Взаимосвязь между гендерно-возрастным фактором и мотивацией поступления на магистратуру Astana IT University | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 12.11.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Болтайханова, Т. Т. Взаимосвязь между гендерно-возрастным фактором и мотивацией поступления на магистратуру Astana IT University / Т. Т. Болтайханова, А. М. Калыкулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 79-85. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107613/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье проведен анализ мотивации поступления на программу магистратуры студентов Astana IT University (AITU) с учетом воздействия гендерно-возрастного фактора. В рамках исследования изучено гендерное распределение студентов по факультетам, выявлены основные причины, побуждающие студентов поступать на программу магистратуры, а также осуществлен анализ и классификация мотивов студентов с учетом их гендерной принадлежности и возраста.

Ключевые слова: информационные технологии, STEM, мотивация, гендер, возраст, магистратура.

Введение

Научно-исследовательская сфера играет важную роль в поддержании конкурентоспособности государства. Магистратура является одним из ключевых инструментов развития молодых ученых и педагогов, и понимание мотивации студентов для поступления на магистратуру позволяет адаптировать образовательную систему к их потребностям.

Однако существуют системные проблемы в процессе подготовки молодых ученых. Первая из них связана с гендерным неравенством в академической среде [1]. Вторая проблема касается высокого уровня отчисления студентов после поступления в магистратуру, что приводит к неэффективному использованию государственных ресурсов [1].

Целью данной работы является изучить мотивацию студентов Astana IT University(AITU) поступления на магистратуру с учетом влияния гендерно-возрастного фактора.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: изучить гендерное распределение студентов по факультетам Astana IT University, выявить основные причины, мотивирующие студентов поступать на магистратуру, а также проанализировать и классифицировать мотивы студентов, учитывая их гендер и возраст.

В связи с тем, что развитие сферы информационных технологий является приоритетом для Казахстана, в ходе данного исследования были изучены мотивы поступления на магистратуру студентов, связанных с STEM-специальностями.

Понимание мотивации студентов при выборе магистратуры способствует созданию более студентоориентированных программ и стратегий обучения. Это в свою очередь способствует развитию научно-педагогической деятельности в стране и повышению значимости университетов как образовательных и научных центров.

Литературный обзор

Исследователи Казахского национального университета им. Аль-Фараби при проведении социологического анализа образовательных стратегий в системе высшего образования Казахстана опросили 1200 студентов магистратуры и докторантуры касательно мотивов поступления на магистратуру. По результатам опроса исследователи выделили 5 групп мотиваций поступления на программу магистратуры:

  1. формальное образование, то есть в приоритете получение диплома/сертификата образования;
  2. необходимость в знаниях и профессиональных навыках для будущей карьерной деятельности или для карьерного роста;
  3. желание стать высококвалифицированным специалистом, приобретение высокого статуса;
  4. безразличное отношение к образовательному процессу. Например, когда студент решил поступить на магистратуру, так как не было других предложений, либо настояли родители [2].

В работе «Мотивационная научная активность молодых ученых» автор описывает и другие цели поступления в магистратуру, такие как продолжение научной деятельности и возможность преподавания. В данной работе также отражены различия мотивации абитуриентов мужского и женского пола. Так, большее количество опрошенных женщин желает обучаться на магистратуре с целью продолжения научной деятельности (33,3 %), тогда как большинство респондентов мужского пола (47,8 %) выбирают магистратуру с целью реализации личного потенциала в карьере [3].

Согласно UNESCO, по данным на 2016 год в инженерии, производстве и строительстве доля представителей женского пола в Казахстане составляла всего 32 процента, однако количество научных сотрудников женского пола в STEM немного превышало количества мужчин. Также, по результатам программы международной оценки учеников PISA, проведенном в 2012 году, мальчики и девочки из Казахстана показали одинаковые результаты по математике, а по естественным наукам девочки лидировали [4]. Несмотря на это, количество студентов женского пола в дисциплинах STEM значительно меньше количества мужчин. Образовательный процесс STEM имеет гендерные различия и слабые места, в результате из-за отсутствия вовлеченности, интереса, поддержки или стереотипов большинство студентов бросают учебу [5]. Авторы статьи «Гендерное равенство в STEM в высшем образовании в Казахстане» отмечают, что социокультурные ожидания страны создают давление на женщин, а именно ожидания того, что женщина наряду с ведением профессиональной карьеры должна взять ответственность за воспитание детей, заботу о доме и уходе за пожилыми родственниками [1]. Ожидания общества, ассоциации и стереотипы, связанные с женщинами, могут подавлять их мотивацию для продолжения образования на программе магистратуры.

