Формирование художественно-творческих способностей младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 27.10.2023

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Арапова, П. И. Формирование художественно-творческих способностей младших школьников / П. И. Арапова, Д. В. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 299-302. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107012/ (дата обращения: 05.05.2024).



Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. В данной статье рассмотрены взгляды различных ученых на понятие художественного творчества, а также нетрадиционные техники рисования, как способ развития инициативности и самостоятельности принимаемых решений, привычки к свободному самовыражению, уверенности в себе у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: младшие школьники, художественное творчество, нетрадиционные техники рисования, внеурочная деятельность.

The main goal of the school as a social institution in modern conditions is the versatile development of children, their cognitive interests, general academic skills, self-education skills, creative abilities. The most effective sphere of development of creative abilities of children is art, artistic activity. This article examines the views of various scientists on the concept of artistic creativity, as well as non-traditional drawing techniques as a way to develop initiative and independence of decision-making, habits of free expression, self-confidence in children of primary school age.

Keywords: younger schoolchildren, artistic creativity, non-traditional drawing techniques, extracurricular activities.

Термин «художественное творчество детей» описывается, как отношение их к себе и к окружающему миру, умение выражать индивидуальные особенности в художественной форме. Художественное творчество — одно из средств развития личности, составная часть системы эстетического воспитания. Художественное творчество может проявляться через рисунки, лепку, устное и письменное художественное слово, танцы, хоровое пение, мелодии, театральные постановки, декоративно-прикладное искусство, вышивка, резьбу по дереву и т. п., выполняемые как самостоятельно, так и под руководством взрослого [16].

Художественное творчество — особая деятельность человека, в результате которой появляется новое произведение, продукт художественного творчества, отличающийся оригинальностью и уникальностью. Художественное творчество производится согласно законам художественно-образного отражения действительности [17].

Согласно Т. С. Комаровой, художественно-творческие способности — это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание [5].

Возрастная периодизация младшего школьного возраста по Д. Б. Эльконину, представляющая собой слияние концепций А. Н. Леонтьева и Л. С. Выготского, определяется от 7–12 лет, которые приходятся на обучение ребенка в начальной школе.

Во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет до 10 часов в неделю. Это прекрасная возможность для осуществления работы над формированием художественно-творческих способностей младшего школьника.

Возможности художественного образования в развитии творческих способностей исследовали психологи и педагоги А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Б. М. Теплов, они подчеркивают, что в развитии художественно-творческих способностей младших школьников хороших результатов можно достичь при помощи рисования с использованием нетрадиционных техник изображения. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Нетрадиционные техники рисования — это новое направление, которое помогает развивать у ребенка все стороны его личности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку. Использование различных приемов способствовало выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети могут осваивать художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования [13].

Учитывая возрастные особенности младших школьников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для детей младшего школьного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля. Дети могут освоить еще более трудные методы и техники: кляксография; монотипия; тычок жесткой кистью; набрызг; ниткография; рисование мятой бумагой; рисование мыльными пузырями; рисование на мятой бумаге; рисование по сырому; пластилинография и т. д. [10]. Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия:

— прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность;

— воспитание в школе должно идти через совместную деятельность не только детей с друг другом, но и со взрослыми, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей;

— процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

Для развития художественно-творческих способностей, одним из важных условий является понимание уровня художественно-творческих способностей младших школьников для подбора развивающих занятий.

Н. А. Лепская выделяет три уровня сформированности художественно-творческих способностей у младших школьников на основе художественной выразительности их рисунков:

  1. Уровень дохудожественного рисунка. Замысел стереотипный, слабо основан на наблюдениях, схематичность, отсутствие пропорций.
  2. Уровень фрагментарной выразительности рисунка. Оригинальный замысел, основан на наблюдениях, попытка передать перспективу, пропорции, отдельная схематичность.
  3. Уровень художественной выразительности рисунка. Замысел оригинальный, динамика, эмоциональность, выразительность, пропорции, пространство, светотень. [6]

Также, для поэтапного развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста, приведена следующая таблица 1, составленная на основе работ А. А. Мелик-Пашаева [8] и Б. М. Неменского [9].

Таблица 1

Этап

Цель

Задачи

Художественно-эстетический

- развитие художественного опыта, как основы развития творческого воображения;

— развитие чувствительности к материалу и средствам выразительности (форма, линия, цвет, объем, композиция и т. д.)

- развивать наблюдательность, обращать внимание на особенности окружающего мира;

— развивать способность восприятия облика явлений и предметов, как выражение внутреннего человеческого содержания

Эмоционально-творческий

- развитие умения выражать собственные ощущения и чувства через образ при помощи различных средств выразительности и материалов

- развивать чувствительность к выбранному для работы материалу и выразительность

Практический

- развитие способности переносить собственные впечатления в соответствующий образ

- развивать оригинальность в воплощении собственного замысла при помощи комбинирования разнообразных средств выразительности и видов искусства;

— развивать способность использования собственного жизненного опыта для создания оригинального художественного образа

Таким образом, творческие способности, формируемые во внеурочной деятельности, помогают развить доверие к собственным силам, носят деятельный характер, формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.

Литература:

  1. Асташенко, А. Н. Внеурочная деятельность учащихся как фактор повышения эффективности образовательного процесса [Текст] / А.Н.
  2. Батищев, Г. С. Познание творчества [Текст] / Г. С. Батищев // Природа. -1986. — № 6. — С. 50–59. — С.53
  3. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979. — С.28.
  4. Ильенков Э. В. Личность и творчество. — М.,: Языки русской культуры, 1999. — 76 с. — С.34
  5. Комарова, Т. С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада [Текст] / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика — Синтез, 2010. — 256 с
  6. Лепская Н. А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика "5 рисунков»: Пособие для учителя / Моск. департамент образования, Фил. Моск. ин-та повышения квалификации работников образования, Науч.-практ. центр непрерыв. художеств. образования. — Москва: Инженер: Фирма «Ин-кварто», 1995. — 54 с.
  7. Львов М. Р. Школа творческого мышления. — М., 2015. — 180 с. — С.58
  8. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческой деятельности. — М.: Знание, 2011. — 165с. — С.24.
  9. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1–4 классы. / пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. — Москва: Просвещение, 2011. — 129 с.
  10. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования. Планирование, конспекты занятий — СПб.: КАРО, 2017. — 96 с.
  11. Пономарев Я. А. Фазы творчества и структурные уровни его организации // Вопросы психологии, 1982. — № 2. — С. 5–13. — С.7.
  12. Психология развития, возрастная психология — Москва: Феникс, 2013. — 224 c. — С.112.
  13. Рензулли Дж., Райе С. Модель школьного обучения // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М. — 1997. — с. 214–242. — С.220.
  14. Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения. Каленникова Т. Г., Борисевич А. Р.
  15. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
  16. От аллегории до ямба. Составитель: Н. Ю. Русова, 2004г.
  17. Тейлор К. Проблемы теории творчества. — М., 2014. — 157 с.
  18. Фархшатова И. А. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 13. — С. 94–103.
Основные термины (генерируются автоматически): художественное творчество, нетрадиционная техника рисования, внеурочная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, окружающий мир, способность, мятая бумага, полная свобода, творческая деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос