Государственная политика в сфере сельского хозяйства Республики Тыва | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 30.10.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Даваа, Ч. Н. Государственная политика в сфере сельского хозяйства Республики Тыва / Ч. Н. Даваа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107034/ (дата обращения: 22.05.2024).



В статье автор исследует основные направления государственной политики в сфере сельского хозяйства в Республике Тыва, выделены основные проблемы и возможные пути их решения.

Ключевые слова: аграрная политика, сельское хозяйство, Республика Тыва.

Сельское хозяйство является одним из важнейших секторов экономики Республики Тыва. Его удельный вес в валовом региональном продукте составляет более 20 процентов (факт 2018 года — 15 %). По данным Росстата, численность населения Тывы составляет 337 271 человек (по состоянию на 2023 год). Плотность населения — 2,00 чел./км². Городское население — 54,65 % (по состоянию на 2022 год). На селе проживает 142,4 тыс. человек (факт — 143,1 тыс. человек) или 46 % населения республики [7]. В сельскохозяйственном производстве во всех категориях хозяйств занято 25 тыс. человек или 24 % общей численности работающих в экономике. Высокий удельный вес сельского населения в общей численности населения республики обусловил приоритетность в социально-экономической политике комплексного и устойчивого развития сельских территорий, их инфраструктурного обустройства.

На правительственном уровне действует Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013–2025 гг. [3]. В республике принята Государственная программа Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014–2020 годы». Она разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, с Законом Республики Тыва от 28 декабря 2007 г. № 427 ВХ-2 «О развитии сельского хозяйства в Республике Тыва», постановлением Правительства Республики Тыва от 28 мая 2012 г. № 275 «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Тыва на период до 2020 г»., распоряжением Правительства Республики Тыва от 31 июля 2013 г. № 261-р «Об утверждении перечня государственных программ Республики Тыва, подлежащих разработке».

За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва был обеспечен рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.

Главная цель этого решения — совершенствование координации действий органов исполнительной власти, местного самоуправления и предпринимателей по реализации губернаторского проекта «Одно село — Один продукт». Согласно проекту, каждый населенный пункт при поддержке региональной власти будет иметь приоритетное фирменное производство, и выходить с ним на рынок [1].

«Специализация кожуунов (районов), муниципальных образований при наличии соответствующей ресурсной базы, логистики должна стать приоритетной. Кластер может включать не только один кожуун, а несколько. Инициатива создания аграрных кластеров в интересах самих муниципалитетов. Только так, объединив на доверии мелких и средних товаропроизводителей», считает Глава Республики Тыва (18 мая 2007–7 апреля 2021), что «республика сможет подойти к созданию бизнес-структур, способных не только вывести агропромышленный комплекс региона на качественно новый уровень развития, но и открыть аграриям Тувы выход на межрегиональные рынки с конкурентоспособной продукцией» [2].

Планы создания и развития аграрных кластеров вызревали из опыта предыдущих двух лет реализации данного проекта, который помимо положительных результатов выявил и существенные недоработки. Одной финансовой поддержки локальных проектов в сельском бизнесе со стороны органами властей оказалось недостаточно.

Для создания аграрных кластеров нужны механизмы, позволяющие на базе массы малых и средних предприятий с однородными производствами, сохранив их самостоятельность, выстроить систему партнерства. По ней подразумевается такая форма ассоциации участников губернаторского проекта, которая открывает возможности перераспределить и специализировать производства, оснастить их технологический уровень, увеличить объем и повысить качество продукции и товаров с учетом запросов рынка. В перспективе это партнерство может стать основой для формирования вертикально интегрированных компаний, обеспечивающих всю производственную цепочку от производства сырья до реализации готовой продукции потребителю.

Наиболее оптимальный путь к такой структуре — создание кластера. При этом все усилия решено сосредоточить на производстве продукции мясного и молочного животноводства, в котором регион обладает инвестиционной привлекательностью ресурсного потенциала и объективными конкурентными преимуществами [1].