Гендерный дисбаланс в областях STEM является актуальной проблемой не только для Казахстана, но и для стран, где наблюдается положительная ситуация в вопросах гендерного равенства. Так в США, процент женщин, получивших степень в таких областях как физика, математика/статистика, и инжиниринг, с 2000 года немного снизился, а в области информационных технологий значительно уменьшился с 28 % до 18 % [6].

Методология

Для исследования мотиваций студентов, поступивших на магистратуру, был применен смешанный подход. Статистический анализ дает возможность оценить влияние гендерно-возрастного фактора на мотивы магистрантов, а качественный анализ ответов был проведено с целью более детального понимания мотиваций студентов. Поэтому для сбора данных было использовано анкетирование в онлайн формате, состоящую в общем из 7 закрытых и открытых вопросов. Анкета включала следующие параметры:

— Пол и возраст студента

— Специальность

— Учился ли студент ранее в Astana IT University

— Планирует ли студент бросить учебу

— Мотивы поступления

Для более точного изучения истинных мотиваций студентов, опросник был спроектирован с учетом анонимности ответов, обеспечивая тем самым конфиденциальность данных и исключая возможность какого-либо негативного влияния на личную жизнь студентов в долгосрочной перспективе.

Исследование проводилось на выборке, состоящей из магистрантов первого курса Astana IT University. На момент исследования в Astana IT University обучалось 292 магистранта первого курса по следующим специальностям:

— Прикладная аналитика данных(ADA)

— Вычислительные науки(CS)

— Компьютерные науки и инженерия(CSE)

— Проектный менеджмент(PM)

— Цифровое государственное управление и услуги(DPA)

— Медиа технологии(MT)

Данное решение обусловлено актуальностью развития информационных технологий в научно-педагогической сфере Казахстана.

Были собраны ответы от 102 респондента, что составляет примерно 35 % от общего числа магистрантов в университете. Это количество представителей основной выборки считается достаточным для проведения анализа и позволяет получить репрезентативные данные относительно мотиваций магистрантов на выбранных специальностях.

Для анализа данных, полученных из опросника, было выполнено вычисление процентного соотношения ответов на каждый вопрос анкеты относительно друг друга. Также, чтобы выявить сходства и различия в выборе магистрантов в зависимости от их пола и возрастных групп, был проведен сравнительный анализ процентных соотношений ответов для каждой группы.

В общем, данный подход поможет выявить насколько студенты осознанно подходят к обучению в магистратуре и каковы основные мотивы поступления в университет.

Результаты

Согласно статистике 2023 года, в Astana IT University на программу магистратуры поступило 292 человека, среди них 32 % поступивших (93 человека) — женщины. Специальности прикладная аналитика данных (ADA), вычислительные науки (CS), компьютерные науки и инженерия (CSE), медиа технологии (MT) относятся к группе образовательных программ (ГОП) информационные технологии (ИТ), а проектный менеджмент и цифровое государственное управление и услуги (DPA) — к ГОП менеджмент и администрирование. По ГОП на информационные технологии поступило 239 человек, из них 59 женщин (25 %), на менеджмент и администрирование — 53 человека, среди которых 34 женщин (64 %). Данная статистика отражает гендерный дисбаланс среди студентов магистрантов в Astana IT University, а именно в факультетах информационных технологий наблюдается значительно малый процент студентов женского пола, тогда как в менеджменте и администрировании женщин больше.

