Внедрение цифровых технологий в процесс обучения юридическим дисциплинам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 31.10.2023

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Олейников, С. А. Внедрение цифровых технологий в процесс обучения юридическим дисциплинам / С. А. Олейников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106948/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассмотрен вопрос внедрения цифровых технологий в процесс обучения юридическим дисциплинам.

В современный период развития общества происходят существенные изменения в системе образования. Эти изменения предполагают необходимость применения одного из эффективных способов использования возможностей для повышения качества образования, предоставляемых цифровыми технологиями.

Актуальность исследования связана с постоянно меняющимся законодательством, а также с наличием множества факторов, затрудняющих процесс нормального очного образования (COVID-19 и т. д.)

Ключевые слова: цифровые технологии, информационные технологии, цифровой образовательный ресурс, высшее образование, юридические дисциплины, правовое мышление.

Процесс цифровизации стал существенным трендом в настоящее время, активно влияя на сферу теории и практики современных социально-экономических отношений. Он оказывает прямое воздействие на характер трудовых отношений и уровень квалификации персонала. В современном мире рынок труда подвергается значительным изменениям, поскольку цифровизация приводит к устареванию отдельных профессий, которые заменяются компьютерными программами или роботами.

Сфера юриспруденции не осталась в стороне от этой трансформации. Процесс модернизации образования, адаптированного к условиям цифровизации, начинается с изменения учебных планов. На сегодняшний день в образовательном процессе тесно интегрированы дистанционное обучение, электронное тестирование, электронные учебники, а также интерактивные и мультимедийные технологии.

Современные российские учебные заведения должны стремиться к выпуску квалифицированных специалистов, обладающих надежными знаниями в области юридических дисциплин и формированием правосознательного интеллекта. Нормативные акты утверждают, что человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, и это принцип лежит в основе государственной политики и становления гражданского общества. Следовательно, образовательные учреждения должны находиться в поиске качественных выпускников, которые уважительно относятся к законам, способны правильно применять юридические знания в своей деятельности и готовы защищать свои права.

Возможность обучения в онлайн-режиме придает гибкость в доступе к образованию практически в любых обстоятельствах общественного развития. В этой связи, различные онлайн-курсы и использование цифровых технологий для изучения юридических дисциплин представляют собой идеальное средство, поскольку они доступны для широкой аудитории и покрывают широкий спектр тем, интересов и областей подготовки.

Однако, несмотря на многообещающие возможности, которые предоставляют цифровые технологии для обучения, многим обучающимся не удается достичь своих учебных целей.

Поскольку эффективность обучения студентов часто служит важным показателем успеха и качества онлайн-курсов, исследования в области изучения юридических дисциплин с использованием цифровых технологий включают анализ факторов, влияющих на результаты обучения.

В ходе прохождения курса, студенты могут сталкиваться с препятствиями, которые могут затруднять или даже мешать достижению их индивидуальных образовательных целей в изучении юридических дисциплин. Эти цели могут варьироваться от достижения конкретной цели, такой как завершение курса, до более индивидуальных, таких как приобретение необходимых юридических знаний для их применения на практике или выполнение всех заданий курса.

Исследования, направленные на выявление барьеров в обучении с использованием цифровых технологий, показывают, что большинство студентов сталкиваются с такими трудностями в разной степени, и некоторым из них удается их преодолеть с большей легкостью. Эти препятствия могут повлиять как на индивидуальные успехи, так и на общее восприятие процесса обучения, уровень удовлетворенности студентов, а также восприятие сложности достижения личных образовательных целей. Это, в свою очередь, может влиять на будущие решения о продолжении обучения с использованием цифровых технологий.

Современное высшее образование оказывает большое воздействие на цифровые технологии, которые интегрируются в различные аспекты образовательного процесса, создавая мировое информационное пространство.

Цифровизация в России начала активное развитие с 2017 года после утверждения программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. В контексте экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий Россия в настоящее время занимает 38-е место, существенно уступая лидирующим странам, таким как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Люксембург и Германия [2].

Внедрение дистанционного обучения стало важным этапом в развитии российской системы образования в XXI веке и получило широкое распространение во время пандемии COVID-19. В современных условиях дистанционное обучение способствует формированию общей цифровой грамотности населения, особенно молодого поколения.

В настоящее время происходит развитие цифровой образовательной среды, представляющей собой комплекс информационных систем, цифровых устройств, ресурсов, инструментов и сервисов, созданных и развиваемых для обеспечения функционирования образовательных учреждений и решения задач, связанных с обучением [3]. Согласно этой концепции, стоит отметить, что основа этой среды уже существует в каждом высшем учебном заведении в виде электронной информационно-образовательной инфраструктуры.

Анализ современного состояния интеграции цифровых технологий в учебный процесс подтвердил, что в методологическом плане разработка и использование цифровых образовательных технологий развиваются в двух основных направлениях. На основе общих методологических и теоретических принципов, каждое из этих направлений имеет свои уникальные преимущества и ограничения в решении разнообразных задач в контексте организации образовательного процесса.

