Ценностный потенциал гуманитарных дисциплин в решении воспитательных задач современной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 05.11.2023

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Бутко, О. Г. Ценностный потенциал гуманитарных дисциплин в решении воспитательных задач современной школы / О. Г. Бутко, Л. Н. Красникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107361/ (дата обращения: 14.05.2024).



В статье авторы размышляют о ценностном потенциале гуманитарного образования в воспитании школьников.

Ключевые слова: общее образование, гуманитарное образование, воспитательный потенциал, воспитание школьников, воспитательный компонент, мировое сообщество.

Воспитание школьников — одна из основных задач системы общего образования. Это наиболее организованная и массовая практика воспитания общества в целом. Содержание и цели воспитания обусловлены историко-культурным развитием общества, его состоянием в прошлом и настоящем, мировой глобализацией.

Воспитание детей в системе российского общего образования кардинально менялось после распада СССР. Осваивались новые формы социально-экономических отношений и, как результат, снижалось внимание к воспитанию в образовательной системе.

На сегодняшний день Россия рассматривается как современное развитое государство, самостоятельный субъект в мировом сообществе, цивилизационный и культурный центр. Поэтому в воспитании школьников на современном этапе повышается значимость традиционных в России семейных, национальных, религиозных ценностей, на первое место выдвигается воспитание детей на основах духовной культуры и морали.

В середине двухтысячных годов, когда начали разрабатываться ФГОС, это нашло выражение в задаче формирования российской гражданской и культурной идентичности учащихся в качестве основной воспитательной задачи и особой роли школы в обществе. Начали разрабатываться программы по патриотическому и гражданскому воспитанию, по духовно-нравственному воспитанию школьников, направленного на исторические и культурные ценности российского общества.

Воспитательный компонент ФГОС общего образования — это материалы ФГОС общего образования, направленные на оказание воздействия на воспитание учащихся.

Наибольшую трудность представляет развитие воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин, так как данные дисциплины составляют самую стабильную часть общего образования. Изменяется обязательное содержание и учебная нагрузка дисциплин гуманитарного цикла. А изменения эти обусловлены развитием общественного мировоззрения и мировоззрения научно-педагогического сообщества, причастного, как раз, к формированию и стандартизации школьного базового гуманитарного образования. Здесь имеется в виду, в первую очередь, разработка и экспертиза стандартов образования, примерных программ, обеспечение учебниками федеральных перечней. Важным остается изменение подходов к формированию программ образования, которые сложились во время государственной идеологии (исторический материализм, атеизм) и в период влияния либеральных идеологий, которые главенствовали в постсоветский период. Данные «ценности» на сегодняшний день всё ещё являются определяющими в социально-гуманитарном образовании. Но значимость традиционных российских духовно-нравственных ценностей, пусть медленно и противоречиво, но, все же, укрепляет свои позиции.

Негативным изменением в начале разработки нового ФГОС стало перераспределение учебной нагрузки в пользу изучения иностранных языков, преподавание которых было введено со второго класса начальной школы, и в ущерб изучения отечественной истории. Это объяснялось открытостью политической и экономической сфер, а также ориентацией на развитые демократические государства. При этом не замечалось, что в мировом сообществе, первенство в общем образовании отдаётся знаниям, как раз, истории и культуры своей страны, а иностранные языки изучаются фактически по остаточному принципу.

Идеи о том, что отечественную историю нужно изучать в контексте всеобщей, что бессмысленно школьникам изучать классическую литературу, что иностранные языки должны изучаться с первых классов школы приводят только к результату закрепления зависимого в культурном, экономическом и политическом отношениях положения Российской Федерации. Подобные перспективы не отвечают жизненным интересам россиян. Таким образом, чтобы восстановить историческую и культурную преемственность, традиционные и культурные основания гуманитарного образования в российской школе стоит придерживаться следующего:

— увеличить объём изучения отечественной истории; изучать её отдельным учебным курсом на всех ступенях общего образования, и включать в этот курс материалы по всеобщей истории, которые значимы для истории народов России, Российского общества и государства;

— путём определения перечня обязательных изучаемых произведений, которые значимы при формировании традиционной духовно-нравственной культуры школьников, обратить внимание на увеличение традиционного духовно-нравственного содержания в изучении произведений классической литературы;

— русский язык должен изучаться на всех ступенях школы и помогать формированию высокой культуры общения на родном языке;

— иностранные же языки изучать стоит с основной ступени, чтобы они выступали просто как средство общения в инокультурной среде.

На сегодняшний день некоторая часть материалов по стандартизации содержания гуманитарных предметов и в материалах ФГОС общего образования до сих пор представлена в виде устаревшем. Культура российских народов, духовно-нравственные традиционные ценности в них даются не в полном объёме, в виде фрагментов. Поэтому стоит уделить повышенное внимание мировоззренческому и нравственному содержанию общего социально-гуманитарного образования, которое определяет его воспитательный потенциал.

Стоит обратить внимание на экспертизу школьных учебников, порядок которой сейчас не предусматривает обсуждения рецензий на учебники, дискуссии между авторами и экспертами. А ведь это повышает риск выполнения экспертизы случайными рецензентами и отказа, например, в предоставлении федерального грифа учебникам по личным основаниям мировоззрения и идеологии.

Воспитательный компонент общего образования сегодня связан и с возвращением к систематическому религиозно-нравственному образованию и воспитанию школьников. Но так как на сегодня меняются социальные условия, появляются нерелигиозные группы почти в любом обществе, то, как альтернатива для граждан, не принадлежащих ни к какой религии, в программу вводится предмет по выбору нерелигиозной этической воспитательной направленности по светской этике.

Вообще, школьные гуманитарные предметы соответствуют отдельным отраслям науки, дают им возможность адаптироваться с задачами школы и возможностями учащихся. В целом они строят в сознании школьника картину мира как объекта научного познания и основанную на нем практическую деятельность. Поэтому в содержании гуманитарного образования происходит концептуальное переосмысление. Основой ценностного гуманитарного образования становятся универсальные гуманистические ценности цивилизации постиндустриализма: Человек, Цивилизация, Отечество, Мир, Традиции. Также школьнику-личности прививаются и универсальные гуманистические ценности, в которых заключен культурно-исторический опыт предшествующих поколений.

Как уже было сказано выше, воспитательный потенциал гуманитарного образования может выражаться через школьные курсы истории, литературы, обществознания. Эти предметы раскрывают духовные стороны бытия человека в обществе с разных сторон. Но к отбору содержания каждого предмета стоит подходить не только с позиции знаний, но и ориентироваться на возможности содержания при решении воспитательных целей, то есть присвоения ценностей учащимися. И сегодня проблема ценностей как целевого и содержательного компонента образования привлекает всё больше учителей.

Вообще ведущей целью гуманитарного образования и всего образования в целом является, в первую очередь, воспитание гуманистической личности, обладающей творческой активностью, вариативным мышлением, развитым стремлением к созиданию, личности, понимающей человеческие ценности и следующей им. И именно в этом немаловажную роль играет ценностно-смысловая коммуникация, как особый вид учебно-познавательной деятельности, равный гуманитарному познанию. Данная коммуникация представляет собой своеобразный диалог, который обусловлен спецификой гуманитарного знания, фиксирующий общение субъектов учебно-образовательного процесса на социокультурном, межличностном и внутриличностном уровнях; применяется в среде гуманитарного образования, чтобы приобщить ученика к гуманистическим ценностям. Субъектами здесь выступают ученик, педагог и субъект изучаемой культуры. Получается такой диалог эпох, сегодняшней и прошлой, с учащимся, который представляет, в силу своего возраста и социального статуса, будущее. Это диалог обучающего и обучаемого, причем в качестве обучающего выступают и учителя, и родители. В результате такого диалога учащиеся получают не только знания о мире и человеке, но и представляют свое место и назначение в нем.

Таким образом, ценностный потенциал гуманитарного образования выполняет одну из ведущих ролей в решении воспитательных задач современной школы.

Литература:

  1. Филонов, Г.Н. О методологии проектирования образовательных стандартов / Г. Н. Филонов // Педагогика: Научно-теоретический журнал Российской академии образования: издается с июля 1937 / Ред. А. Я. Данилюк. — 2009. — № 8 2009. — с. 3–6.
  2. Галицкая И. А., Метлик И. В. Знания о религии в образовательных стандартах по истории и воспитательный потенциал исторического образования в школе. — М.: ФГУ ГосНИИ семьи и воспитания РАО, 2007; Раздел 3.3 в книге: Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе / И. В. Метлик, И. А. Галицкая, А. В. Ситников. Под ред. д.п.н. И. В. Метлика. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2012.
  3. Леднев В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / Стандарты и мониторинг в образовании. — № 6. — 2002. — С. 3–6.
  4. Социологические исследования хода апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ. — М.: Минобрнауки России, Социологический центр РАГС, 2010; Отношение родителей к преподаванию в общеобразовательных школах курса ОРКСЭ. — М.: Общественная палата РФ, 2010.
  5. Савотина Н. А. Понятие «парадигма» и его статус в педагогике. // Педагогика. — 2012. — № 10. — с. 3–10.
  6. Яковенко И. Г. Что делать? / Новая газета, 15 марта 2012 г. Электронный ресурс: http://www.novayagazeta.ru/arts/51633.html
  7. Послание Президента Федеральному Собранию. 12.12. 2012 г. Электронный ресурс: http://президент.рф/news/17118
  8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Электронный ресурс: http://минобрнауки.рф/документы/543
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Электронный ресурс http://минобрнауки.рф/документы/543
Основные термины (генерируются автоматически): гуманитарное образование, общее образование, воспитание школьников, воспитательный потенциал, воспитательный компонент, мировое сообщество, отечественная история, Российское общество, Россия, ценностный потенциал.


Ключевые слова

мировое сообщество, воспитательный потенциал, гуманитарное образование, общее образование, воспитание школьников, воспитательный компонент

Похожие статьи

Задать вопрос