В исследовании приняли участие 102 человека, из которых 66 % мужчин и 34 % женщин. Возрастная структура респондентов соответствует нормальному возрастному распределению студентов в Казахстане, так как большинство студентов заканчивают программу бакалавриата в возрасте от 20 до 22 лет и поступают на магистратуру (см. — Рисунок 2). Больше всего студентов в возрасте 21 года, что связано с трехлетней программой бакалавриата в Astana IT University. Как видно из рисунка 3, большинство студентов ранее обучались в этом университете. Согласно результатам опроса, количество обучающихся старше 23 лет значительно ниже, чем в более молодом возрасте. Это может быть связано с тем, что в этом возрасте люди чаще ориентированы на получение опыта работы, а не на получение образования. Однако наличие студентов старше 23 лет также может свидетельствовать о желании продолжить обучение после нескольких лет работы или о желании сменить сферу деятельности. Несмотря на общую тенденцию к снижению количества студентов с увеличением их возраста, в возрасте 25 лет наблюдается небольшой скачок. Это может быть связано с возрастным кризисом, когда люди переосмысливают свои жизненные цели и ценности, что может привести к изменениям в их жизни, таким как получение образования, смена деятельности.

Гендерно-возрастное распределение опрошенных магистрантов Astana IT University

Рис. 1. Гендерно-возрастное распределение опрошенных магистрантов Astana IT University

Гендерный состав студентов в возрасте от 20 до 22 лет включительно характеризуется преобладанием мужчин (68 %). В возрасте 23 и старше наблюдается снижение гендерного дисбаланса, и количество женщин приближается к числу мужчин. Это может свидетельствовать о том, что с возрастом уровень мотивации мужчин и женщин к получению высшего образования становится приблизительно равным.

В представленном исследовании также анализируется гендерный состав респондентов по специальностям (см. Рисунок 2). В большинстве специальностей преобладают мужчины, за исключением проектного менеджмента и цифрового государственного управления, и услуг, где среди опрошенных женщины составляют 77 % и 67 %. Это отражает высокий интерес у студентов женского пола к специальностям, связанным с менеджментом и управлением. Существует множество причин выбора женщинами сфер менеджмента и управления. К ним можно отнести:

  1. Равноправие и равные возможности. В современном обществе женщины все больше стремятся к равноправию между полами, что означает, что женщины имеют те же возможности и права на занятие руководящих должностей, как и мужчины.
  2. Профессиональные амбиции. Многие женщины имеют амбиции и стремятся к успеху в своей карьере. Управление и менеджмент предоставляют возможность принимать решения, влиять на работу других людей и достигать высоких результатов.
  3. Лидерские навыки. Женщины могут обладать лидерскими навыками, такими как эмпатия, коммуникация и способность к сотрудничеству, которые часто ценятся в управленческой роли.
  4. Желание иметь гибкий график работы для совмещения работы с семьей и другими обязательствами.
  5. Интерес к организации и организационной культуре. Многие женщины любят порядок и умеют эффективно планировать и управлять проектами, что является важной частью управления.

Наиболее выраженный гендерный дисбаланс наблюдается в компьютерных науках и инженерии и вычислительные науки, где доля респондентов женского пола составляет 16 % и 0 % соответственно. Причинами низкого процента женщин, обучающихся в специальностях, относящихся к ГОП информационные технологии, могут быть:

  1. Социокультурные факторы, а именно существование стереотипа о том, что информационные технологии являются «мужской» сферой деятельности, и что «мужской» склад ума является более подходящим для данной сферы.
  2. Недостаток ролевых моделей. В ИТ-индустрии не так много женщин-лидеров, как мужчин. Это может затруднять для женщин представление о себе в качестве ИТ-специалистов.
  3. Недостаток поддержки. В связи со стереотипами о гендерных ролях или с опасениями, что ИТ-профессии являются слишком сложными или стрессовыми для женщин, в семье и/или в рабочем коллективе женщины могут столкнуться с отсутствием поддержки, либо с не восприятием их всерьез.
  4. Физические и эмоциональные требования. Работа ИТ-специалиста может быть очень интенсивной и требующей постоянного восприятия новой информации.

Однако в специальностях прикладная аналитика данных и медиа технологии, которые относятся к ГОП информационные технологии, наблюдается тенденция к выравниванию гендерного состава. Доля студентов женского пола составляет около 40 %. Это может свидетельствовать о том, что данные специальности менее ассоциируются как «мужские», либо о том, что идет разрыв стереотипов о гендерных ролях в области информационных технологий. Важно отметить, что специальность медиа технологии считается более творческой среди специальностей информационных технологий.

