Классификация источников правового регулирования договора социального найма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.11.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Федчун, К. А. Классификация источников правового регулирования договора социального найма / К. А. Федчун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 290-292. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107413/ (дата обращения: 03.05.2024).



В рамках научной статьи составляется классификация источников правового регулирования договора социального найма.

Ключевые слова: источники, нормативно-правовое регулирование, договор, договор социального найма, классификация.

Within the framework of a scientific article, a classification of sources of legal regulation of a social employment contract is compiled.

Keywords: sources, legal regulation, contract, social employment contract, classification.

По мнению А. В. Коньковой, классификация в сфере правового регулирования представляет собой процесс систематизации и группировки нормативных актов в соответствии с конкретными признаками и критериями. Грамотно составленная классификация позволяет упорядочить огромное количество правовых актов и сделать их более доступными для использования. Автор считает, что классификация в сфере нормативно-правового регулирования имеет большое значение для обеспечения системности и упорядоченности правовой системы, она способствует улучшению доступности и понятности нормативных актов, что способствует их эффективному применению и соблюдению [6, с. 35].

П. В. Крашенинников считает, что классификация нормативных актов позволяет упорядочить их в соответствии с определенными категориями или тематическими областями. Это помогает в систематизации и структурировании правовых норм, что облегчает их понимание и применение. Автор утверждает, что классификация нормативных актов позволяет создать систему, которая помогает пользователям быстро находить нужные им нормы права. Это особенно важно в случае больших объемов правовых актов, когда без классификации поиск нужной информации может быть затруднителен [7, с. 644].

По мнению Ю. П. Свита, классификация нормативных актов помогает обеспечить единообразие и последовательность в правовых нормах. Она позволяет выделить общие принципы и категории, которые могут быть применены при разработке новых нормативных актов или при анализе существующих. Автор также считает, что классификация нормативных актов позволяет установить приоритеты и иерархию между ними. Например, в Российской Федерации Конституция является высшим нормативным актом, а остальные акты должны быть с ней согласованы. Классификация позволяет определить, какие акты имеют более высокую юридическую силу и должны применяться в случае конфликта норм. Автор считает, что классификация нормативных актов облегчает анализ и исследование правовых норм. Она позволяет выделить определенные группы актов, которые могут быть изучены или сравнены в рамках конкретного исследования или анализа [8, с. 496].

Анализируя мнения вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод, что классификация нормативных актов является важным инструментом для систематизации, структурирования и облегчения доступа к правовым нормам, а также для обеспечения единообразия и последовательности в правовых отношениях.

М. Ю. Тихомирова в своем практическом пособии утверждает, что классификация нормативных правовых актов может основываться на следующих, наиболее популярных принципах: классификация по принципу иерархичности; классификация по принципу предметной области (по отраслям права); классификация по хронологическому принципу. Классификация в сфере нормативно-правового регулирования имеет большое значение для обеспечения системности и упорядоченности правовой системы, она способствует улучшить доступность и понятность нормативных актов, что способствует их эффективному применению и соблюдению. Автор считает, что принцип иерархичности упрощает анализ и применение нормативных актов в рамках договора социального найма. Он позволяет определить, какие нормы являются основными и должны быть учтены при заключении и исполнении договора, а какие могут быть применены в случае конкретных обстоятельств или дополнительных условий [9, с. 67].

Следовательно, исходя из тематики исследования, считаем необходимым применить принцип иерархичности при составлении классификации источников правового регулирования договора социального найма. Известно, что договор социального найма на сегодняшний день регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и Жилищным кодексом Российской Федерации.

Следовательно, опираясь на принцип иерархичности и мнение М. Ю. Тихомировой, представим ниже классификацию источников правового регулирования договора социального найма:

  1. Конституция Российской Федерации:

— гл. 2 ст. 40 ч. 3 Конституции Российской Федерации.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации:

— ч. 1 раздел III подраздел I гл. 21 ст. 307;

— ч. 1 раздел III подраздел II гл. 28 ст. 434;

— ч. 2 раздел IV гл. 35 ст. 671–688.