Первое направление включает в себя принципы программированного обучения и связано с разработкой и применением автоматизированных обучающих систем для различных учебных дисциплин. Эти системы включают в себя так называемые авторские платформы, которые позволяют преподавателям-разработчикам создавать и внедрять учебный материал в базу данных и создавать программы обучения с использованием специальных языковых средств и алгоритмов обучения. Эффективность таких систем проявляется в возможности персонализации образования в условиях массового обучения, а также в способности адаптировать методику обучения к индивидуальным особенностям студентов, при этом они требуют тщательной разработки со стороны педагогических и психологических коллективов [4].

Второе направление интеграции цифровых технологий в образование тесно связано с процессами цифровизации различных сфер человеческой деятельности, включая судебную и правоохранительную области. В рамках этого направления создаются специальные образовательные компьютерные программы, программные комплексы и автоматизированные системы, которые призваны автоматизировать обработку больших объемов информации, таких как судебная статистика, учет криминалистических данных, результаты судебных экспертиз, оптимизацию и исследование характеристик объектов и процессов на основе математических моделей и т. д. [6].

Изучение юридических дисциплин с использованием цифровых технологий нацелено на достижение нескольких ключевых целей. Во-первых, оно направлено на обеспечение студентов пониманием действующего законодательства и способствует формированию представлений о значении и роли права в повседневной жизни каждого человека. Во-вторых, это обучение направлено на развитие понимания правовой системы и процесса создания законов. Третья цель заключается в развитии навыков анализа и оценки различных юридических норм, что способствует формированию правового сознания и мышления студентов [5].

С цифровой трансформацией образовательного процесса важную роль играет активное участие студентов в научно-исследовательской работе. Важным элементом этого процесса является обучение студентов использованию научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU», позволяющей доступ к публикациям ученых, включенных в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). В дополнение к библиометрической информации, платформа предоставляет инструменты для создания ссылок, что способствует удобству и эффективности работы исследователей и способствует развитию академической письменной культуры.

В период «ковидных» ограничений вебинары, проводимые на различных платформах, таких как Webinar, Microsoft Teams, Zoom, Skype, Discord, TELLSY, My Own Conference, TrueConf, приобрели особую популярность. Они предоставляют студентам возможность обмена знаний в режиме реального времени с учеными не только из разных регионов России, но и из других стран. Такие мероприятия способствуют формированию культуры общения в цифровом пространстве.

В преподавании юридических дисциплин преподаватели активно используют компьютерные справочные правовые системы, такие как «Гарант» и «Консультант Плюс», для облегчения процесса поиска информации. Все больше университетов прибегают к использованию онлайн-курсов, электронных библиотек и юридических форумов. Цифровые технологии предоставляют новые возможности для развития юридического образования, однако интеграция их в образовательный процесс может вызывать определенные сложности [3].

Важно помнить, что преподавание юридических дисциплин имеет свои особенности, так как оно способствует формированию правовой культуры и повышению уровня правовой грамотности студентов. Эти дисциплины направлены на воспитание уважения к закону и правопорядку.

В современных условиях невозможно обеспечить подготовку высококвалифицированных юристов без использования цифровых технологий. Программы по цифровой трансформации экономики России и цифровой образовательной среды нацелены прежде всего на молодое поколение. В связи с этим, при преподавании юридических дисциплин активно используются цифровые инструменты, такие как программные продукты, приложения, информация из социальных сетей, данные с официальных сайтов государственных органов Российской Федерации, сайтов международных организаций и цифровых платформ для организации учебного процесса и научных исследований студентов.

Указанные аспекты цифровизации образовательного процесса позволяют усовершенствовать подготовку современных юристов, которые обладают цифровыми навыками. В будущем, интеграция искусственного интеллекта в образовательный процесс также станет актуальной для удовлетворения потребностей студентов.

Литература:

  1. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26–27 сентября 2019 г. [Текст] / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв.ред. И. В. Дворецкая; пер. с кит. Н. С. Кучмы; Нац. исслед. унт «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 155 с.
  2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
  3. Нигматулин Р. В., Никитина А. А. Цифровые инструменты в преподавании юридических дисциплин // Информационное общество. 2023 № 4
  4. Голенков В. В. Виртуальные кафедры и интеллектуальные обучающие системы / В. В. Голенков, В. В. Емельянов, В. Б. Тарасов // Новости искусственного интеллекта. — 2001. — № 4. — С. 1–19.
  5. Валиев, Г. Х. Особенности использования информационных технологий при преподавании правовых дисциплин студентам непрофильных направлений / Г. Х. Валиев, Р. Г. Хайруллина // Russian Journal of Education and Psychology. — 2021. — Том 21. — № 1–2. — С. 66–71
  6. Раскидная, Д. А. Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин / Д. А. Раскидная. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 122–124.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, дисциплина, дистанционное обучение, TELLSY, молодое поколение, процесс, Российская Федерация, система, учебный процесс, цифровая образовательная среда.


Похожие статьи

Задать вопрос