Распределение респондентов по гендеру и специальностям AITU

Рис. 2. Распределение респондентов по гендеру и специальностям AITU

Среди опрошенных студентов 59 % обучались на программе бакалавриата в Astana IT University. Наличие значительного процента респондентов (41 %), ранее не обучавшихся в Astana IT University, отражает популярность данного ВУЗа среди студентов. Данное исследование также показало, что доля женщин среди студентов, ранее не обучавшихся в Astana IT University, равна 44 %, что превышает долю женщин среди бывших выпускников бакалавриата данного университета (29 %). Этот результат может свидетельствовать о росте интереса женщин к ИТ специальностям, а также о привлекательности Astana IT University для женщин.

Распределение магистрантов по опыту обучения в AITU

Рис. 3. Распределение магистрантов по опыту обучения в AITU

Результаты опроса указывают на значительные различия в отношении студентов к продолжению обучения в университете AITU. По данным опроса, лишь 53,9 % студентов выразили готовность продолжать свое образование в данном университете. Следует отметить, что 8,8 % студентов выразили желание прекратить обучение, и интересно, что этот процент преимущественно среди студентов женского пола, согласно рисунку 5; несмотря на то, что мужчин-магистрантов в университете AITU больше, чем женщин. Дополнительно, 9,8 % респондентов выразили желание перейти в другой университет, что свидетельствует о наличии альтернативных вариантов для них. Тем не менее, следует отметить, что значительная доля, а именно 27,5 %, студентов пока не определилась с выбором относительно продолжения своего образования. Это подчеркивает необходимость дополнительной информации и поддержки, которые могли бы помочь этой группе студентов в принятии окончательного решения.

Гендерное распределение студентов относительно планов по продолжению обучение в AITU

Рис. 5. Гендерное распределение студентов относительно планов по продолжению обучение в AITU

Исходя из представленных данных, можно предположить, что среди студентов магистратуры Astana IT University существует значительная доля неудовлетворенности образовательным процессом и возможно недостаточной мотивацией для продолжения обучения. Только около половины студентов готово продолжать обучении, такое поведение скорее всего связанно с тем, что мотивация поступления на магистратуру обусловлено больше внешними мотивами (например, отсрочкой от призыва в армию или отработкой гранта за бакалавриат), чем стремлением к получению знаний. То есть студенты скорее выбирают образование не столько из-за увлечения предметом, сколько из-за практических и социальных выгод.

Относительно различий между мужчинами и женщинами можно предположить, что гендерные аспекты могут играть роль в решении о продолжении обучения. Мужчины проявляют большую решимость в продолжении обучения, по сравнению с женщинами, с около 60 % мужчин, готовых продолжить обучение, по сравнению с 43 % женщин. Также возможно такое распределение голосов связано с отсрочкой от призыва в армию, из-за чего процент студентов мужского пола выше. Однако этот гендерный дисбаланс может иметь важное значение в контексте будущего трудоустройства и гендерного равенства, так как увеличение числа мужчин с магистерской степенью может усилить существующие неравенства на рынке труда.

В ходе опроса были выявлены ключевые мотивы, которые студенты учитывают при выборе поступления в университет. Среди этих мотивов выделяются три основных двигателя, определяющие выбор студентов:

  1. Получение стипендии.
  2. Повышение собственной квалификации.
  3. Желание развиваться.

Эти мотивы значительно влияют на принятие решения о поступлении в учебное заведение и подчеркивают важность возможности получения финансовой поддержки, образовательного роста и личностного развития для студентов.

В таблице 1 представлены проценты студентов, выбравших каждый из перечисленных мотивов для поступления в университет. Также, помимо указанных основных мотивов, опрос выявил и другие мотивы, такие как наличие работы в университете, случайное поступление, приобретение нетворкинга и новых знакомств. Эти факторы, хоть и менее значимы, также играют роль в принятии решения студентами относительно выбора учебного заведения.

Стоит отметить, что среди мужчин и женщин наблюдаются различия в мотивациях. Например, для мужчин отсрочка от призыва в армию оказалась более значимой причиной, в то время как для женщин смена деятельности и отсрочка отработки гранта играют более важную роль. Эти различия могут свидетельствовать о разной мотивации и целях поступления в университет для представителей разных полов.