По данным Минсельхозпрода РФ к началу 2018 г. регион вошел в число 10 регионов РФ, в которых доля прибыльных сельхозорганизаций составила от 100 до 91,7 %, регион занял 6 место среди регионов РФ по поголовью овец и коз, занял 10 место по производству шерсти [6].

Кроме того, в настоящее время в сельском хозяйстве сохранили и успешно развиваются кроме мясного и молочного скотоводства — верблюдоводство, яководство, оленеводство и коневодство. Поэтому именно в агропромышленном комплексе представляется возможным реализация кластерного подхода. Он представляет формирование основных предприятий по зональной специализации, которые в свою очередь будут связаны с хозяйственно-логистическими связями с сетью мелких хозяйств в районах — в частности, с поставщиками сырья, переработчиками, центрами распределения и т. д., вплоть до потребителей.

По информации министра экономики и промышленности Е. Каратаевой количество аграрных кластеров в регионе будет несколько. Первый по значению — мясной. В качестве кластерных центров по производству и переработке молока рассматриваются Пий-Хемский, Каа-Хемский и ДзунХемчикский районы. Кластер по производству семян зерновых культур и др. [5]

Несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.

Вместе с тем, перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития сельского хозяйства сохраняется. Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.

В последнее десятилетие уменьшилось количество крупных сельскохозяйственных организаций, способных оптимизировать производство, затраты, внедрять новую технику и технологии.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

низкая технико-технологическая оснащенность сельского хозяйства республики из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;

низкое воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов;

неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда;

финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций в развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В заключение отметим, что достигнутые результаты развития сельского хозяйства и имеющиеся проблемы обусловливают необходимость определения новых стратегических целей и становятся приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Литература:

  1. Баазан, С. С. Д. Проект «Одно село — один продукт» направлен на развитие кластерного подхода / С. С. Д. Баазан, Р. Б. Ховалыг. — Текст: непосредственный // Современное инновационное общество: динамика становления, приоритеты развития, модернизация: экономические, социальные, философские, правовые, общенаучные аспекты материалы международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 31.
  2. Глава Тувы направил проект «Одно село — один продукт» по пути создания аграрных кластеров. — Текст: электронный. — URL: https://www.furazh.ru/n/A7F1 (дата обращения: 25.10.2023).
  3. Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013–2025 гг. — Текст: электронный // Министерство сельского хозяйства РФ. — URL: http:// www.mcx.ru/documents/file_document/show/17455.77. htm/
  4. Гумеров Р. Агропродовольственная политика: как реализовать смену парадигм (концептуальные соображения по реформированию системы управления АПК России) // Рос. экон. журнал. — 2015. — № 2. — С. 66–83.
  5. Дугержаа, М. М. Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва, благодаря губернаторскому проекту «Одно село — один продукт». — Текст: непосредственный // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. — 2016. — № 2 (65). — С. 207–209.
  6. «Одно село — один продукт»: итоги реализации губернаторского проекта. — Текст: непосредственный // Тув. Правда. — 2018. — Янв. 12.
  7. Численность населения в Республике Тыва. — Текст: электронный. — URL: https://gogov.ru/population-ru/tva (дата обращения: 25.10.2023)
  8. Современное инновационное общество: динамика становления, приоритеты развития, модернизация: экономические, социальные, философские, правовые, общенаучные аспекты: материалы международной научно-практической конференции (27 марта 2015г.). — В 3-х частях. — Ч.2. / отв. ред. Н. Н. Понарина, С. С. Чернов — Саратов: Изд-во «Академия управления», 2015. — 174 с. URL: http://academymanag.ru/files/sbornik270315_2.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): сельское хозяйство, Тыва, сельскохозяйственная продукция, регулирование рынков, республика, агропромышленный комплекс, готовая продукция, губернаторский проект, сельскохозяйственное производство, социальное развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос