Служба участковых уполномоченных полиции как ведущее звено ОВД по профилактике преступности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 14.11.2023

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Лаушкина, А. Е. Служба участковых уполномоченных полиции как ведущее звено ОВД по профилактике преступности / А. Е. Лаушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107775/ (дата обращения: 30.04.2024).



В данной публикации анализируются некоторые итоги реформирования службы участковых уполномоченных полиции.

Ключевые слова : участковый, уполномоченный, полиция, реформирование, население, предупреждение, профилактика, преступность.

Реформа органов внутренних дел Российской Федерации кардинальным образом изменила как внешний облик российской полиции, так и упорядочила ее внутренний организационный механизм. В той или иной степени преобразования произошли в каждой отдельно взятой службе полиции. Служба участковых уполномоченных полиции не стала исключением.

Как и в советское время, участковый инспектор милиции, а в настоящее время участковый уполномоченный полиции, является основным звеном в механизме предупреждения преступности. В виду особой специфики службы, участковый ежедневно контактирует с населением, приводит необходимую агитационную работу, получает от граждан необходимую информацию для последующего своевременного и целевого воздействия на антиобщественный элемент общества.

По оценкам экспертов, участковый уполномоченный полиции, благодаря его непосредственному взаимодействию с гражданами, проживающими на обслуживаемом административном участке, выявляет каждое четвертое совершаемое преступлений из общей статистики. При этом, 40 % от всех поступающих в ОВД обращений граждан рассматриваются именно участковыми уполномоченными полиции.

О высокой эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции свидетельствуют и результаты опроса граждан, которые выражают общественное мнение. Так, за последние три года (с 2020 по 2023 гг.) рейтинг доверия граждан к участковым вырос на 11 % и достиг отметки 59 %, закрыв тройку служб полиции, лидирующим по этому критерию. Президент РФ Владимир Путин, выступая на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел, заявил, что «…благодаря им (участковым уполномоченным полиции) растёт доля граждан, которые считают, что полиция оказывает существенную помощь в решении их проблем. Число людей, которые знают своего участкового, также повышается» [3].

Несмотря на высокие показатели, достигнутые в своей служебной деятельности, участковые уполномоченные полиции сталкиваются со сложностями в своей повседневной деятельности, которые связаны как с недостатками в нормативно-правом регулировании их деятельности, так и с некоторыми организационными аспектами, снижающими эффективность проведения профилактических мероприятий и пресечения противоправных деяний на административном участке.

Реформирование органов внутренних дел привело к переизданию большинства нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность сотрудников полиции, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Изменение претерпели и ведомственные приказы, регламентирующие отдельные направления деятельности органов внутренних дел.

На сегодняшний день служба участковых уполномоченных полиции прошла многоступенчатый путь своего реформирования и приобрела новое лицо, которое вызывает оправданное доверие у граждан. Ключевыми направлениями реформирования данной службы являлись: повышение показателей служебной деятельности (укрепление профилактической работы с населением, незамедлительное выявление фактов совершения административных правонарушений и преступлений), перенос передового опыта служебной деятельности в сельскую местность, повышения открытости, прозрачности и доступности для граждан деятельн6ости участковых уполномоченных полиции. Уже сегодня можно смело констатировать, что поставленные задачи реформирования выполнены, однако в настоящее время остались нерешенными некоторые аспекты служебной деятельности участкового, которые требуют соответствующих правовых корректировок и разъяснений, вносимых в основополагающий документ в сфере деятельности участковых уполномоченных полиции — приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 [1]. Данный нормативный правой акт является основополагающим документом в сфере деятельности участковых уполномоченных полиции.

К числу значимых также необходимо отнести принятую в 2020 году Концепцию развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020–2023 годы [2], в соответствии с которой ключевыми направлениями развития данной службы являются:

— повышение показателей служебной деятельности;

— повышение доверия граждан ко всем сотрудникам полиции в общем, а также к участковым уполномоченным в частности;

— внедрение в деятельность участковых уполномоченных полиции современных информационно-цифровых технологий;

— снижение бюрократической нагрузки на службу участковых.

2023 год подходит к концу, завершая собой очередной этап развития службы участковых. Уместно будет отметить, что практически все поставленные в Концепции цели были достигнуты. Об эффективности реформирования службы участковых уполномоченных полиции можно судить уже сейчас по многим показателям. Так, например, техническая оснащенность участковых за 2022 год увеличилась на 10 % и достигла отметки, равной 58 % от должного уровня. Современный участковый уполномоченный полиции обеспечен необходимой оргтехникой, автоматизированными рабочими станциями, бесперебойным доступом в сеть «Интернет», информационные базы данных. Аналогичный процентный рост зафиксирован по уровню обеспеченности участковых уполномоченных полиции средствами связи — на данный момент процентный показатель от должного уровня составляет 66 %, и его ежегодный прирост равен 5 %.

Высокий уровень обеспеченности службы участковых отмечен также в транспортной сфере. Так, в 2022 году показатель оснащенности служебным автотранспортом вырос сразу на 31 % и приблизился к отметке 90 %. В такой же высокой прогрессии отмечается оснащенность участковых специальными средствами: наручниками, палками резиновыми, газовыми баллончиками, бронежилетами, шлемами, электрошокерами и пр. Данный показатель приближен к отметке 85 %.

Важнейшей составляющей в работе любого сотрудника правоохранительных органов выступает его социальная обеспеченность. Служебное жилье для участкового уполномоченного полиции — это ярко выраженный мотив для усердия в службе. Этот показатель хоть и едва превысил отметку в 50 %, однако, темпы его роста очевидны. В 2019 году он составлял всего 25 %. То есть всего за один год он увеличился вдвое.

Одним из критериев, который приходится оценить на «неудовлетворительно», является размер денежного довольствия участкового, которое уже на протяжении трех лет остается неизменным.

Подводя итог данному исследованию, отметим, что служба участковых уполномоченных полиции находится под пристальным вниманием государства, так как ее приоритетная важность в профилактике и предупреждении преступности неоспорима. Непрекращающееся реформирование органов внутренних дел, и, в частности, службы участковых, доказывает свою эффективность, о чем свидетельствуют высокие показатели ее служебной деятельности и очевидная для всех трансформация под современные реалии жизни.

Литература:

1. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2019 г.

2. Приказ МВД России от 30 марта 2020 г. № 191 «Об утверждении Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020–2023 годы» // СПС Гарант

3. Выступление В. Путина на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел. — Москва, 2019 г. // СПС Гарант.

Основные термины (генерируются автоматически): служебная деятельность, участковый, полиция, служба участковых уполномоченных полиции, уполномоченный, должный уровень, основополагающий документ, повышение показателей, служба участковых, сфера деятельности участковых уполномоченных полиции.


Похожие статьи

Задать вопрос