Таблица 1

Причины поступления на магистратуру у студентов

Мотивы

Мужской

Женский

Общее

N

%

N

%

N

%

Стипендия

32

48 %

23

66 %

55

54 %

Повысить свою квалификацию

31

46 %

17

49 %

48

47 %

Хочу развиваться, изучать новое

25

37 %

16

46 %

41

40 %

Отсрочка от призыва в армию

38

57 %

0

0 %

38

37 %

Изучить более углубленно специальность

21

31 %

9

26 %

30

29 %

Стать научным сотрудником или педагогом

14

21 %

9

26 %

23

23 %

Отсрочить отработку гранта

11

16 %

11

31 %

22

22 %

Просто получить диплом

12

18 %

10

29 %

22

22 %

Смена деятельности

5

7 %

12

34 %

17

17 %

Академическая мобильность (поучиться/пожить в другой стране)

8

12 %

3

9 %

11

11 %

Собираюсь уйти, чтобы не отрабатывать грант

4

6 %

6

17 %

10

10 %

Потому что настояли родственники

6

9 %

4

11 %

10

10 %

Потому что друзья и/или окружение поступили

5

7 %

1

3 %

6

6 %

Как было отмечено ранее, главными мотивами поступления на магистратуру являются получение стипендии, повышение собственной квалификации, отсрочка от армии и желание развиваться. Однако, в зависимости от возраста, существуют различия в значимости этих мотивов. Для студентов младше 23 лет, которые в большинстве своем являются выпускниками бакалавриата, наиболее важным мотивом является отсрочка от армии. Для студентов старше 23 лет, которые уже имеют опыт работы, более важными мотивами являются получение новых знаний и углубленное изучение своей специальности, что может быть полезно для их дальнейшей карьеры. Примечательно, что желание стать научным сотрудником и педагогом больше выражали самые молодые студенты (20 лет), что может указывать на то, что научная сфера является популярной среди молодого поколения. Виды мотивации, основанные на внешних факторах, такие как давление со стороны родственников или друзей, были указаны только студентами в возрасте от 20 до 23 лет. Это может быть связано с тем, что молодые люди в этом возрасте более подвержены влиянию других людей.

В результате исследования были выявлены основные мотивы, по которым студенты магистранты выбрали Astana IT University для продолжения своего образования. Эти мотивы можно систематизировать следующим образом:

  1. Опыт обучения в университете AITU: Многие студенты выбрали AITU для продолжения образования из-за своего предыдущего опыта обучения в этом университете. Это свидетельствует о довольстве студентов уровнем образования и условиями, предоставляемыми университетом. Также некоторые студенты подчеркнули, что причиной продолжения обучения именно в AITU является качественное образование и компетентные преподаватели.
  2. Удобная геолокация: Расположение университета имеет большое значение для студентов. Близкое расположение к месту жительства или работе может существенно влиять на выбор учебного заведения. Также еще причиной, связанной с местоположением, является то, что университет расположен в Астане.
  3. Специфичная система направленности в сфере ИТ: AITU предоставляет в области информационных технологий уникальные образовательные программы, которые есть не во всех ВУЗах страны или отсутствуют, что делает университет привлекательным для тех, кто стремится к карьере в этой сфере.
  4. Современная система образования: Университет создает благоприятные условия студентам для их развития и карьерного роста. Элементы западной системы образования, нетворкинг и вечернее время обучения делают AITU привлекательным образовательным учреждением.
  5. Репутация AITU: Студенты, ранее не обучавшиеся в AITU, выбирают университет на основе его репутации и имиджа.

Эти мотивы свидетельствуют о привлекательности Astana IT University для студентов-магистрантов и позволяют им сделать обоснованный выбор в пользу этого учебного заведения.

При выборе специальности следующие факторы повлияли на выбор студентов:

  1. Соответствие специальности их бакалаврскому образованию
  2. Наличие опыта работы в данной области или перспективы трудоустройства в этой сфере
  3. Интерес и мотивация к изучению конкретных предметов и навыков, связанных с выбранной специальностью
  4. Актуальность и перспективы выбранной области в будущем
  5. Мнение друзей и окружения

В итоге, выбор студентами Astana IT University (AITU) в качестве своего учебного заведения и специальности обусловлен несколькими ключевыми факторами. Важнейшими из них являются удобство совмещения обучения с работой, стремление к карьерному росту и развитию, актуальность и перспективы в выбранной сфере информационных технологий, а также влияние мнения друзей и репутации университета. Эти мотивы подчеркивают важность сочетания практичности и профессионального развития при выборе учебного пути и будущей карьеры студентами AITU.

Вывод ы

В статье представлены результаты исследования влияния гендерно-возрастного фактора на мотивы поступления студентов на программу магистратуру и выбор специальности. Исследование показало, что основными мотивами поступления на магистратуру для мужчин и женщин являются получение стипендии, повышение собственной квалификации и желание развиваться. Однако, существуют также различия среди мотивов продолжения обучения на программе магистратуры среди мужчин и женщин. Например, для мужчин важно получить отсрочку от армии, а для женщин — сменить направление деятельности или отложить отработку гранта. В зависимости от возраста студенты могут руководствоваться различными мотивами, например, отсрочка от армии для студентов младше 23 лет и получение новых знаний для студентов старше 23 лет.

Анализ гендерного состава студентов магистратуры университета Astana IT University показал, что существует значительный гендерный дисбаланс в распределении студентов по специальностям. Наиболее выраженный дисбаланс наблюдается в специальностях компьютерные науки и инженерия и вычислительные науки. Существует ряд факторов, которые могут быть причиной гендерного дисбаланса в сфере информационных технологий, включая:

— Стереотипы о том, что информационные технологии являются «мужской» сферой деятельности.

— Недостаток ролевых моделей.

— Недостаток поддержки.

— Физические и эмоциональные требования.

В то же время, в некоторых специальностях ИТ, такие как прикладная аналитика данных и медиа технологии, наблюдается тенденция к выравниванию гендерного состава.

Необходимо отметить, что данное исследование имеет свои ограничения. В частности, оно ограничивается объяснением общих мотивов студентов, почему они решают поступить в магистратуру. Это исследование не позволяет полностью раскрыть более детальные и индивидуальные причины мотивации поступления. Кроме того, ввиду ограниченного количества опрошенных студентов старшего возраста (старше 23 лет), сложно провести более глубокий анализ их мотивации.

Для будущих исследований рекомендуется более подробное изучение конкретных мотивов и факторов, влияющих на решение студентов поступать в магистратуру, с учетом возрастных и гендерных особенностей. Это может включать в себя более глубокий анализ личных целей, профессиональных амбиций и социокультурных факторов, оказывающих влияние на решение старших студентов. Такие исследования могут помочь более точно понять мотивацию студентов и разработать более целевые подходы к образовательным программам и поддержке студентов.

Литература:

  1. Gender equity in STEM Higher education in Kazakhstan / A. CohenMiller, A. Saniyazova, A. Sandygulova, Z. Izekenova. // In Routledge eBooks. — 2021. — №. — С. 140–157.
  2. Sociological analysis of educational strategies in the system of higher education in Kazakhstan / S. Duisenova, B. Kylyshbaeva, K. Avsydykova, Y. Ishanov. // Space and Culture. — 2020. — № 7 (4). — С. 181–193.
  3. Мотивационная научная активность молодых ученых / С. Дуйсенова Ж. Алдубашева и С. Миажден. // Научные результаты социологии — 2022. — 2023.
  4. Closing the gender gap in STEM: drawing more girls and women into science, technology, engineering and mathematics // UNESCO Asia-Pacific education thematic brief. — 2016.
  5. Гендерный разрыв в изучении STEM дисциплин и пути их преодоления: Казахстанский кейс. / А. Кусайынкызы // Central Asian Economic Review. — 2020. — 3. — С. 93–105.
  6. Gender representation and academic achievement among STEM‐interested students in college STEM courses. / N. Bowman, C. Logel, J. LaCosse, L. Jarratt, E. Canning, K. Emerson, M. Murphy // Journal of Research in Science Teaching. — 2022. — 59(10). — С. 1876–1900.
Основные термины (генерируются автоматически): AITU, STEM, студент, женщина, магистратура, Казахстан, мотив, специальность, университет, гендерный дисбаланс.


Похожие статьи

Задать вопрос