Мультимедийная визуализация в обучении говорению на этапе начального общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 05.11.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Митина, Т. С. Мультимедийная визуализация в обучении говорению на этапе начального общего образования / Т. С. Митина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107369/ (дата обращения: 05.05.2024).



В настоящей статье автором проводится исследование возможностей и преимуществ использования мультимедийной визуализации в обучении говорению на английском языке в начальной школе. Дается определение понятия «мультимедийная визуализация», «говорение», анализируются и сравниваются основные сервисы в Интернете, которые содержат, в том числе, мультимедийные визуальные материалы по английскому языку. Приводится перечень примерных упражнений для использования мультимедийной визуализации на уроках обучения говорению.

Ключевые слова: мультимедийная визуализация, обучение английскому языку, говорение, начальная школа, младшие школьники.

In this article, the author conducts a study of the possibilities and advantages of using multimedia visualization in teaching English speaking in primary school. A definition of the concept of “multimedia visualization” and “speaking” is given; the main services on the Internet, which contain, among other things, multimedia visual materials in the English language, are analyzed and compared. A list of sample exercises is provided for using multimedia visualization in speaking lessons.

Keywords: multimedia visualization, teaching English, speaking, primary school, primary schoolchildren.

Современная система обучения иностранному языку характеризуется тем, что практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека в связи с предъявляемыми к нему требованиями общества. Иностранный язык благотворно влияет на общий уровень культуры людей, способствует развитию коммуникации.

Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Сегодня это особенно актуально. Устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без хорошо развитого умения говорения. Для грамотного иноязычного общения необходимо знать грамматические правила, постоянно пополнять свой лексический запас, иметь знания о фонетических особенностях языка, представление о традициях и культуре изучаемого языка и, безусловно, развивать навыки говорения.

Достижение этой цели невозможно без использования в процессе обучения современных технологий, в том числе и технических средств обучения, таких, как мультимедийная визуализация.

Мультимедийная визуализация данных — это изучение визуального представления данных. Основная цель визуализации данных — четкая и эффективная передача информации с помощью графических средств. В использовании мультимедийной визуализации на уроках английского языка могут быть комбинированы изображения и видео со звуком и анимацией, чтобы представить младшим школьникам новый мультисенсорный опыт. Для детей младшего школьного возраста визуальная информация наиболее интересный способ ее передачи.

Одним из направлений обучения английскому языку в начальной школе является говорение. Говорение — это процесс устной речи. Этот навык очень важен и является одним из результатов обучения английскому языку в начальной школе.

Как отмечает Т. В. Ханжина, «метод визуализации опирается на один из главных принципов обучения — принцип наглядности. Известно, что через органы зрения в мозг поступает примерно в пять раз больше информации, чем через органы слуха. Современные технические возможности расширяют сферы использования наглядности. Технология мультимедиа позволяет объединить в единое целое текст, звук, графику, анимацию и видео. Это оптимизирует процесс овладения определенным языковым явлением, поскольку увеличивается количество каналов поступления информации и яркость ее подачи» [2]. Такой комплексный подход позволяет обучать младших школьников говорению с учетом их индивидуальных интересов и особенностей развития личности ребенка, который в данный период детства является наиболее активным в плане развития всех процессов мышления.

Большие возможности для обучения младших школьников говорению на английском языке с использованием мультимедийной визуализации предоставляют такие ресурсы специальных сайтов, как:

— https://www.esl-lab.com/;

— https://www.elllo.org/;

— https://www.talkenglish.com/;

— https://englistening.ru.

В таблице 1 проведен сравнительных анализ данных сервисов.

Таблица 1

Сравнительный анализ сервисов по мультимедийной визуализации

Параметр сравнения

https://www.esl-lab.com/

https://www.elllo.org/index.htm

https://www.talkenglish.com/listening/listen.aspx

https://englistening.ru

Целевая аудитория

Взрослые, студенты, школьники

Взрослые, студенты

Учителя, учащиеся

Учителя и учащиеся, студенты, взрослые

Преимущества

Содержит материалы для различных возрастных категорий

Содержит несколько уровней сложности аудио-материала

Наглядность материала (картинки)

Видео носителей языка

Наличие новостей

Уровневый материал (дифференцированный)

Наличие популярных видео и ссылок на другие ресурсы

Содержит видео-уроки и аудио-материал

Поиск структурирован — темы по алфавиту

Материал по темам — English Speaking Basics, Regular English Lessons, Business English Lessons, Interview English Lessons, Travel English Lessons, Idioms and Phrases, Special Topics

Подборка материалов для новичка, среднего уровня и продвинутого уровня.

Рубрики изучения слов: животные, части тела, глаголы, прилагательные и др.

Задания пошаговые

Словарь

Привлекательный интерфейс (яркий зеленый цвет, красочные картинки)

Недостатки

Нет возможности скачивания материалов

Темы не структурированы (например, по алфавиту)

Затруднен поиск

Наличие рекламы

Поиск материалов по темам затруднен

Нет возможности скачивания материалов

Невысокое информативное наполнение сайта

Ограниченность возможностей

Нет возможности скачивания материалов

Нет возможности выбора конкретного материала для аудирования, только по уровню знания языка: новичок, средний, продвинутый

Нет возможности пропустить шаг обучения, все выполняется по порядку

Кроме того, мультимедийная визуализация может осуществляться за счет создания презентаций, включающих анимацию, интерактивные изображения и т. д. Большинство педагогов-практиков используют визуализацию в форме мультимедиа при обучении младших школьников говорению.

Например, М. Х. Огай предлагает использовать мультимедийную визуализацию на всех этапах урока:

— на организационном этапе для формулирования темы;

— на основном этапе в процессе обучения говорению, как повторение, осмысление нового знания, закрепление;

— на заключительном этапе для обсуждения итогов урока [1].

В целом мультимедийная визуализация позволяет на уроках обучения говорению:

— увеличить качество и объем запоминаемой учащимися информации;

— активизировать или повысить учебную мотивацию и интерес к изучению иностранного языка;

— отработать навыки говорения с опорой на визуальные подсказки;

— — формировать творческое и критическое мышление младших школьников;

— объединять пройденный и новый материал, закреплять его удобным и понятным детям способом;

— делать урок более запоминающимся, красочным;

— реализовывать дифференцированный подход в зависимости от уровня подготовки учащихся и др.

Примерами упражнений по говорению с помощью мультимедийной визуализации могут быть такие задания: «Составь рассказ по картинке», «Опиши, что ты видишь на экране», «Произнеси диалог с соседом по парте, используя картинки-подсказки», «Назови все известные тебе предметы, изображенные на экране. Объясни одним словом, как можно их назвать», «Опиши, что делаю персонажи на этом видео», «Предположи диалог персонажей» и т. д.

Таким образом, мультимедийные технологии активно проникают в жизнь современного человека, в образовательном процессе они получили широкое распространение благодаря их визуальной привлекательности, возможности сделать процесс обучения более красочным, запоминающимся и интересным для детей, а также передать информацию в наиболее удобной для детей виде. В обучении говорению на английском языке мультимедийная презентация может применяться на всех этапах урока и служить средством для повторения, усвоения нового знания, закрепления. Кроме того, визуализация помогает повысить учебную мотивацию и интерес младших школьников к предмету, а также она может служить подсказкой для отработки навыков и умений говорения.

Литература:

  1. Огай М. Х. Использование мультимедиа на уроках иностранного языка в начальной школе // Современное образование (Узбекистан). 2020. № 12 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-multimedia-na-urokah-inostrannogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 01.11.2023).
  2. Ханжина Т. В., Булычев К. В. Визуализация в обучении иноязычной лексике // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 12–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-v-obuchenii-inoyazychnoy-leksike (дата обращения: 02.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): мультимедийная визуализация, английский язык, иностранный язык, говорение, начальная школа, возможность скачивания материалов, процесс обучения, школьник, навык говорения, учебная мотивация.


Ключевые слова

младшие школьники, обучение английскому языку, начальная школа, говорение, мультимедийная визуализация

Похожие статьи

Задать вопрос