Гендерные различия мотивации достижения в юношеском возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (488) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.10.2023

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Гуз, И. С. Гендерные различия мотивации достижения в юношеском возрасте / И. С. Гуз. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 81-82. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106678/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье представлены результаты изучения мотивации достижения в юношеском возрасте у лиц разного пола. Были проанализированы материалы по данной теме, а также проведено исследование.

Ключевые слова: мотивация, мотив достижения успеха, юношеский возраст, гендерные особенности.

Актуальность исследования обусловлена наличием возможных различий в мотивации достижения в юношеском возрасте у гендерных групп. Мотивации достижения успеха — это одна из ключевых проблем психологии становления личности. Интерес к изучению мотивации достижения в юношеском возрасте на современном этапе развития психологии вызван необходимостью подготовки к жизни людей, способных самостоятельно получать знания, имеющих активную жизненную позицию.

Юность — это возраст, с которым связано становление личности. В этом периоде происходит формирование мировоззрения человека, а также его самосознания. Люди в этом возрасте формируют свои моральные ценности, а также учатся самостоятельности и независимости. Как правило, этот период занимает 3–4 года: у девушек — с 16 до 20 лет, у юношей — с 17 до 21 года. Также существует понятие ранней юности (15–18 лет) и поздней (18–23 года).

Развитие человека в юности подразумевает не только физическое созревание организма, но и социальную трансформацию. В этот период ключевыми становятся такие события, как получение паспорта, наступление уголовной ответственности и осознание ее, получение права вступать в брак и т. д. Многие юноши и девушки с 16–18 лет начинают трудовую деятельность, учатся зарабатывать и предстают перед важным вопросом выбора профессии. Характерной особенностью психологического развития личности в юношеском периоде является то, что молодые люди начинают задумываться о будущем и планировать свой жизненный путь.

Мотивация является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения человека. Данная проблема изучается как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Существует множественность понимания сущности и структуры проблемы мотивации, что объясняет её сложность и многоаспектность. По мнению С. В. Рубцова, «развитие теории мотивации происходило в рамках трех основных областей: биологической, бихевиористской и когнитивной» [1, с. 17].

Мотивацию достижения обычно рассматривают в рамках учебной и профессиональной деятельности — то есть в сферах, где присутствует направленность на результат, так как в этих областях она имеет наибольшее значение. [2, с. 147].

Большое значение в изучении мотивации достижения в рамках деятельности имеет теория, разработанная Д. Аткинсоном, Д. Макклелландом и Х. Хекхаузеном. Согласно этой теории, существует два мотива по отношению к деятельности, направленной на достижение. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

Люди, которые имеют мотивацию достижения успеха, как правило, ставят перед собой определенную цель и уверены в том, что обязательно достигнут её, то есть добьются успеха. Кроме того, такие люди рассчитывают получить одобрение за действия, которые направлены на достижение поставленной цели. [3, с. 570]

Люди с мотивацией избегания неудачи ведут себя противоположным образом. Их внимание в процессе деятельности обычно сосредоточено на том, чтобы избежать всевозможных неудач. Подобная позиция часто влечет за собой поражения и неудачи, которых пытаются избежать эти люди.

Задачи исследования : изучить гендерные особенности мотивации достижения у лиц юношеского возраста

Цель исследования : выявить различия мотивации достижения у лиц юношеского возраста разного пола.

Была сформирована гипотеза : существуют различия в мотивации достижения у гендерных групп юношеского возраста, а именно: уровень мотивации достижения у юношей в данном возрасте выше, чем у девушек.

Проанализируем полученные данные.

Исследование проводилось на базе факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие 43 респондента (23 девушки и 20 юношей) в возрасте от 19 до 23 лет. Для диагностики мотивации достижения у лиц юношеского возраста была использована методика А. Мехрабиана «Диагностика мотивации достижения».

При сравнительном анализе мотивации достижения у лиц юношеского возраста было выявлено преобладание мотива достижения успеха у юношей (55 %), при этом мотив избегания неудач оказался ведущим у 20 %, неопределенный мотив преобладает у 25 % респондентов мужского пола. Так, юноши в большей степени при выполнении определенной деятельности рассчитывают на успешное достижение поставленной цели, уверены в своих силах, возникновение трудностей их мотивирует.

Анализ мотивации достижения у лиц женского пола показывает преобладание неопределенного мотива (48 %), а также мотива избегания неудач (43 %) у отвечающих. При этом неопределенный мотив выявлен у 9 % девушек. Это говорит о том, что девушки склонны чаще, чем юноши, неадекватно оценивать свою деятельность, болезненно воспринимать критику. При столкновении с трудностями девушки, в отличие от юношей, склонны больше не возвращаться к выполняемой задаче.

При статистической обработке полученных данных было выявлено достоверное различие уровня мотивации достижения между лицами юношеского возраста мужского и женского пола. Так, уровень мотивации у юношей оказался выше, чем у девушек (t = 3,6 p <0,01).