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации:

— раздел III гл. 7 ст. 49–59;

— раздел III гл. 8 ст. 60–91.

Далее необходимо описать указанные источники правового регулирования договора социального найма, классифицированные по принципу иерархичности.

Конституция Российской Федерации не содержит прямых положений, регулирующих договор социального найма. Однако, она устанавливает основные принципы государственной политики в сфере жилищных отношений и социальной защиты населения, которые могут иметь непосредственное отношение к договору социального найма. Например, статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право на жилище и обязывает государство создавать условия для его осуществления [1]. Следовательно, Конституция Российской Федерации является основой для разработки и принятия законов, которые регулируют договор социального найма и обеспечивают его законность и справедливость.

Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит специальных положений, регулирующих договор социального найма. Однако, в Гражданском кодексе Российской Федерации установлены общие правила и принципы, которые могут применяться к договору социального найма. Например, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает обязательность заключения договора в письменной форме (статья 434), а также обязательность исполнения договорных обязательств (статья 307) [2]. Кроме того, Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 671–678 гл. 35) устанавливает общие правила о защите прав потребителей, которые также могут быть применимы к договору социального найма [3]. Следовательно, Гражданский кодекс Российской Федерации может служить основой для разрешения споров и применения общих правил при заключении и исполнении договора социального найма.

Глава 7 Жилищного кодекса Российской Федерации посвящена правам и обязанностям участников договора социального найма. В этой главе устанавливаются права и обязанности арендодателя (собственника жилого помещения) и арендатора (лица, получающего жилое помещение в социальный найм). Глава 8 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует порядок установления размера платы за пользование жилым помещением при заключении договора социального найма. Глава 8 Жилищного кодекса Российской Федерации также устанавливает порядок индексации платы за пользование жилым помещением и условия ее изменения [4]. Следовательно, главы 7 и 8 Жилищного кодекса Российской Федерации играют важную роль в регулировании договора социального найма, определяя права и обязанности сторон договора, а также порядок установления размера и изменения платы за пользование жилым помещением.

Также известно, что правовое регулирование договора социального найма в Российской Федерации осуществляется не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральные органы могут издавать нормативные правовые акты, которые содержат нормы, регулирующие жилищные отношения, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Важно отметить, что нормативные акты субъектов РФ не должны противоречить федеральному законодательству. Кроме того, ЖК предусматривает, что некоторые вопросы, связанные с предоставлением и использованием жилья по договорам социального найма и найма специализированного жилого помещения, регулируются непосредственно субъектами Российской Федерации. Например, порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, может быть установлен субъектом Российской Федерации. В городе Москве такие отношения регулируются Законом города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» [5].

Таким образом, классификация источников правового регулирования договора социального найма является важной темой, поскольку позволяет систематизировать и упорядочить нормативные акты, которые регулируют данную сферу отношений. Предложенная классификация источников правового регулирования договора социального найма является актуальной и удобной, так как она основана на принципе иерархичности, обеспечивает единообразие и стабильность в правовой системе, упрощает анализ и применение нормативных актов, а также устанавливает порядок разрешения споров.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенар. голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // в «Собрании законодательства РФ»
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // «Российская газета», 08.12.1994, № 238
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // «Российская газета», 06.02.1996, № 23
  4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 21.11.2022) //«Российская газета», 12.01.2005, № 1
  5. Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29«Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (с изменениями и дополнениями) // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL:https://base.garant.ru/385656/ (Дата обращения: 31.10.2023)
  6. Конькова А. В. Проблемы соотношения договоров найма в жилищном праве // Молодой ученый. — 2016. — No8.1. — С. 35
  7. Крашенинников П. В. Жилищное право. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2015 — C. 644
  8. Свит Ю. П. Жилищное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. П. Свит. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — С. 496
  9. Тихомирова М. Ю. Договор социального найма жилого помещения. Практическое пособие. М., 2015. –С. 67
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, социальный найм, III, Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, правовое регулирование договора, акт, принцип иерархичности, жилое помещение, классификация.


Похожие статьи

Задать вопрос