О профессиональном стрессе и его влиянии на здоровье педагогов: актуальные вопросы теории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 05.11.2023

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Макеева, Я. Ю. О профессиональном стрессе и его влиянии на здоровье педагогов: актуальные вопросы теории / Я. Ю. Макеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107347/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье автор рассматривает теоретические аспекты стресса, в том числе профессионального стресса в жизни человека. Особое внимание уделяется профессиональной деятельности педагога, и формированию профессионального стресса в процессе педагогической деятельности. Устанавливается взаимосвязь между профессиональным стрессом и здоровьем педагогов, что подтверждается наиболее часто встречающимися болезнями и заболеваниями. По завершении исследования сформулировано авторское определение профессионального здоровья педагогов.

Ключевые слова: стресс, профессиональный стресс, педагог, педагогическая деятельность, здоровье, профессиональное здоровье

На сегодняшний день любая профессиональная деятельность человека, так или иначе, подвержена влиянию стресса, что негативным образом может сказаться как на трудовом процессе человека, так и на жизнедеятельности человека в целом.

Стресс как отдельное явление в психологии было открыто в ХХ веке, его основоположником является Г. Селье. По мнению данного ученого, стресс выступает в качестве неспецифического ответа организма человека на предъявляемые ему требования различного спектра. Также Г. Селье говорил о том, что неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, определяют сущность стресса [7, с. 10].

Как указывает А. Р. Курбанова, стресс представляет собой психическое состояние организма, ввиду чего существующее чрезмерное перенапряжение в организме человека не позволяет полноценно восстановить силы, а также может привести к истощению организма. Помимо этого, стресс выступает в качестве психологической проблемы, которая приводит к снижению эффективности и благополучия, а также к снижению общего качества жизни человека [2, с. 392].

Вместе с тем, стресс в повседневной жизни человека встречается в различных сферах данной жизни, одной из которых выступает профессиональная деятельность. Ввиду чего образуется профессиональный стресс, который входит в подгруппу видов стресса по причине возникновения.

Профессиональный стресс в рамках литературы и научных исследований трактуется по-разному, к примеру, Н. В. Колобродова определяет профессиональный стресс как особенность стрессового состояния, которое непосредственно возникает при реализации различных видов профессиональной деятельности человека. Также автор отмечает, что профессиональный стресс является многообразным феноменом в психологии, и соответственно, выражается в психических и физических реакциях человека на различные напряженные ситуации в процессе его профессиональной деятельности [3, с. 57].

Или, к примеру, О. В. Ковальчук и Д. А. Карюк говорят о том, что профессиональный стресс — это стресс, который возникает в процессе трудовой деятельности человека и его степень зависит от конкретной осуществляемой профессии человека [4, с. 78].

Так как было установлено ранее, профессиональный стресс характерен для различных профессий, и одна из наиболее актуальных профессий, связанных с возникновением профессионального стресса, является педагогическая деятельность. Рассмотрим общие характеризующие черты профессиональной деятельности педагога.

Педагогическая деятельность является одной из разновидностей профессиональной деятельности человека. Данная деятельность предусматривает реализацию обучения, воспитания, образования, а также развития обучающихся.

Как верно указывает Л. А. Носова, педагогическая деятельность представляет собой социально, а также личностно детерминированную деятельность, направленную на приобщение человека к существующей жизни общества. Педагогическая деятельность имеет определенную структуру, включающую в себя:

— мотивацию;

— цели и задачи педагогической деятельности;

— предмет педагогической деятельности;

— средства и способы решения задач, которые характерны для данного вида деятельности;

— результат и итоговый продукт реализуемой педагогической деятельности [6, с. 4].

Также отметим, что роль педагога в современной системе образования неоценима. Можно также сказать о том, что роль педагога в современном обществе несет в себе жизненно необходимое значение, и тем самым, формируется вывод о том, что педагог является мастером, который реализует профессиональную деятельность по воспитанию, преподаванию, и обладает способностями обучать, воспитывать и все это отражается в его профессиональной деятельности.

Но, вместе с тем, педагог в процессе своей профессиональной деятельности ежедневно сталкивается со стрессом, в том числе и с профессиональным стрессом и данный профессиональный стресс в процессе трудовой деятельности педагогов прямо оказывает негативное влияние на их здоровье, на реализуемый образовательный процесс, на деятельность образовательной организации в целом.

Авторы Т. А. Бергис и Ю. С. Кривуля выделяют две группы стрессогенных факторов, которые присущи для профессиональной деятельности педагога:

1. Физические факторы — к их числу относятся:

— режим труда педагога, по причине того, что, несмотря на длительный рабочий день, педагоги продолжают свою трудовую деятельность и дома, готовя материалы к урокам, проверяя тетради и т. д.;

— физические нагрузки, которые характеризуются тем, что проведение занятий, уроков производится стоя, что оказывает существенную нагрузку на опорно-двигательный аппарат педагога, а также высокой нагрузке подвергается речевой аппарат, связки;

— существующие санитарно-эпидемиологические условия, которые характеризуются тем, что в процессе профессиональной деятельности педагоги находятся в окружении шума, множества людей, в том числе в микроклимате образовательного учреждения содержится множество вирусов, инфекций, что также негативно сказывается на здоровье педагогов.

2. Психологические факторы — к их числу относятся:

— профессиональные факторы, которые характеризуются тем, что очень часто педагогам необходимо повышать квалификацию, приобретать новые методики преподавания. Также ежедневно педагог получает высокую интенсивность общения с людьми, осуществляя оценочную деятельность;

— организационные факторы, которые состоят в том, что режим работы педагога фактически не нормирован, предусмотрено классное руководство, посещение семей учащихся с трудным поведением, существующее давление со стороны вышестоящего руководства, родителей учеников, самих обучающихся, постоянные изменения в образовательной системе, что требует пересмотра процесса преподавания и подготовки учеников, а также существенный объем бумажной работы;

— социальные факторы, которые характеризуются тем, что ежегодно снижается престиж и значимость профессии педагога, увеличивается нагрузка в процессе трудовой деятельности, также повышается ответственность педагогов, немаловажно, что встречаются и обучающиеся с девиантным поведением, и в целом может преобладать неблагоприятная психологическая обстановка в коллективе, классах [1, с. 48].

Обобщая сказанное, отметим, что профессиональный стресс в трудовой деятельности педагога является, несомненно, одним из отрицательных аспектов, прямо вызывающее психологические, физические и экономические нарушения (к примеру, снижение эффективности производительности труда, уменьшение работоспособности, общие физиологические недомогания и т. д.). Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогическая деятельность является многоаспектной и сложной как по своему содержанию, так и по структуре.

Вместе с тем, здоровье человека, как указывает Всемирная организация здравоохранения, представляет собой «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов» [8]. Таким образом, здоровье, как указывают А. В. Лядова и М. В. Лядова, выступает в качестве важнейших базовых человеческих ценностей, и также является индикатором при определении оценки качества жизни человека. Также авторы говорят о том, что в рамках психологии здоровье рассматривается в качестве высшей психической функции, и его формирование взаимосвязано непосредственно с развитием самосознания человека [5, с. 1507].

Здоровье имеет множество видов, которые рассматриваются в рамках науки, литературы, и как правило, выделяют 5 основных видов здоровья:

  1. Физическое здоровье;
  2. Психическое здоровье;
  3. Социальное здоровье;
  4. Духовно-нравственное здоровье;
  5. Профессиональное здоровье.

Остановимся подробнее на рассмотрении особенностей здоровья педагогов. Специфика профессиональной деятельности педагога состоит в том, что в процессе реализации трудовой функции, в том числе при влиянии профессионального стресса, педагоги приобретают различные заболевания и болезни, к примеру, сердечно-сосудистые заболевания, психосоматические заболевания, неврозы, снижение остроты зрения, и иные болезни глаз, ожирение, остеохондроз, хронические ларингиты, фарингиты, ксеростомия, венозная недостаточность, частые вирусные и простудные заболевания, синдром профессионального выгорания и т. д.

Профессиональное здоровье педагогов, в свою очередь, должно также поддерживаться на должном уровне, и вместе с тем добавим, что в рамках научной и учебной литературы мало внимания уделяется раскрытию сущности и понятия профессионального здоровья педагогов.

В результате проведённого теоретического исследования, считаем необходимым предложить авторское определение профессионального здоровья педагогов, под которым понимается состояние организма педагога, которое способно сохранять, а также активизировать различные когнитивные, эмоциональные, рефлексивные, мотивационные, а также регуляторные механизмы, которые непосредственно направлены на поддержание работоспособности педагога, а также эффективности трудовой деятельности по образованию детей и подростков, а также на внутреннее развитие сторон личности педагога вне зависимости от наступающих либо изменившихся условий и этапов профессиональной деятельности педагога.

Таким образом, подводя итог, необходимо сказать о том, что на сегодняшний день проблема влияния профессионального стресса на здоровье педагогов важна и актуальна, важность профессии педагога была и остается неоценима, вместе с тем, возникает и необходимость поддержания здоровья педагогов на должном уровне, в том числе, не забывая и об их профессиональном здоровье.

Литература:

  1. Бергис, Т. А. Проблема профессионального стресса педагогов в условиях современной образовательной системы / Т. А. Бергис, Ю. С. Кривуля // КНЖ. — 2020. — № 1 (30). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-professionalnogo-stressa-pedagogov-v-usloviyah-sovremennoy-obrazovatelnoy-sistemy (дата обращения: 27.10.2023).
  2. Курбанова, А. Р. Психология стресса / А. Р. Курбанова // Мировая наука. — 2019. — № 5 (26). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-stressa (дата обращения: 18.10.2023).
  3. Колобродова, Н. В. Понятие, виды и причины профессионального стресса / Н. В. Колобродова // Интернаука. — 2017. — №. 11/1 (15). — С. 57–59.
  4. Ковальчук, О. В. Профессиональный стресс в современных условиях жизни и способы его преодоления / О. В. Ковальчук, Д. А. Карюк // Современные социально-экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы: сборник статей Х Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 07 марта 2022 года. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И. И.), 2022. — С. 77–84.
  5. Лядова, А. В. Ценность здоровья в современном обществе / А. В. Лядова, М. В. Лядова // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 16–18 марта 2017 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2017. — С. 1506–1512.
  6. Носова, Л. А. Сущность и характеристика профессиональной педагогической деятельности в реалиях современного образования / Л. А. Носова // E-Scio. — 2021. — № 3 (54). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-harakteristika-professionalnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-realiyah-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.10.2023).
  7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. –254 с.
  8. Всемирная организация здравоохранения: официальный сайт. –URL: https://www.who.int/ru (дата обращения: 22.10.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный стресс, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, профессиональная деятельность педагога, профессиональное здоровье педагогов, том, здоровье педагогов, профессиональная деятельность человека, профессиональное здоровье, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос