повседневной жизни.

В рамках изучения грамматического материала по немецкому языку с обучающимися была разработана ментальная карта по спряжению немецких глаголов в настоящем времени. Пример карты отражен на рис. 3.

Ментальная карта по спряжению немецких глаголов

Рис. 3. Ментальная карта по спряжению немецких глаголов

Перед проведением серии занятий с применением средств визуализации учебного материала был проведен опрос обучающихся об уровне их заинтересованности изучения немецкого языка. В качестве вопросов для анкеты были использованы следующие:

1) Как Вы считаете, использование визуальных материалов (видео, мультфильмы, ментальные карты и интерактивные упражнения) допустимо на уроках немецкого языка?

2) Как Вы считаете, использование визуальных средств обучения способствует быстрому и эффективному восприятию учебной информации?

3) Помогают ли Вам видео в запоминании лексики и правильного произношения слов в немецком языке?

4) Вызывают ли у Вас различные задания и упражнения с визуальными средствами познавательный интерес на уроках немецкого языка?

Результаты опроса представлены в диаграмме на рис. 4.

Исследование мотивации обучающихся до проведения серии упражнений с визуальными материалами

Рис. 4. Исследование мотивации обучающихся до проведения серии упражнений с визуальными материалами

На основе первичного тестирования можно сделать вывод о том, что обучающимся интересно учиться с применением средств визуализации, но ранее с ними на учебных занятиях они не применялись и они не до конца понимают их потенциал.

Непосредственно уже после проведения серии учебных занятий с применением средств визуализации был проведен вторичный опрос на то, чтобы исследовать текущую актуальную заинтересованность и мотивацию в изучении немецкого языка. В опроснике использовались следующие вопросы:

1) Как Вы считаете, на уроках с применением средств визуализации вы были более активными чем на обычных уроках?

2) Были ли Вам интересны уроки с используемыми на них заданий со средствами визуализации учебного материала?

3) Узнали ли Вы что-то новое на уроках?

4) Был ли урок немецкого языка продуктивным с точки зрения изучения лексики, проговаривания слов, а также запоминания грамматических правил?

Результаты опроса представлены на рисунке 5.

Исследование мотивации обучающихся после проведения серии упражнений с визуальными материалами

Рис. 5. Исследование мотивации обучающихся после проведения серии упражнений с визуальными материалами

В соответствии с отраженными данными на рисунке 5, можно сделать вывод о том, что применение средств визуализации позволило усилить мотивацию обучающихся в изучении неродного для них языка — немецкого.

Таким образом, применение средств визуализации в том числе с задействованием цифровых технология имеет значительный потенциал в учебном процессе, так как имеется возможность разнообразить учебный процесс, повысить мотивацию и познавательный интерес обучающихся, а также способствовать эффективному запоминанию учебной информации.

Литература:

  1. Винничек Е. В. Визуализация в образовательном процессе // Инновации. Наука. Образование. — 2020. — № 22. — С. 1671–1676.
  2. Лобашев И. В., Лобашев В. Д. Визуализация информации в образовательном процессе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2021. — № 4. — С. 299–304.
  3. Пантелеев Р. А., Коновалова А. В. Значение визуальной информации в учебном процессе // Инновационные технологии в педагогике высшей школы: материалы VII Международной межвузовской научно-методической конференции. — Санкт-Петербург, 2022. — С. 115–124.
  4. Черкасова Л. В. Технология визуализации учебного материала как способ формирования у школьников информационной компетентности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2019. — № 2. — С. 132–141.
Основные термины (генерируются автоматически): немецкий язык, средство визуализации, учебная информация, мотивация обучающихся, учебный материал, ментальная карта, урок, учебный процесс, иностранный язык, образовательный процесс.


Похожие статьи

Задать вопрос