Выявленные различия между преобладающим мотивом у юношей и девушек, вероятно, могут быть связаны с тем, что традиционно представители сильного пола характеризуются большей целеустремленностью и мотивированы на успех, в то время как женская половина респондентов могут характеризоваться большей осторожностью и рассудительностью в деятельности.

Литература:

  1. Реан, А. А. Психология подростка [Текст] / А. А. Реан. — СПб.: «ПраймЕврознак», 2003. — 480 с.
  2. Фомина, Н.А., Алейкин А. Г. Общительность, организованность и ответственность как профессионально важные свойства личности студентов-будущих управленцев [Текст] // Российский научный журнал. — 2011. — № 3 (22). — С. 104–110.
  3. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Основные термины (генерируются автоматически): юношеский возраст, девушка, мотивация достижения, неопределенный мотив, юноша, изучение мотивации достижения, мотив достижения успеха, мотив избегания неудач, мотивация достижения успеха, поставленная цель.


Похожие статьи

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

мотив, избегание неудач, базовая компетенция решения, индивид, достижение успеха, мотивация, позитивный взгляд, позитивный результат, успех, биологическая мотивация.

Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового возраста

Структура мотивации достижения спортсменов подросткового возраста носит индивидуальный характер и включает побудительные, базисные и процессуальные основания.

1. Бороздина Л. В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи.

О необходимости развития у детей мотива достижения успехов...

В экспериментальных исследованиях показано, что учащиеся, имеющие сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний.

Формирование мотивации достижения успеха у младших...

По данным диаграммы видно, что учащихся с высоким уровнем мотивации достижения — 53,9 %, средний уровень у 42,6 %, низкий уровень у 4,5 %. Таким образом, в основном, преобладает высокий и средний уровень мотивации достижения успеха.

Мотивация достижения успеха современных старшеклассников

Нами было проведено исследование на тему «Мотивация достижения успеха сельских старшеклассников». Цель исследования: изучить мотивацию достижения успеха выпускников городских и сельских школ.

Особенности мотивационной сферы подростков

Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Иначе ведут себя подростки, мотивированные на избегание неудач.

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения...

 В статье раскрывается взаимосвязь тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у учащихся выпускных девятых классов в теоретико-эмпирическом исследовании. Приведена характеристика этих явлений и особенности их проявления в подростковом возрасте.

Мотивация достижения в учебной деятельности

Последнее место в списке доминирующих мотивов учебной деятельности у выпускников ПГУАС контрольной группы занимает мотив «Не отставать от сокурсников», что подтверждает результаты тестов на достижение успехов и избегание неудач.

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности...

Мотив достижения выбирают 91,67 % школьников, мотив самоопределения и самосовершенствования — 75 %, мотив благополучия — 25 %. Мотивы аффилиации, престижа и учебно-познавательный мотив обладают одинаковой выраженностью (16,67 %).

Похожие статьи

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

мотив, избегание неудач, базовая компетенция решения, индивид, достижение успеха, мотивация, позитивный взгляд, позитивный результат, успех, биологическая мотивация.

Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового возраста

Структура мотивации достижения спортсменов подросткового возраста носит индивидуальный характер и включает побудительные, базисные и процессуальные основания.

1. Бороздина Л. В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи.

О необходимости развития у детей мотива достижения успехов...

В экспериментальных исследованиях показано, что учащиеся, имеющие сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний.

Формирование мотивации достижения успеха у младших...

По данным диаграммы видно, что учащихся с высоким уровнем мотивации достижения — 53,9 %, средний уровень у 42,6 %, низкий уровень у 4,5 %. Таким образом, в основном, преобладает высокий и средний уровень мотивации достижения успеха.

Мотивация достижения успеха современных старшеклассников

Нами было проведено исследование на тему «Мотивация достижения успеха сельских старшеклассников». Цель исследования: изучить мотивацию достижения успеха выпускников городских и сельских школ.

Особенности мотивационной сферы подростков

Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Иначе ведут себя подростки, мотивированные на избегание неудач.

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения...

 В статье раскрывается взаимосвязь тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у учащихся выпускных девятых классов в теоретико-эмпирическом исследовании. Приведена характеристика этих явлений и особенности их проявления в подростковом возрасте.

Мотивация достижения в учебной деятельности

Последнее место в списке доминирующих мотивов учебной деятельности у выпускников ПГУАС контрольной группы занимает мотив «Не отставать от сокурсников», что подтверждает результаты тестов на достижение успехов и избегание неудач.

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности...

Мотив достижения выбирают 91,67 % школьников, мотив самоопределения и самосовершенствования — 75 %, мотив благополучия — 25 %. Мотивы аффилиации, престижа и учебно-познавательный мотив обладают одинаковой выраженностью (16,67 %).

Задать вопрос