Актуальные проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции на современном этапе реформирования ОВД | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 14.11.2023

Статья просмотрена: 474 раза

Библиографическое описание:

Лаушкина, А. Е. Актуальные проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции на современном этапе реформирования ОВД / А. Е. Лаушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107773/ (дата обращения: 30.04.2024).



В данной публикации проводится исследование актуальных вопросов деятельности службы участковых уполномоченных полиции после реформирования органов внутренних дел.

Ключевые слова : участковый, уполномоченный, полиция, реформирование, население, предупреждение, профилактика, преступность.

По прошествии четырехлетнего периода действия приказа МВД России № 205 от 29.03.2019 [1] практическими сотрудниками полиции отмечаются его недостатки, требующие законодательных решений. К их числу следует отнести три основных:

— неурегулированность правового статуса участкового уполномоченного полиции, в виду отсутствия указаний на объем его прав и обязанностей;

— неопределенность несения службы участковым уполномоченным полиции в сельской местности, на административном участке, на котором находится образовательная организация;

— отсутствие закрепленного порядка взаимодействия с другими субъектами профилактики преступности.

Помимо указанных ключевых позиций, требующих на данный момент законодательного разъяснения, остаются нерешенными такие вопросы, как:

— нехватка служебного времени для выполнения опосредованных (вспомогательных) задач, которые участковый уполномоченный полиции реализует за пределами административного участка. К таковым относятся:

— регулярное участие в служебных совещаниях,

— ситуативное участие в совместных профилактических мероприятиях,

— оформление отчетно-справочной документации, которая имеет излишне бюрократический характер;

— отсутствие утвержденного порядка профилактического обхода, в том случае, когда одни участковый уполномоченный производит обслуживание одновременно нескольких административных участков. Указанный порядок отсутствует и в отношении обслуживания сельской местности;

— отсутствие оборудованных опорных пунктов участковых уполномоченных полиции на некоторых административных участках, что существенным образом снижает эффективность работы участкового, ограничивает его «качественно-количественный поток» общения с населением, тем самым снижает возможность качественного правового информирования граждан;

— необходимость в оргштатном пересмотре количества штатных мест по должности участкового уполномоченного полиции в сторону их увеличения. Это необходимо для того, чтобы снизить существующую нагрузку на данную службы, иметь возможность временного перераспределения обязанностей от одного сотрудника на другого, в случае вынужденной необходимости (болезнь, командировка, учеба и пр.);

— необходимость периодического повышения квалификации сотрудников службы, с целью укрепления их правовой и методической подготовки, например, для грамотного составления отчетных материалов, приобретения уверенных навыков пользования системой электронного документооборота;

К числу особо важных проблем, не нашедшей своего должного правового урегулирования, необходимо отнести вопрос о личной безопасности участкового уполномоченного полиции. Так, остается актуальным вопросы, связанные с:

— порядком вхождения в жилище (домовладения) поднадзорных лиц, с целью осуществления индивидуальной профилактической работы;

— несением службы в усиленном варианте в паре с другим сотрудником;

— алгоритмом проверки лиц, представляющих опасность для окружающих (например, зачинщиков конфликта в общественном месте);

— порядком пользования внедренного АПК «Безопасный город».

— материально-бытовыми условиями несения службы. Например, на некоторых административных участках участковые пункты полиции имеют мебель и оргтехнику еще с советских времен, а в некоторых случаях, отсутствуют сами опорные пункты.

Для устранения указанных трудностей, снижающих эффективность деятельности участковых уполномоченных полиции, была разработана и принята Концепция развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020–2023 годы [2]. Анализ данного правового акта свидетельствует о том, что реформирование органов внутренних дел, и, в частности, службы участковых уполномоченных полиции, имеет не декларативный, а практический характер. Большинство запланированных мероприятий предложены практическими сотрудниками данной службы и носят основополагающий характер для дальнейшего развития службы участковых уполномоченных полиции и повышения ее служебных показателей. Так, к числу мер неотложного характера, содержащихся в анализируемой Концепции, необходимо отнести:

— сбалансированное распределение нагрузки между участковыми уполномоченными полиции и иными сотрудниками полиции;

— усиление работы в сфере семейно-бытовых конфликтов: проведение эффективной профилактики с неблагополучными семьями, также своевременное выявление совершенных правонарушений и преступлений в данной сфере;

— укрепление института наставничества над молодыми сотрудниками при выполнении служебных задач;

— повышении е прозрачности и доступности информации о деятельности участковых уполномоченных полиции, посредством публикации в на общедоступных ведомственных ресурсах отчетно-справочной информации о характере и результатах деятельности участковых уполномоченных полиции на конкретных административных участках;

— должное укрепление материально-технической базы в деятельности участковых уполномоченных полиции: оборудование опорных пунктов полиции, обновление парка служебного транспорта, полное обеспечение оргтехникой и сопутствующими расходными товарами.

Таким образом, в заключение данной статьи отметим, что реформирование органов внутренних дел существенным образом преобразило службу участковых уполномоченных полиции, укрепила авторитет и общественной доверие к ней со стороны населения, повысила показатели служебной деятельности. Однако, о завершенности реформирования службы участковых уполномоченных полиции говорить еще преждевременно. Остались нерешенными многие вопросы, требующие детализации на законодательном уровне отдельных особенностей службы участковых, а также укрепления материальной составляющей.

Литература:

1. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2019 г.

  1. Приказ МВД России от 30 марта 2020 г. № 191 «Об утверждении Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020–2023 годы» // СПС Гарант.
  2. Выступление В. Путина на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел. — Москва, 2019 г. // СПС Гарант.
Основные термины (генерируются автоматически): реформирование органов, административный участок, деятельность участковых уполномоченных полиции, сельская местность, служба участковых уполномоченных полиции, существенный образ, уполномоченный, участковый.


Похожие статьи

Задать вопрос